Семинар для предпринимателей «Как защитить свой бизнес? Интеллектуальная собственность в компании и IT-проектах: как все оформить правильно» прошел в Воронеже в среду, 26 июня. На семинаре, организованном Кластером информационных технологий Воронежской области и Центром поддержки предпринимательства, эксперты рассказали, что такое интеллектуальная собственность, как защитить свои разработки и что делать, если авторские права нарушены.

Самые важные рекомендации экспертов – в материале РИА «Воронеж».

Что такое интеллектуальная собственность и кому она принадлежит?

Интеллектуальная собственность – это продукт, который получился в результате умственного труда. К этой категории относятся книги, фильмы, музыка, научные работы, картины, фотографии, компьютерные программы, дизайн какой-то продукции и т.д. Первый собственник – тот, кто своим творческим трудом произведение создает. Не автор идеи, не заказчик, а именно тот человек (или коллектив), который непосредственно работал над продуктом.

– Вот пример из практики. К нам обратился инвестор, который хотел вложить деньги в продукт одной перспективной IT-компании. Владельцами были два предпринимателя. Основным продуктом фирмы было программное обеспечение. Мы задали вопрос, а кто же все-таки является автором продукта? Два основателя фирмы сказали, что авторами являются они. Когда к нам пришли документы, выяснилось, что продукт делали 10 разработчиков. Мы, собственно, вернулись к ним с вопросом, кто же является автором. Они начали уверять нас, что, мол, нет, они и есть авторы, так как они все придумали, а разработчики – технический персонал, который просто написал коды. Но с точки зрения юриста, авторами были именно разработчики, и общаться по поводу прав нужно было с ними, – пояснила юрист Людмила Харитонова.

Если вы заказали кому-то сайт, текст или фотосъемку, это еще не значит, что получившийся продукт – ваш.

Какие проблемы могут возникнуть при заказе интеллектуальных продуктов?

При неверном оформлении документов заказчик может заплатить за продукт, но не получить права на него.

– Мой любимый пример – как судились две юридические фирмы, у которых были одинаковые сайты. Они были из разных регионов и, встретившись в суде, выяснили, что никто ни у кого ничего не копировал, просто у их сайтов был один и тот же разработчик, который создал сайт одной фирме и повторил его для другой. Не самая редкая ситуация.

Одна из фирм оказалась сапожником без сапог: организация, сайт которой был создан первым, не подписала никаких документов на него, в результате в суде выиграла вторая, у которой документы были, – рассказала Людмила Харитонова.

Особенно опасно отсутствие оформления интеллектуальных прав для предпринимателей.

– Вот недавняя ситуация, которая произошла с нашими клиентами. Они уже договорились с инвестором, но у них не было документов о праве собственности на интеллектуальный продукт. Они сказали инвестору: мол, нет проблем, наш разработчик сидит в команде, сейчас мы все подпишем. К сожалению, когда разработчик понял, что сделка завязана на его подписи, он потребовал за нее немаленькую сумму. Пока они там разбирались, инвестор ушел, – отметила Людмила Харитонова.

Как купить интеллектуальную собственность?

На примере создания и оформления сайта эксперты рекомендуют действовать пошагово таким образом:

  • Письменно составить техническое задание для специалиста, в котором подробно будет расписано, что именно вы хотите получить. Не нужно писать в документе просто «сайт». Распишите, какой это должен быть ресурс, с каким дизайном и какими функциями. В случае конфликта это позволит вам доказать, какой именно ресурс вы заказывали.
  • Заключите договор. Разделите в договоре оплату за создание ресурса и оплату за отчуждение права собственности. Эти пункты должны быть прописаны отдельно. Тогда ни у кого не возникнет сомнений, что вы не просто заплатили за создание сайта, но и купили на него все права и можете им распоряжаться.
  • Составьте акт приема работы, когда сайт будет создан, и подпишите его вместе с разработчиком. В этой бумаге нужно максимально точно описать, какой именно сайт получился, так как финальный результат не всегда совпадает с техническим заданием. Так вы сможете доказать, что купили права именно на этот ресурс, а не на какой-то другой.

Если вы работодатель и хотите заказать сайт своим сотрудникам, вы просто можете ввести в организации режим служебных произведений. Для этого в трудовых договорах сотрудников должно быть написано, что все произведения, которые они создадут в рамках своих должностных обязанностей, принадлежат фирме. При этом прописывать служебные обязанности нужно максимально четко.

– Вот реальное судебное дело. Корреспондент газеты поехал в командировку для подготовки какой-то статьи, и одновременно сделал к ней несколько фотографии. Редакция использовала эти фото для иллюстрации материала, а потом они так понравились, что были напечатаны этой редакцией в каком-то сборнике. Корреспондент, который к тому моменту уже уволился, предъявил иск компании, доказав, что в его должностные обязанности входило написание статьи, а фотографирование не входило, поэтому права на фото он редакции не передавал. И взыскал с издательства компенсацию, – рассказала Людмила Харитонова

Зачем регистрировать товарный знак?

Название организации и ее товарный знак тоже относятся к интеллектуальной собственности. Они принадлежат той фирме, которая их зарегистрировала.

– Когда мы спрашиваем у предпринимателей, есть ли у них товарный знак, обычно они отвечают: «Да» и показывают нарисованный логотип или название домена сайта. Но все эти вещи к товарному знаку отношения не имеют. Товарный знак должен быть зарегистрирован в Роспатенте, – отметила Людмила Харитонова.

Отсутствие товарного знака часто играет с бизнесменами злую шутку. Бывает так, что какая-то другая фирма регистрирует название, под которым вы работали, а потом начинает вас «кошмарить».

– К примеру, такая история часто происходит в сфере квестов. Пока вы работаете и развиваете свой бизнес в одном городе, в другом кто-то регистрирует ваше название как товарный знак, и дальше вы получаете кучу исков за то, что проводите квесты и используете это название на сайте, – рассказала юрист.

Регистрация товарного знака – платная услуга. Поэтому, если вы не уверены в том, как пойдет бизнес, и не хотите регистрировать его прямо сейчас, юристы советуют все-таки обратиться в Роспатент и выяснить, не зарегистрирован ли уже товарный знак на то название, которое вы придумали для своего продукта.

Что делать, если нарушили ваши права на интеллектуальную собственность?

Если вы обнаружили ваши фотографии или текст на постороннем сайте:

  • зафиксируйте нарушение, сделайте фотографии или скриншоты;
  • заверьте факт нарушения у нотариуса;
  • напишите претензию администрации сайта, где была размещена ваша работа, и самому нарушителю. Часто на этом этапе все разбирательства и заканчиваются. Сайт или сам нарушитель удаляют работу. Однако если они не отреагировали на вашу жалобу – придется обращаться в суд. Если вы все правильно оформили, шансы отстоять свои права велики. 

×

Добавить издание «РИА "Воронеж"» в ваши источники?

Новости из таких источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других

Добавить

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter