Жительница Воронежа Валентина Карташова попала в немецкий концлагерь, когда ей было всего пять лет, но женщина до сих пор помнит, как издевались над пленными фашисты и твердили, что им «нужна Россия без русских». Бывшая узница концлагеря поделилась воспоминаниями на встрече в воронежском Доме молодежи в понедельник, 25 января.

День освобождения Воронежа для Валентины Карташовой – один из самых важных праздников.

 
Фото — Михаил Кирьянов

– Немцы угнали всю нашу семью: меня, сестру, маму и отца. Он был негоден к строевой службе. В первый же день войны ему вручили повестку, оставили работать в военкомате. Немцы пришли в Воронеж 7 июля 1942 года, в этот день была страшная бомбежка. После фашисты заняли всю правобережную часть Воронежа, они прочесали каждый сантиметр, собрали всех, заставили идти в неизвестном направлении, а тех, кто отказывался или не мог идти, они расстреливали. Целый день шли. При мне никого не убивали, но я слышала разговоры о том, что, например, сегодня утром опять убили двоих, и знала, что надо идти во что бы то ни стало, – рассказала Валентина Карташова.

 
Фото — Михаил Кирьянов

Немцы пригнали пленных в Курбатово (поселок в Нижнедевицком районе Воронежской области). Там был лагерь, который служил фашистам пересыльным пунктом. Железной дорогой захватчики отправляли в концлагеря Польши и Германии эшелоны с русскими пленными. Отправляли туда не сразу – тех, кого не успевали проверить на «профпригодность», заставляли работать в колхозе.

 
Фото — Михаил Кирьянов

– В первый отбор приехали какие-то люди, ходили, рассматривали, а нас с сестрой мама зеленкой намазала и сказала, что это ветрянка. Благодаря этому нас не забрали, так как немцы очень боялись больных и обходили их стороной. Перед вторым отбором мы убежали и таким образом спаслись. Территория лагеря была огорожена металлической проволокой. На вышках сидели охранники. Но когда наши самолеты бомбили станцию – а ее бомбили, потому что у немцев там, вероятно, были склады, – все разбегались в разные стороны, чтобы спрятаться. Но потом возвращались из-за того, что всех не вернувшихся искали с собаками. Нас спас один мужчина, который был родом из тех мест. Он сказал, что убегать надо не по дороге, а через поле. Это нас спасло, – вспомнила Валентина Карташова.

 
Фото — Михаил Кирьянов

К своим пятилетняя Валентина и ее родные вышли на станции Латная в Семилукском районе. Все были безумно счастливы, когда увидели русских солдат. Женщина в деталях помнит эту встречу:

 
Фото — Михаил Кирьянов

– Они были богатырями! В полушубках, шапках меховых! Был голод, есть было нечего, но нас все равно угощали кто чем мог. Еще больше нам повезло, когда нас пустили в домик жить, потому что хозяйка не хотела его пустым бросать. Остановившись там, мы с сестрой каждый день ходили снег чистить или выполнять другие похожие работы. Потом оказались на кухне, чистили там картошку. Там же, на кухне, поваром работал пленный немец, но он знал русский язык и очень хорошо отзывался о русских. Говорил, какие русские люди добрые, ведь в ужасный голод хозяйка дома кормила его наравне с членами своей семьи, – продолжила рассказ Валентина Карташова.

 
Фото — Михаил Кирьянов

Когда семья вернулась в Воронеж, Валентина увидела, что их дом стоит невредимым. Радости не было предела. Но пожить в доме удалось недолго. В здание попала бомба, семья чудом уцелела.

 
Фото — Михаил Кирьянов

– В центре комнаты посреди кроватей образовалась воронка. И когда мы проснулись, я первым делом спросила у мамы, как же мы теперь без крыши жить будем. Честно скажу: тех, кто попал в оккупацию, в городе не приветствовали по возвращении. Все думали, что лучше погибнуть от пули фашиста, чем попасть в плен. Одного мужчину спросили: «Ты был у немцев?» Он с иронией ответил: «Я у немцев не был, немцы у нас были!» А я на всю жизнь запомнила, как, не стесняясь, говорили немцы, что им нужна Россия без русских, – заметила бывшая узница концлагеря.

 
Фото — Михаил Кирьянов

Валентина Карташова хочет, чтобы современное поколение помнило, какой ценой далась их предкам победа. Долгое время она работала в экскурсионном бюро, показывала места, где в Воронеже проходили бои. Женщине 79 лет, но она до сих пор с удовольствием проводит встречи в школах, институтах, встречается со всеми, кого интересует история Великой Отечественной войны.

 
Фото — Михаил Кирьянов

Организатором встречи с бывшей узницей концлагеря выступило Воронежское отделение Российского военно-исторического общества.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».