, Воронеж
  • 26008

Одна на всех. Как многодетная мама в одиночку воспитывает шесть детей

Анна Логинова совмещает материнство с работой
Одна на всех. Как многодетная мама в одиночку воспитывает шесть детей Одна на всех. Как многодетная мама в одиночку воспитывает шесть детей
РИА Воронеж Текст — , фото — Виталий Грасс

Жительница Воронежа, 34-летняя Анна Логинова, в одиночку воспитывает шесть детей: двух родных – восьмилетнего Тимофея и четырехлетнего Андрюшку – и четырех приемных: Даше 15, Матвею семь, Василисе почти шесть, Илюше почти четыре. Родных, которые бы помогали с воспитанием детей, у женщины нет, поэтому надеяться приходится только на собственные силы.

В канун Дня матери корреспондент РИА «Воронеж» встретилась с Анной и узнала, как ей удается воспитывать такую большую семью и совмещать это с работой.

Гостевой режим

– Моя мама умерла, когда мне было семь лет, отца лишили родительских прав. Опеку надо мной взяла бабушка, но она была старенькой и жила в деревне. У меня было два варианта: жить в деревне с бабушкой либо оставаться в городе и жить в интернате №4. Я занималась спортивной гимнастикой, поэтому решила остаться в Воронеже и выбрала интернат. Так что интернатную систему знаю изнутри, – вспомнила Анна.

Началось с того, что Тимофей хотел братика, а Андрей – сестренку. К тому времени с отцом сыновей Анна уже развелась. Она прошла школу приемных родителей, после медкомиссии получила заключение, что может воспитывать приемных детей, взяла справки и характеристики с места работы. 

– Если ты усыновляешь ребенка, твоя зарплата должна быть больше прожиточного минимума на каждого ребенка. Если ты становишься опекуном, требования к зарплате не такие строгие – поддерживает государство, которое каждый месяц выплачивает ребенку пособие: 7,7 тыс. рублей. Самое обидное, что слышали я и многие приемные родители, – это то, что мы наживаемся на детях. А ведь их нужно накормить, одеть, обуть, водить на развивающие занятия, а если дети с ограниченными возможностями здоровья, как в нашем случае, то их необходимо регулярно водить к врачам, психологам, дефектологам, логопедам и частным преподавателям, – рассказала Анна. 

Она убедилась в том, что взять опеку над ребенком дошкольного возраста сложно:

– В Воронежской области несколько детских домов, но забрать детей оттуда нельзя – 85% из них в возрасте от трех до семи лет находятся там по заявлению собственных родителей. Любой родитель, находясь в трудной жизненной ситуации, может написать заявление, что хочет на полгода поместить ребенка в детдом. Через полгода он может его забрать либо написать новое заявление. Родители не лишены родительских прав, по закону дети принадлежат им, забрать их из детского дома нельзя. Дети-сироты от семи до 18 лет живут в интернате №1 в Воронеже. Но обычно приемные родители хотят взять в семью маленького ребенка, до семи лет.

Приемных детей Анна нашла через федеральный сайт «Усыновите.ру» в детском доме Кировской области. Сначала молодой матери предложили взять опеку над трехлетним Илюшей. Но когда Анна приехала на место, выяснилось, что у мальчика есть брат и сестра – Матвей и Василиса. Одиннадцатого марта Анна забрала детей в Воронеж.

– Нам оформили гостевой режим. Это когда детей без постановления об опеке передают в семью. Они находятся в гостях, на полном моем обеспечении, – отметила женщина.

Трудности адаптации

Родные сыновья Анны поначалу были очень рады братикам и сестричке. Но стоило Андрюше залезть к ним на диван, как дети жестоко его столкнули, мальчик сильно ударился.

– Но как приемным детям не быть агрессивными? Василису в родной семье избивали так, что у нее были поломаны ребра и деформировались внутренние органы. В их семье не было принято заботиться друг о друге, не знали слов «спасибо», «пожалуйста», даже «здравствуй» и «до свидания». За кусок хлеба дети могли начать драться. Я приучала детей к тому, что нельзя обижать младших, надо о них заботиться. В первые три месяца жизни в нашей семье Василиса, видя на улице валяющийся кусок хлеба, тут же пыталась его есть, могла накормить Илюшу. Могла залезть в помойку и искать там еду. Детей приходилось держать на коротком поводке, – рассказала Анна.

Изо дня в день детей приходилось приучать к мысли, что в семье все любят друг друга и заботятся друг о друге.

Еще одним бастионом, который удалось взять Анне, было приучение приемных детей к личной гигиене. Оказалось, в детском доме они мылись в бане или в тазиках.

– Как только я стала купать под душем Василису, она начала кричать – жаловаться, что ее убивают, – и звала на помощь. Я подумала, что она боится душа, и налила ей воду в ванную. Но дети просто не знали, каково это – купаться. Илюша при виде воды тоже был в истерике, – призналась Анна.

Позже она связалась с родной тетей Матвея, Илюши и Василисы, которая рассказала, что в родной семье они никогда не купались. Ребята не имели ни малейшего понятия о гигиене. В деревне, где жила семья, не было даже деревянного туалета – по нужде все ходили за дом. Дети не знали, что такое менять, стирать и сушить одежду. Если кто-то из соседей отдавал чистую детскую одежду, родная мать надевала ее на детей, а грязную просто выбрасывала.

– Когда я заставляла Матвея чистить зубы, он кричал на меня, обзывал плохой. Я спрашивала: «А кто хороший?» Он говорил: «Моя мама хорошая – она меня ничего не заставляла делать, не заставляла чистить зубы и умываться», – вспомнила Анна Логинова.

Как выяснилось, характеристика, которую дали детям в детдоме, сильно отличалась от реальности. По словам Анны, об Илюше отзывались как о неуправляемом маленьком монстре, умственные способности Василисы оценивали невысоко.

– Илюша нам понравился еще в детском доме. Да, неделю-полторы он ломал игрушки, но это потому, что он в них не умел играть. Пришлось трехлетнего ребенка учить катать машинки. Играть с ребенком нужно – через игры проигрывается много травматических ситуаций, которые случались с ним. Это игровая терапия, – отметила Анна.

Приемная мать стала водить ребят на занятия с психологами, логопедами, дефектологами и частными преподавателями. Врачи признали, что за девять месяцев проживания в семье у Василисы произошел заметный скачок в развитии, неблагоприятный диагноз малышки, с которым Анна забирала девочку из детдома, фактически удалось победить. Сейчас Василиса ничем не отличается от сверстников. И все время подбегает к новой маме, чтобы обняться.

Принял правила семьи и Илюша. Тяжелее всех процесс адаптации дался Матвею. Он продолжает заниматься с психологом и дефектологом.

– Перевоспитать нельзя никого – ребенку можно показать, как бывает по-другому. Да, к семи годам у ребенка может быть свое мнение, но зачастую оно обусловлено опытом, который он получил к этому времени. Если ребенок живет в семье, где о нем заботятся, то он понимает, как нужно жить. Если ребенок жил в ситуации, приближенной к военным действиям, его жизненный опыт основан на том, что ему каждую секунду грозит опасность. Ему нужно внушить, что он в безопасности. Как только у него появится это чувство, его не надо будет перевоспитывать. Когда ребенок успокаивается, он становится самым обычным ребенком, – уверена Анна.  

Посуда и уборка

Трехкомнатную квартиру в хрущевке для комфортного проживания всех детей пришлось перепланировать.

В одной комнате живут девочки, в другой – мальчики, третья – комната и рабочий кабинет Анны, здесь же обитает ее собака. Ребята спят на двухъярусных кроватях.

Приемная мать приучила детей мыть за собой посуду и убирать в своей комнате.

– На кухне с самого начала мы ввели дежурства: каждый день кто-то один помогает мне накрывать на стол, мыть тарелки и ложки. Им весело. Я показала, как мыть полы. Мама приносит тазик – дети с тряпками моют пол. В этом нет ничего сложного, для этого не надо быть выпускником Оксфорда. Во время уборки у нас идет «драка» за пылесос – пылесос дается только за хорошее поведение. Все, как в «Приключениях Тома Сойера», зависит от того, заставляют ли тебя красить забор, – со смехом заметила Анна.

