Полицейские в очередной раз напомнили об осторожности при пользовании банковскими картами. Поводом для этого стала кража со счета жительницы Воронежа почти 80 тыс. рублей. Женщина сама помогла мошенникам снять деньги, вставив свою карту в банкомат и набрав по их рекомендации комбинацию цифр.
Журналист РИА «Воронеж», вспомнив рекомендации полицейских, подготовила подборку видов обмана на расстоянии с банковскими картами. О них нужно знать, чтобы не попасться на удочку мошенников.
Вид №1. Трюк с липовой блокировкой
Самый популярный сейчас прием мошенников рассчитан на страх остаться без банковской карты. Владельцу карты приходит SMS якобы из банка о блокировке карты. Ему советуют перезвонить, чтобы узнать, почему заблокировали карту. Человек на другом конце провода представляется сотрудником службы безопасности банка, в котором выпустили карту. Он поясняет, что кто-то пытался списать с карты деньги, поэтому ее заблокировали.
Для «разблокирования» или «перерегистрации» владельца просят продиктовать номера карт и счетов, пин-код или приходящие в SMS-пароли. По другой схеме фиктивные сотрудники банка просят найти банкомат, вставить в него карту и ввести под диктовку некую комбинацию цифр. В итоге со счета клиента банка забирают деньги мошенники. Найти аферистов, которые крадут на расстоянии, не так просто. Обычно они используют номера и счета из других регионов России.
Чтобы получить доступ к средствам на карте, достаточно знать только номер карты и пин-код. Стоит только их назвать, и мошенники моментально «уведут» деньги. Пин-код карты – ключ к вашим деньгам. Поэтому никому и никогда не следует его сообщать. Полицейские советуют вообще не реагировать на подобные сообщения. Как правило, они приходят со странных номеров, которые вряд ли могут оказаться контактами банка.
Вид №2. SMS от оператора связи
Мошенники могут представляться не только сотрудниками банка, но и действовать от имени оператора связи. Обычно обман начинается с SMS, в которых предлагается подключить новую услугу, изменить тарифный план, улучшить качество связи. Владелец мобильника набирает цифры и знаки по рекомендации якобы оператора, и денег на счете как не бывало. У многих счет телефона автоматически пополняется банковской картой, откуда и списываются деньги обманщикам.
Мошенники до сих пор используют старый трюк с якобы ошибкой при зачислении денег счет мобильника. На телефон приходит SMS о пополнении баланса. Вскоре звонит неизвестный, объясняет, мол, перечислил не туда, просит вернуть. Любой порядочный человек просьбу выполнит. Каково же будет его удивление, когда средства спишут два раза – и чужие, и свои. Просто мошенники, после того как деньги будут перечислены, обратятся к оператору, воспользовавшись правилами возврата средств.
Чтобы не стать жертвой обмана, нужно просто не реагировать на сомнительные ММS и SMS с незнакомых номеров.
Вид №3. Разорительные вирусы
Остаться без денег на банковской карте можно, не предпринимая совсем никаких действий в пользу мошенников. Полицейские все чаще сталкиваются с вредоносными программами, которые сами устанавливаются на мобильник с доступом в интернет. В таком случае, если владелец банковской карты, пользуется онлайн-банком с телефона, он уже в группе риска.
«Хакерская» программа дает мошенникам возможность управлять услугой «мобильный банк» или считывать логин и пароль, который пользователь вводит на странице онлайн-банка. При этом сообщения, о проведенных без ведома владельца операций, обманщики блокируют, и владелец карты может долгое время быть в счастливом неведении о краже денег.
Сотрудники отдела «К», которые регулярно сталкиваются в «технологичными» преступлениями, советуют два варианта обезопасить себя от «сотового» воровства. Самый простой и надежный способ – пользоваться мобильником без доступа в интернет и подключить сервис «мобильный банк», чтобы контролировать действия со своим счетом. Тем же, кто все-таки пользуется телефоном с интернетом, рекомендуют постоянно обновлять на нем антивирусные программы. Особенно внимательными стоит быть владельцам мобильников и планшетов с операционными системами Android и Windows Phone.
