В конце 2015 года Воронежская митрополия подписала несколько договоров о сотрудничестве. Главным из них стал трехсторонний договор с региональным департаментом образования и Воронежским институтом развития образования (ВИРО). Корреспондент РИА «Воронеж» выяснила, зачем нужно это соглашение и как вообще сотрудничают представители образования и церкви в регионе.
Как церковь сотрудничала со структурами образования?
Воронежская и Борисоглебская епархия заключила трехсторонний договор о сотрудничестве с областным департаментом образования и Институтом повышения квалификации (ныне – ВИРО) еще в 2007 году. Церковь и департамент проводили совместные мероприятия – в частности, Х Образовательные чтения ЦФО, которые в 2015 году прошли в Воронеже впервые. Некоторые проекты 2000-х годов стали традиционными: с 2006 года в регионе проходит конкурс «За нравственный подвиг учителя», в 13 раз в 2015 году состоялся краеведческий конкурс «Край воронежский православный». Представители церкви вместе с Институтом повышения квалификации организовывали выездное обучение преподавателей основам православной культуры.
Митрополия взаимодействовала и с другими вузами. В декабре 2015 года Воронежская епархия закрепила многолетнее сотрудничество с ВГАУ имени Петра I и институтом МВД. Епархия продолжит участвовать в организации мероприятий по духовно-нравственному воспитанию для сотрудников и студентов этих вузов.
Практикуется и взаимодействие митрополии со школами: священники беседуют с учениками о моральных ценностях, дети посещают храмы.
Что изменилось в 2015 году?
По словам главы отдела религиозного образования и катехизации Воронежской митрополии, протоиерея Василия Попова, обновление соглашения потребовалось из-за образования в 2013 году Воронежской митрополии, в которую вошли Воронежская, Борисоглебская и Россошанская епархии.
– Изменилась наша структура, изменился и уровень взаимодействия, – отметил Василий Попов.
Стороны договорились о «противодействии распространению наркомании и алкоголизма среди молодежи», «возрождении традиций отечественной педагогики» (имеется в виду возвращение школе воспитательных функций) и «координации условий для преподавания» основ православной культуры (ОПК) в школах. Воронежская митрополия продолжит участвовать в лицензировании негосударственных школ, специализирующихся на церковном образовании. Кроме того, митрополия будет рецензировать некоторые учебники по православной культуре.
Новшеством обновленного договора стал акцент на противодействие «религиозной неприязни» и нейтрализацию деятельности сект в регионе. Выполнить эту задачу, по мнению протоиерея Василия Попова, поможет качественное преподавание основ религиозных культур и светской этики, в частности, основ православной культуры.
– ОПК знакомит школьников с традиционной религией, а не фанатичными направлениями. Это помогает им мыслить объективно, – считает Попов.
Что дает новый договор?
Взгляд митрополии
По мнению Василия Попова, договор с департаментом образования дает митрополии право «всесторонне сотрудничать с любым образовательным учреждением региона».
– Чтобы полноценно работать со школами, нужна правовая база. На федеральном уровне есть только Конституция и закон о религиозных объединениях, который мало кто знает. А соглашение с департаментом – конкретный документ, принятый в регионе. Он помогает сделать воспитание подрастающего поколения полноценным и системным, – пояснил Василий Попов.
Он добавил, что, «если директор школы настроен отрицательно, можно сослаться на договор». Предвзятое отношение руководства образовательных учреждений к представителям церкви Попов объяснил «устаревшими взглядами на отделение церкви от государства».
– Многие думают, что священникам нечего делать в школе. Они не понимают, что церковь – это не отдельная чужеродная структура, это верующие люди, объединенные вместе, – сказал протоиерей.
По его мнению, договор с департаментом образования поможет митрополии контролировать то, как школы выбирают направление обучения религиям.
С 2012 года во всех школах региона четвероклассникам преподают основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Предмет включает шесть модулей, среди них – основы православной культуры, основы мировых религиозных культур, основы исламской культуры, основы светской этики. Ученики или их родители могут выбрать любой модуль.
– Решение должны принимать в школе на родительском собрании, в котором участвует и представитель церкви. Но иногда руководство школ не считается ни с чьим мнением и просто выбирает то, что ему удобно. Например, светскую этику – с ней детей может познакомить и учитель истории, а для преподавания основ ислама пришлось бы нанимать нового педагога. Чтобы процедура выбора соблюдалась как надо, тоже нужен некий документ, – рассказал Василий Попов.
Взгляд эксперта
Воронежский юрист Игорь Федоров отметил, что «правовая природа договора митрополии с департаментом неясна».
– Закон «Об образовании» не предусматривает заключение таких соглашений. Прав и обязанностей они не порождают – в данном случае это, скорее, соглашение о намерениях. И юридической ответственности его неисполнение не повлечет, – объяснил Федоров.
Учебные программы по основам религии и так проходят экспертизу в религиозных организациях в силу того же закона «Об образовании», так что «договор митрополии и департамента здесь ничего нового не содержит», отметил юрист.
Он усомнился в том, что уместно «ссылаться на договор», если директор школы не хочет сотрудничать с представителями церкви.
– Школы – самостоятельные организации, которые не являются сторонами заключенного трехстороннего договора. А обязать директора отдельной школы заключить соглашение с митрополией нельзя. Право беседовать с представителями церкви у школьников есть и без всяких документов. Что касается якобы устаревших взглядов на отделение церкви от государства – законы пока никто не отменял, – сказал Федоров.
По федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», который упоминал Василий Попов, государство «не вмешивается в деятельность религиозных объединений», но «обеспечивает светский характер образования» и «не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, государственных учреждений».
Игорь Федоров удивился намерению представителей церкви приходить на родительские собрания, где выбирают модуль для изучения ОРКСЭ. По его словам, в законах о необходимости их присутствия на таких собраниях ничего не сказано, и, «если родители не согласны советоваться с батюшкой, заставить их нельзя».
– Следить за учебным процессом могут только уполномоченные государственные органы по надзору в сфере образования. Передача этих функций церкви, хоть даже на основе договора, незаконна, – сообщил юрист.
Взгляд родителей школьников
Мать воронежской школьницы Анна не осуждает участие митрополии в образовании школьников (хотя в школе, где учится ее дочь, «такое вроде бы не практикуют»).
– То, что моего ребенка познакомят с нравственными канонами и культурными ценностями, я приветствую. Главное, чтобы не навязывали никаких религиозных взглядов и не сеяли вражду между одноклассниками. Ведь дети очень не любят тех, кто от них отличается, даже в таком тонком деле, как религия, – считает она.
В определении модуля для изучения ОРКСЭ представители церкви, по ее мнению, участвовать не должны.
– Если привлекать к этому кого-то из церкви, то справедливо собирать представителей всех основных религий. Но это сложно – значит, пусть вопрос решают родители и учителя, – объяснила свою позицию Анна.
Читатель РИА «Воронеж» Сергей убежден в том, что «церкви в школе делать нечего».
– Если мне захочется, чтобы мой ребенок был близок к церкви, я буду водить его туда в свободное от учебы время. А навязывать общение с представителями церкви в школе вообще недопустимо: это только перегружает детей, – сказал он.
Сергей высказался даже против участия митрополии в рецензировании школьных учебников.
– Школьную литературу должны рецензировать светские люди – как раз это обеспечит независимость и объективность суждений, – уверен он.