Если для школьников самым главным испытанием становится ЕГЭ, то для учителей – аттестация, на которой они получают оценку соответствия занимаемой должности или квалификационную категорию. Рособрнадзор планирует изменить порядок аттестации. Зачем нужна эта процедура, как она проходит и что в ней изменится – в материале РИА «Воронеж».
Как проходит обязательная аттестация?
Для педагогов предусмотрено два вида аттестации: обязательная – на соответствие занимаемой должности и добровольная – на присвоение квалификационной категории.
Обязательную аттестацию каждый педагог проходит раз в пять лет по месту работы. Комиссия формируется из сотрудников учебного заведения и оценивает профессиональные, деловые качества педагогического работника, результаты его труда. Если комиссия приходит к выводу, что аттестуемый не соответствует должности, его, как правило, направляют на дополнительное профобучение.
Обязательная аттестация не распространяется на:
- беременных женщин;
- педагогов с квалификационной категорией;
- педагогов, проработавших в сфере образования менее двух лет;
- работников, которые на момент проверки находятся в декретном отпуске (для них аттестация проходит по истечении двух лет с момента выхода на работу);
- педагогов, которые более четырех месяцев отсутствуют на работе из-за болезни (для них аттестация проходит через год после выхода на работу).
Что дает добровольная аттестация?
Для педагогов успешное прохождение аттестации оборачивается повышением квалификации (работник обобщает свои знания и опыт, ведет кружки, участвует в конференциях, осваивает новые методики) и прибавкой к зарплате. По итогам получения первой или высшей квалификационной категории педагогу устанавливают повышающий коэффициент к окладу – 1,2 или 1,4 соответственно. Если раз в пять лет не подтверждать аттестацию, надбавка снимается.
Кроме того, регулярное прохождение аттестации формирует у педагога полезную привычку получать документальное подтверждение своей работы. Например, если учитель является членом жюри крупного конкурса, то он не забудет взять об этом свидетельство, чтобы потом предоставить его комиссии как доказательство своего профессионального уровня.
Как педагоги готовятся к аттестации?
Аттестация на первую или высшую квалификационную категорию проходит по заявлению педагога. Процедура состоит из анализа портфолио, предоставленного педагогом, где зафиксированы все его достижения. Комиссия формирует экспертное заключение.
Как сообщила заведующая сектором аттестации педагогов Воронежского института развития образования (ВИРО) Тамара Бугакова, в Воронежской области аттестацию проходят примерно 6 тыс. педагогов в год, из них более 4 тыс. – учителя. В 2017 году свыше 35% педагогов школ имели высшую квалификационную категорию, более 41% – первую.
Работник образования, пожелавший пройти аттестацию, получает специальные таблицы, куда вносит информацию о своей профессиональной деятельности. Каждое достижение должно подтверждаться реквизитами наград, номерами протоколов, приказов либо другими официальными документами. С 2014 года учителя направляют документы в электронном виде. Затем через муниципальных координаторов в каждом районе аттестационная комиссия получает и распечатанную на бумаге документацию.
В 2017 году 73 педагогам (среди них более 50 учителей) отказали в установлении категории. В случае отказа педагог может подать заявление на ту же категорию только через год.
Педагог может выйти из аттестационной процедуры в любой момент до подачи документов на экспертизу. В 2017 году педагоги отозвали более 300 заявлений.
Как оценивают учителей?
Достижения работников образования считаются в баллах. Для первой категории нужно набрать 60 баллов, для высшей – 90.
Аттестация проходит по трем критериям:
- успеваемость учеников (учитываются оценки каждого ученика за весь межаттестационный период, за каждую четверть, полугодие и год) – приносит до 20 баллов;
- индивидуальные достижения детей (участие в кружках, секциях, коллективных творческих делах, конкурсах, олимпиадах, обязательно отмеченное наградами: грамотами, дипломами, медалями) – до 30 баллов;
- достижения самого педагога (ведение кружков и секций, участие в научно-практических конференциях, экспертная работа в различных жюри, проведение мастер-классов, наставничество, публикации).
При анализе личных достижений учитываются ученые степени и награды: например, заслуженный учитель получает сразу 50 баллов, почетный работник образования – 25.
Тамара Бугакова, завсектором аттестации педагогов ВИРО:
– За индивидуальные достижения учеников педагог получает не более 30 баллов. Такое ограничение введено, чтобы он не мог аттестоваться только по одному показателю. Например, тренер-педагог может набрать бесконечное количество баллов за спортивные победы своих учеников, но тогда у него не будет стимула развиваться в других направлениях. Иногда мы сталкиваемся с непониманием со стороны амбициозных людей – педагог считает, что если он получил степень доктора, то аттестовываться не нужно. Конечно, знать хорошо предмет – это здорово, но учитель должен уметь транслировать свои знания детям, иметь к ним психологический подход, получать обратную связь. Поэтому проводятся открытые мастер-классы, где демонстрируются инновационные методики. Не обобщая свой опыт, преподаватель даже может не знать, по какой методике он работает, или совсем ее не иметь.
Что изменится?
Добровольную аттестацию будут проводить с использованием единых федеральных оценочных материалов на знание предмета и владение психолого-педагогическими методиками. Пока комиссия аттестует педагога на основе портфолио – пакета достижений.
Новую модель в пилотном режиме опробуют в ряде российских регионов (Воронежская область в их число не входит). Апробация должна завершиться к 2021 году – к этому времени на новую систему должны перейти во всех регионах. Предполагается, что модель будет меняться постепенно и какое-то время существовать параллельно с привычной процедурой аттестации. В 2018-2019 учебном году педагоги точно еще смогут аттестоваться по-старому.
Учителя в Воронежской области, как и во всей стране, уже проходят Всероссийское тестирование. Это один из этапов апробации новой модели аттестации. Тестирование учителя проходят в личном кабинете на сайте Единый урок.рф. Анкеты разработаны по всем предметам и включают пять разделов по 40 заданий. Тестирование будет проходить до конца октября 2018 года, по его результатам выберут 1000 лучших учителей на федеральном уровне и по 300 в каждом регионе.
Что думают учителя?
Наталия Демьянова, имеет высшую квалификационную категорию как воспитатель дошкольного учреждения и первую – как педагог-психолог.
– Аттестация дает не только прибавку к зарплате, но и статус, уважение в среде коллег. Самое сложное и долгое – правильно внести в таблицы все достижения, номера приказов и реквизиты итоговых документов, хотя многое подсказывает сама электронная система, – считает Наталия Демьянова. – Приходится на время этой рутинной работы отложить все свои дела, в том числе домашние. Я считаю, что работа педагога низко оценивается внутри образовательной организации. Например, в сельской школе открытый урок оценивается, условно говоря, в один балл, а если выйти с этим же уроком на уровень района – уже в пять. Тем, кто работает в малокомплектных, отдаленных образовательных учреждениях, очень сложно заработать баллы.
Учитель математики Ольга Шипилова проходила аттестацию в 2014 году.
– Подала заявление в сентябре, в ноябре отправила готовые документы экспертам, и в декабре мне присвоили высшую категорию. Все это время, конечно, волновалась: не мало ли достижений написала, не внесла ли что-то лишнее, за что все равно баллов не получу, – призналась Шипилова. – Для каждого учителя аттестация – это всегда бесконечные переживания. Среди моих учеников есть призеры олимпиад, это приносит баллы. Но если бы не было аттестации, я бы все равно готовила ребят к олимпиадам. А вот в конференциях, вебинарах, может быть, и не участвовала бы. Здесь аттестация действительно дает стимул.
Учитель начальных классов Мария Михайлова работает три года, однако не смогла пройти аттестацию в 2018 году.
– Мне было сложно разобраться, как правильно заполнять документы, а на консультации ездить было некогда. К тому же, как выяснилось, многое из того, что я считала достижениями, никак не оценивается. Поэтому я решила не тратить время и дальше работать без аттестации.
Что думают родители?
Людмила Лебедь, мать одиннадцатиклассницы:
– Когда ищешь ребенку репетитора, то обращаешь внимание прежде всего на отзывы его коллег, учеников и их родителей. А уже потом – на то, какая у него квалификационная категория. Хотя, конечно, это тоже имеет значение.
Елена Климова, мать девятиклассницы:
– Для меня важны человеческие качества педагога, его отношение к детям. В нашей школе №46 преподают учителя старой формации, они хорошо объясняют материал, отвечают на все вопросы детей. А степенью их квалификации я никогда не интересовалась, по-моему, это формальность.