Подвести могут не только мобильники, но и компьютеры. Они тоже вполне могут заразиться «разорительными» вирусами, через которые воруют деньги с банковских карт. Поэтому пользователям онлайн-банка следует быть всегда внимательными.
- Злоумышленники могут распространять вирусные программы через различные интернет-ресурсы: от социальных сетей до обычных новостных сайтов. Поэтому при попытке войти в личный кабинет с зараженного компьютера вы попадаете на «фишинговые» сайты, которые внешне практически не отличаются от подлинных сайтов интернет-банков. На поддельном сайте вас могут попросить ввести идентификаторы и пароли, мобильный телефон и другие персональные данные, - предупреждают полицейские. - В первую очередь необходимо убедиться, что вы находитесь на официальном сайте банка. Если хотя бы одна буква или знак в адресной строке не совпадает, это тревожный сигнал. Скорее всего, вы попали на сайт-клон.
Вид №4. Доступный мобильный банк
О безопасности телефона с подключенным мобильным банком полицейские советуют заботиться чуть ли не больше, чем о сохранности самой банковской карты. При потере мобильника нужно сразу позвонить оператору сотовой связи и заблокировать сим-карту. Также нужно обратиться в контактный центр банка для приостановки самого сервиса. В противном случае, если мобильник или карта из телефона попадет в руки «предприимчивых» людей, то очень скоро можно лишиться всех денег со счета.
Деньги с банковской карты могут пропасть также из-за беспечности при смене номера телефона. Полицейские не раз сталкивались со случаями, когда человек долго не пользовался сим-картой, и оператор сотовой связи продавал номер другому абоненту. При этом сообщения об операциях с банковским счетом старого владельца начинали приходить на номер, открывая тому доступ к счету чужому человеку. Непорядочный люди этим пользовались и присваивали деньги с банковской карты.
Чтобы не стать жертвой кражи, при смене номера телефона, на который подключен «мобильны банк», следует обратиться в филиал банка и оформить заявление на отключение услуги.
Вид №5. Ловушка в банкомате
В последнее время обманщики все чаще для увода денег со счетов используют банкоматы. Речь идет о скимминге - применении специального оборудования, сканирующего информацию о пин-кодах банковской карты и личных данных клиента. Обычно списание средств происходит в течение суток после обращения в банкомат, где скиммеры установили свою «ловушку». Именно поэтому владельцам банковских карт всегда рекомендуют закрывать рукой клавиатуру, набирая пин-код в банкомате. Делать это нужно, чтобы воры не смогли подглядеть комбинацию цифр или записать ее на видеокамеру.
До того, как начать операцию в банкомате, полицейские советуют осмотреть поверхность над клавиатурой и устройство для приема карты. Там не должно быть никаких посторонних устройств, предметов или рекламных буклетов. Если с банкоматом что-то не так, нужно отложить операцию и срочно обратиться в банк.
Замки доступа по картам в специальные помещения, где устанавливают банкоматы, не должны требовать ввода пин-кода. Если для прохода в помещение, устройство запрашивает пин-код – это повод обратиться в банк. В случаях, если пользователь карты заметил «ловушки» после того, как воспользовался замком доступа или банкоматом, ему нужно срочно заблокировать свою банковскую карту.
Мошенники придумывают новые виды краж денег вслед за повышением уровней банковской защиты. Подразделения полиции, расследующие «технологичные» преступления, также совершенствуют методы своей работы с учетом рисков и угроз. Однако в большинстве случаев кражи с банковских карт – результат небрежного хранения конфиденциальной информации, уверены полицейские. И любая защита окажется бессильна, если сами владельцы карт не соблюдают элементарные правила безопасности.