Большинство малышей в семье ходят на развивающие занятия и занимаются спортом. Тимофей – прыжками на батуте в СДЮСШОР №2, уже имеет первый юношеский разряд. Помимо этого, посещает художественную школу. Илюша – спортивной акробатикой для малышей. Андрей – спортивной гимнастикой в СДЮСШОР имени Штукмана, еще ходит к логопеду. Матвей посещает дополнительные занятия в центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения по вокалу, рисованию и танцам. Илюша с Андреем ходят и в школу раннего развития. По субботам и воскресеньям Андрей и Тимофей учатся английскому. Василиса посещает логопеда, дефектолога, коррекционного педагога.

Каждый день многодетной матери расписан по минутам:

– У меня нет ни одного выходного. Мы успеваем все.

Развивающие занятия – дорогое удовольствие. Женщина признается, что может позволить дополнительное образование для детей, лишь экономя на себе.

– Пока дети на занятиях, хожу в спортзал. Но когда стоит выбор: купить себе джинсы или заплатить за урок английского, – я выбираю второе. Джинсы никуда не убегут, а пропустить маленькое окошко в развитии детей не хочу. Если бы в Матвея вкладывали с самого детства, все было бы по-другому.

Спит Анна по пять часов в сутки, иногда меньше. Пока дети спят, работает (она трудится в сфере бухгалтерских услуг фрилансером).

«Приемным быть не стыдно»

Последним приемным ребенком в семье Анны стала 15-летняя Даша из Воронежа. Девушку вернули из приемной семьи.

Пока Даше искали новую семью, она несколько месяцев жила в больнице – все социальные учреждения и приюты были закрыты на карантин по коронавирусу.

– Органы опеки позвонили мне и предложили взять Дашу. Я согласилась. Не могу сказать, что нам легко и что мы сразу нашли общий язык. У нас были и скандалы, и ссоры, но мы стараемся находить варианты, чтобы наша семья жила спокойно. Ведь конфликт даже с одним ребенком отражается на всех остальных, – пояснила женщина.

Анна подчеркнула: если начинается конфликт, семья старается решать его на улице. Дом для ссор под запретом.

– С малышами проще. Если кто-то из них провинился, они стоят в углу. Они его ненавидят – в углу скучно, нет мультиков, в углу надо думать над своим поведением…

В доме строгая дисциплина и четкая иерархия.

– Я не понимаю, когда мама уговаривает ребенка что-то сделать. Мама сказала – ты делаешь. Мои дети понимают, что мы живем в одной семье, где все друг друга любят и уважают. В основном дети приняли новые правила, им это нравится. Каждый вечер маленькие не лягут спать, если не было обнимашек и целовашек. А целовашки будут, только если они хорошо почистили зубы...

В день Анна разрешает детям смотреть мультфильмы по телевизору всего 45 минут. В доме есть и ноутбук – для учебы, играть на нем в онлайн-игры детям не разрешается. Изредка можно поиграть в одну старую игру, которая развивает внимательность и логическое мышление.

– Но моим детям и некогда играть в компьютерные игры, – заметила многодетная мать. – В девять часов все ложатся спать, подъем – в шесть утра. Все как в армии.

Среди строгих запретов – алкоголь. Анна уверена, что видеть спиртное в доме дети не должны. Под запретом также крики и обзывательства.

– Если кто-то кого-то обозвал, он сидит и придумывает (либо записывает) десять синонимов, как можно было бы сказать по-другому, чтобы человеку было не обидно, – добавила многодетная мать.

Есть в семье и традиции. Например, каждый день рождения (даже если он зимой) в семье жарят шашлыки. На Новый год дети ищут подарки под елкой. Анна по вероисповеданию католик, поэтому говорит, что подарки принес не Дед Мороз, а святой Николай.

– Вообще, детей я не заставляю перенимать мои традиции. Илюша наполовину азербайджанец. Когда он немного подрастет, мы его познакомим с исламом. Свожу его в мечеть, пусть послушает имама. Тимофей и Андрей крещены в православной традиции, – рассказала Анна Логинова.

Биологическая мать на связь с детьми не выходит, но приемные ребята не забывают ее. Матвей рассказывает, какой хорошей была его мама, как она каждое утро варила ему каши, водила его с папой в цирк, как крестный катал его на вертолете. Анна отметила: Матвей верит в сказку, которую сам себе придумал.

– Я говорю детям, что приемным ребенком быть не стыдно. Стыдно быть наркоманом, алкоголиком, вором. Стыдно должно быть родителям, из-за которых их родной ребенок стал приемным, – резюмировала Анна.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: