Архитекторы, урбанисты, экономисты, представители власти и бизнеса обсудили перспективы развития современного мегаполиса на пленарном заседании, которое прошло в рамках строительного форума «Воронеж BUILD 2018» в четверг, 29 марта. Эксперты считают, что модель российских городов, по которой они развивались в последние 100 лет, требует качественных изменений.

О том, какие критерии необходимо учитывать при разработке стратегии развития города, стоит ли уделять внимание периферии, как будут развивать метро и что станет с центральной частью Воронежа, – в обзоре РИА «Воронеж».

«Важно понять, кто эти люди и что им надо»

Зачастую власти многих российских городов сталкиваются с похожими проблемами: тот или иной проект застройки вызывает протесты у местных жителей, квалифицированные специалисты уезжают в другой регион, а построенное метро не пользуется спросом у населения. Специалисты отмечают, что при разработке стратегии развития города на первое место должен выдвигаться социальный фактор.

Иван Карпушкин, эксперт по социальному развитию и комплексному развитию территорий:

– Власти и девелоперы должны понимать, кто эти люди, что им надо. Нужно верно сформулировать техзадание. Эта информация поможет правильно выполнять задачи по проектированию. Необходимо четко осознавать, чем люди занимаются, какие есть в городе специалисты, почему они уезжают или приезжают в Воронеж. Если вы не будете понимать, для кого проектируете, то в итоге окажется, что, например, вы заставите людей ездить на метро, которое им не нужно.

«Общество должно само зарождать тренды»

С точки зрения бизнесмена Евгения Хамина, не стоит навязывать гражданскому обществу «что такое хорошо, а что – плохо». По его мнению, общество должно само зарождать тренды, а власти и бизнес могут их только «поддиктовывать».

Евгений Хамин, девелопер:

– В гражданском обществе обозначать тренды неправильно. Оно должно само зарождать их. Но для этого должны быть институты, которые развивают это гражданское общество. В развитом обществе девелоперу выгодно сделать качественно, потому что он знает, что культурологически правильное по своим потребностям население не будет требовать плохой продукт. Когда население понимает эти процессы, оно более лояльно относится и к власти, и к бизнесу.

«Городу нужно зарабатывать»

По мнению одной из экспертов, каждый город должен зарабатывать «на каждом сантиметре территории», чтобы запустить собственные процессы развития.

Надежда Косарева, президент Фонда «Институт экономики города»:

– Экономика выжимает максимальную земельную ренту. Когда западные исследователи смотрят на развитие городов, они видят более высокоплотную застройку городов в центральной части. Понятно, что исторический центр низкоплотный, его никто сносить не разрешит. Но когда всего в 5 км от центра города есть куски индивидуальной застройки, это неэффективно. Уверена, такое есть и в Воронеже. Экономика этого не понимает. Поэтому существует градостроительное регулирование. Оно либо исправляет изъяны рынка в пользу общественного блага, либо, наоборот, делает что-то для более удобного извлечения ренты из каждого куска территории – для того чтобы у города появились средства для дальнейшего развития.

«Центральная часть Воронежа должна использоваться по-другому»

Власти Воронежской области отмечают, что местный бизнес «пытается зайти на территорию в центре города, однако это дается крайне сложно». По словам временно исполняющего обязанности зампредседателя правительства Воронежской области Виталия Шабалатова, курирующего строительную сферу, центральная часть Воронежа должна развиваться по-другому, но одновременно это не должно мешать комфортному проживанию местных жителей.

Виталий Шабалатов, председатель комиссии по регулированию строительной деятельности в Воронеже:

– У нас за площадью Ленина начинается огромный частный сектор. В основном это послевоенная застройка. Мы понимаем, что эта территория должна использоваться по-другому, это и экономика, и внешний вид города, и максимум плотности. Но мы пришли к тому, что сегодня федеральное законодательство по реновации этой зоны отсутствует. Застройка в центре Воронежа сложилась исторически. У нас бизнес пытается заходить на эту территорию, но это дается крайне сложно. Люди воспринимают это, мягко говоря, как неуважение. Огромное количество жалоб вплоть до массового протеста. Хотя надо понимать, город рано или поздно зайдет на эту территорию. Мы не препятствуем развитию застройки в центральной части города. Другой вопрос, что эта застройка не должна ухудшить положение людей, которые там проживают.

«Современный мегаполис – это плотная и компактная застройка»

Руководитель архитектурного бюро Тимур Башкаев уверен, что в центре города застройка должна быть более плотной. По его мнению, именно централизация обеспечивает максимально комфортный уровень проживания.

Тимур Башкаев, проектировщик московского центрального кольца:

– Как ни странно, все считают, что плотность – это плохо и некомфортно. Это миф. Главная стратегия города – это уплотнение территорий. Когда в Москве мы занимались проектом реновации, мы провели ряд исследований, чтобы понять, почему эти территории плохо развивались. Оказалось, что причиной стала именно неплотная среда. Там отсутствовало достаточное количество людей обслуживающего сектора, торговых сетей и сферы услуг. На территориях с низкой плотностью это делать нерентабельно, потому что там очень низкий спрос. Только концентрация функций и людей создает спрос. В идеальной модели город должен быть плотным и компактным, только тогда все окупается и город активно развивается. Исторически город всегда развивался как зона большого скопления услуг, с учетом минимизации времени и доступа к ним. Можно сказать, что город – это максимальное количество услуг в максимальном доступе и максимального качества.

«У Воронежа есть плюсы, которых нет в большинстве городов»

Виталий Шабалатов назвал Воронеж одним из самых комфортных городов для жизни.

– У нас есть общероссийские проблемы, которые присущи многим городам, например ЖКХ. Сегодня мы не можем кардинально изменить сложившуюся среду, но у города есть и свои плюсы, которых нет в большинстве городов, – отметил врио зампредседателя правительства Воронежской области. – У нас огромное количество парков и скверов. В последнее время мы стали уделять особое внимание таким объектам. Большую роль сыграла программа «Комфортная среда», в рамках которой мы в 2018 году завершим реконструкцию сквера на Советской площади, где будет пешеходная фонтанная зона.

По словам Шабалатова, в городе также активно развиваются культура и спорт. 

В то же время насущной проблемой является транспортная инфраструктура, решением которой может стать строительство метро.

– Сейчас нами прикладываются все усилия по выделению средств и поиску инвестора для строительства в Воронеже метро. Если этот проект будет реализован, а сегодня степень его реализации достаточно высока, то мы закроем основные проблемы с инфраструктурой в плане передвижения населения по городу. У нас есть планы по строительству метро до аэропорта. При положительном развитии событий мы построим станцию до аэропорта. Мы даже рассматриваем на перспективу в зону аэропорта вынести и автовокзал, – рассказал Виталий Шабалатов.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter