Воронежские иудеи

Небеса обетованные
Исход и возрождение
В рамках проекта «Небеса обетованные» корреспонденты РИА «Воронеж» побывали в еврейских общинах региона. Их две – в Воронеже и в поселке Высокий Таловского района. Cоседство городской и сельской иудейских общин сделало Воронежскую область уникальным местом на еврейской карте России и мира.
Текст
Ольга Бренер

Фото
Андрей Архипов
1

Жизнь в подполье

До революции Воронеж долго не входил в черту оседлости иудеев. Еврейские кантонисты, отслужившие в царской армии, начали селиться в губернии в середине XIX века. В начале XX века воронежские иудеи – ремесленники, инженеры, аптекари – своими руками построили синагогу – теперь одну из старейших в России.

В 1930-е на религиозных евреев начались гонения. Синагогу в Воронеже решили закрыть и «по просьбам еврейских трудящихся» устроить в ней клуб. В иудейском селе Ильинка Таловского района в 1937 году арестовали молодого раввина Залмана Либермана. Из сталинских лагерей он не вернулся.

В Воронеже еврейская религиозная жизнь ушла в подполье вплоть до начала 1990-х. Миньян (собрание не менее десяти евреев для проведения общественной молитвы) состоял в основном из стариков и тайно собирался по квартирам. Остальные горожане еврейского происхождения демонстрировали научно-производственные достижения и торжество атеизма.
Соблюдали и хранили исконные иудейские традиции в 150 км от Воронежа – в Таловском районе. Подлинными иудеями оказались жители поселков Ильинка и Высокий – потомки русских, принявших в средние века Пятикнижие Моисеево, или Тору, со всеми 613 заповедями (Ветхий Завет). Именно здесь, в русских «жидовствующих» селах, несмотря на запреты, строго хранили духовные сокровища иудаизма.
Авигдор Носиков
Никто доподлинно не знает, почему эти русские люди несколько веков назад приняли иудаизм. Одна из наиболее правдоподобных версий – уход в иудаизм после раскола Русской православной церкви. Одни остались в старообрядчестве, а другие решили вернуться к самым древним истокам христианства, в Ветхий Завет, пояснил главный раввин Воронежской области Авигдор Носиков.

2

Ветхий Завет и «воронок»

В селе Ильинка из иудеев остались только две семьи стариков. Остальные уехали в Израиль еще в начале 2000-х. Потомки русских иудеев из Ильинки, Озерок, Тишанки, Клеповки – теперь в поселке Высокий Таловского района. Восемьсот «людей Торы» живут на две общины.
Старейшая община строго следует традициям, заложенным в Воронежской губернии первыми русскими иудеями. Община закрыта для посторонних. Старики так и не признали раввина Шломо Зелига Аврасина, приехавшего в 2012 году из Израиля сплотить духовность высочан. Они не ходят в недавно построенную поселковую синагогу и по-прежнему молятся друг у друга по домам. Не стали они общаться и с корреспондентами РИА «Воронеж». У руководителя общины старейшин Элиэзара Кончакова хранится древний свиток Торы.

Фамилии у всех высочан русские – Гридневы, Бочарниковы, Кончаковы, Матвеевы, Голевы. А вот имена с самого рождения часто даются иудейские.

По словам руководителя второй, молодой общины Высокого Михаила Бочарникова, в советское время иудеи соблюдали традиции тихо – «подальше от глаз сельсовета и районных партийцев»
Михаил Бочарников
– Отец всегда постился. В семье строго соблюдались все праздники: Рош-а-Шана – еврейский новый год, отмечается осенью, Йом-Киппур – День Искупления, Песах – еврейская Пасха, Шавуот – праздник дарования Торы, в христианской традиции – Пятидесятница. Деды собирались друг у друга в четыре утра на молитву – Шахарит, чтобы никто из властей не увидел. А то ведь мог и «воронок» к дому подъехать. Моего деда несколько раз забирали, прорабатывали: «Бросай ты это дело с религией», – поделился Бочарников.
Пенсионерка Ирина Кожокина вспомнила, как весной 1962 года, когда она работала учительницей в ильинской школе, во двор въехал «уазик», из него вышли двое сотрудников КГБ и стали ее расспрашивать.

– Спросили, все ли советские праздники мы в школе отмечаем. Я отвечаю: конечно, все! Вот только что Ленинские дни провели и День пионерии. – «А антирелигиозная пропаганда?» – Сначала я растерялась, а потом говорю: моя семья и семья мужа – мы все верующие. Живем по Священному Писанию и дальше будем жить так. – «Да, мы знаем», – ответили гости и уехали. Никаких последствий не было. Но я усвоила на всю жизнь: не будешь скрывать своего еврейства – и твое прямодушие все вокруг станут уважать, – убеждена Ирина.
– Иудаизм вполне интегрирован в российское сообщество. Как и в любое общество, которое не лезет во внутренний мир человека и позволяет соблюдать свои духовные традиции. Мы же, со своей стороны, обязаны, по Талмуду, соблюдать все законы своего государства. К тому же в российском законодательстве есть закон о свободе совести. Согласно ему, каждый имеет право исповедовать свои духовные традиции, если они не наносят вред обществу.

Авигдор Носиков
главный раввин Воронежской области

3

Хупа в московской синагоге

С женой Леей, экономистом НИИ имени Докучаева, Михаил Бочарников познакомился еще студентом – в лесотехническом институте. Лея приехала учиться в Воронеж из Калужской области.
– Мне, девушке из семьи партработников и атеистов, очень понравилось, что Михаил – иудей. Даже студентом он соблюдал свою Субботу и праздники. Его семья сначала приняла меня очень сдержанно. В советское время в Высоком браки на стороне не приветствовались ради сохранения веры – в поселок старались никого из «новеньких» не пускать. Поэтому перед свадьбой Михаил сразу поставил мне условие: принять иудаизм. Я согласилась, – вспомнила Лея.

Но хупу – еврейскую свадьбу по всем религиозным установлениям – семья Бочарниковых отпраздновала, когда дети уже выросли, в Хоральной синагоге в Москве.

4

Иудейский исход

В 2011 году у высоковских евреев появилась своя маленькая синагога, или бейт медреш – дом учения. Здесь же принимают гостей – из Воронежа, Москвы, Израиля и всего мира.
Еще два года назад молодые и пожилые высоковские иудеи сидели в своей синагоге за книгами, вместе с раввином Шломо Зелигом Аврасиным разбирали главы Священного писания, изучали иврит. Для детей работала воскресная школа. Но раввин Шломо и руководитель воскресной школы Това вот уже три года как в Израиле.
Прежде в Высоком был свой шойхет Анатолий Гриднев – резник: резал кур и коров по законам Торы. Правильный забой скота, при котором животное избавлено от боли и страданий, а вся кровь стекает в землю – наука, которой учат в еврейских духовных училищах несколько лет. Анатолий Гриднев овладел ей в Израиле, а вернувшись домой, стал обрезать еще и мальчиков на восьмой день рождения – исполнял обязанности моэля (знаток Торы, делающий обрезание – РИА «Воронеж»). Сейчас в Высоком и Ильинке нет ни шойхета, ни моэля, ни новорожденных еврейских мальчиков.

Русские иудеи, сохранившие Ветхий Завет в самые опасные времена, исчезают – заканчивают земную жизнь или растворяются в Израиле, Воронеже, Москве.

Но иногда они возвращаются – как вернулась Ирина Гриднева. Много лет назад она учительствовала в Ильинке, потом долго жила в Израиле, приехала в родное село ухаживать за престарелыми сестрами и осталась.
Ирина Гриднева
– Люди уезжают не за длинным рублем, а туда, где есть синагога, раввин и возможность соблюдать традиции, где тебя когда-нибудь похоронят по законам Торы. В 1963 году у одного моего десятилетнего ученика в Ильинке умерла мама. Весь месяц каждое утро в четыре часа он приходил в школу читать каддиш (еврейская поминальная молитва — РИА «Воронеж») на иврите. Подхожу к школе – а он сидит на порожках, уже все прочитал, ждет начала занятий. Если в Высоком снова будет свой постоянный раввин, то люди начнут возвращаться, – уверена женщина.
– Я не удовлетворен результатом своей работы в поселке. Мне не удалось найти общий язык с руководителем общины старейшин. К чести высочан, наиболее активные из них сумели пройти гиюр (официальный, признанный раввинским судом, переход в иудаизм – РИА «Воронеж»), и теперь община держится на них. Синагога пустует, средств не хватает. Но уехать в Израиль у большинства не получится – официально их евреями не признают. В Москве тоже не хотят или не могут оказать помощь поселку Высокий. Так что вся надежда на Всевышнего.

Шломо Зелиг Аврасин
бывший раввин общины в Высоком, живет в Израиле

Высокий славится добропорядочными нравами и хорошей школой с сильными учителями, где каждый год выпускают по два-три медалиста. Новоселы, по словам Бочарникова, в Высоком обживаются быстро. Со своим уставом никто не приходит – к иудейским традициям относятся с уважением.

Летом 2016 года члены воронежской иудейской общины обнаружили рядом с Ильинкой могилу раввина Штарка, хорошо известного в мире среди последователей бреслевского хасидизма (одно из крупных направлений в иудаизме). Штарк работал раввином в селе Абрамовка рядом с Таловой, где до войны жили русские иудеи. Приехав в очередной раз в общину в 1935 году, он скоропостижно скончался на железнодорожной станции. Родные Штарка и его последователи со всего мира построили в Ильинке красивое надгробие. В ближайшее время сюда, как в Умань, ожидается паломничество бреслевских хасидов.


5

«Прячемся от самих себя»


Старейший член воронежской общины Лев Краков – габай: отвечает за имущество.
Впервые Краков попал в синагогу в 1936 году пятилетним мальчиком.

– Тогда синагога еще принадлежала общине. Я увидел веселье, танцы со свитками, угощения. И раввина Липскинда. Кстати, его зять рэб Эфраим уже в 1990-х был самым образованным членом воронежской общины, знал Тору наизусть с любого места. Так что эта связь поколений религиозных евреев в Воронеже никогда не прерывалась, – рассказал Лев Краков.

В 1950-х курсант Лев Краков приехал в отпуск из высшего военного училища и собрался на Йом-Киппур. Праздник проходил во дворе дома рэба Кальмановича, неподалеку от завода имени Калинина. Родители не хотели, чтобы сын шел туда – время для евреев по-прежнему было опасное. Но он пошел.

– Дом Кальмановича был полон. Может, потому, что евреи объединяются именно в экстремальных условиях? В застойные, но не опасные для жизни 70-е годы мы уже еле набирали миньян, чтобы прочитать каддиш по моему умершему отцу. Это были в основном пожилые евреи. На молитву тогда собирались в частном домике на Донбасской. В 80-х стали собираться в пятиэтажке на Заставе – тогда миньян уже не набирался. В 1986 году умерла мама, нужно было читать каддиш. Я, будучи офицером, сотрудником секретного производства, пришел в общину и спросил, сколько надо за каддиш по маме заплатить. Старики мне сказали: ничего платить не надо – надо ходить! Так мы и стали ходить к старикам «для счета» – я и мой ровесник, 40-летний диспетчер воронежского аэропорта, – рассказал Краков.

В синагогу евреи вернулись в начале 1990-х – после роспуска Облпотребсоюза, который держал текстильный склад.
– Меня не покидает чувство, что после сталинских репрессий советские и российские евреи испугались на всю оставшуюся жизнь и стали прятаться от самих себя. Даже сейчас, когда община снова окрепла и развивается, на смену двум ушедшим старикам приходит один молодой религиозный еврей.

Лев Краков
старейший член еврейской общины

6

Воронеж иудейский

В 2010 году у областной общины появился молодой духовный лидер – раввин Авигдор Носиков. С его приездом еврейская жизнь в Воронеже и регионе получила мощный импульс возрождения и развития.
– Для меня критерий сохранения традиций – контакт с общиной. Например, в Пятигорске такую связь поддерживают 90% местных евреев. А у нас в Воронеже – не больше 10-15%.

Авигдор Носиков
главный раввин Воронежской области

В детстве Авигдор Носиков жил в Израиле. В 10-11 лет искал для себя «абсолютную истину» и, по его собственному выражению, «тыкался» в Ветхий Завет, в Новый, в Коран. На какое-то время увлекся даже коммунизмом как глобальной этической идеей. В библиотеке юный Авигдор нашел единственный экземпляр «Капитала» на иврите, сделал копию и штудировал дома.

– Иудаизм меня затянул четким делением мира на хорошие и плохие поступки. Я начал погружаться в Тору. Моя семья была светская, и я соблюдал законы иудаизма втихаря. Был сложный разговор с родителями. Они сказали: в нашем доме всего этого не будет. Так что принимай решение – или ты живешь с нами, или нет. Накануне Рош-а-Шана, еврейского нового года, я оказался под домашним арестом – меня не пустили в синагогу. Лежал в постели и вдруг услышал под окном звуки шофара (бараний рог). Это были мои друзья из синагоги. Есть такая заповедь – на каждый Новый год слышать звук шофара. С этого момента я понял, что всегда буду делать то, во что верю, – рассказал Носиков.

Именно при молодом раввине в Воронеже завершили реконструкцию синагоги, которая стала одной из самых красивых в России и Европе.
Открылся еврейский детский досуговый центр и стол заказа кошерных продуктов, заработала воскресная школа. В начале 2016-го построили микву – специальный бассейн, необходимый для семейной ритуальной чистоты. В общине появляется все больше молодых людей, интересующихся духовными традициями предков, а сама синагога становится не только Домом учения, но и центром иудейской культуры для всех жителей региона. Встречи с писателями, деятелями культуры России и Израиля, концерты «Музыка Торы» стали доброй традицией.

Кантор Воронежской синагоги и ведущий тенор театра оперы и балета Уриэль Гранат уверен, что музыка – вторая после Торы духовная сила в мире.
– Я не верю в эволюционное развитие музыки. Мол, человек впервые натянул лук, отпустил тетиву, услышал приятный звук – и так появилась первая струна, а через десять поколений – первая симфония. Я уверен, что музыка была встроена в сердце человека с начала Творения как мощное духовное наполнение, – поделился Уриэль Гранат.

В феврале в синагоге прошел концерт московско-американского поэта-шансонье Псоя Короленко.
Подобные мероприятия – проявление «пристрастного» отношения к музыке главного воронежского раввина. Носиков с детства мечтал играть на фортепиано при полном отсутствии слуха – парня даже из школьного хора попросили. Но в 30 лет он-таки вернулся к своей мечте.

– Хотя у меня плотный рабочий график, я выкраиваю время, чтобы учиться игре на фортепьяно – езжу на другой конец города. И в 50, и в 70 лет можно реализовать свою мечту, начать чему-то учиться. Самый известный из мудрецов Талмуда раби Акива, благодаря которому сохранилась наша традиция во времена римского гонения, до 40 лет не знал ни одной буквы. Но ему повезло, он встретил женщину, которая разглядела в нем потенциал и заставила учиться. Он сел за парту вместе с маленькими детьми. А потом у него была своя школа, он обучал Торе 24 тысячи учеников, – объяснил раввин.

Личность Авигдора Носикова, демократичного, современного, с разносторонними интересами, притягивает молодых.
– Сегодня весь мир переживает переломный момент – от глобализации в сторону самоопределения каждого. Люди стали понимать, что ради сохранения мира начинать решать проблемы надо с себя. Ко мне в социальных сетях «стучатся» молодые воронежцы, которым интересен иудаизм, и они хотят знать больше. Начинаем «френдиться». Потом человек в сетях становится «Яков Коэн». Спрашиваю: почему вдруг? Ну так ему захотелось... Но переход в иудаизм – совсем другое. Это многолетний сложный процесс. Ты не станешь евреем от того, что поставил звезду Давида на аватарку и сменил имя, – отметил Носиков.

По мнению раввина, у воронежского еврея при всей загруженности на работе должна быть возможность соблюдать заповеди.

– Да, не каждый работодатель захочет принять сотрудника, у которого в пятницу с заходом солнца начинается Шаббат. Я считаю, в этой ситуации лучше сказать правду, а не придумывать каждый раз то болезнь ребенка, то порыв водопровода. Всегда можно найти компромисс с начальством, – уверен Носиков.

По словам раввина, в Москве многие религиозные евреи успешно строят рабочие отношения на предприятиях и делают карьеру.
– В Воронеже еще и века не прошло с еврейских погромов. Потом, уже после перестройки, случались и нападения на евреев, и осквернение синагоги. Так что страх здесь был всегда. Наше поколение на генетическом уровне усвоило, что евреем быть опасно, и не каждый готов оценить, что даст им риск возвращения в веру предков. Но, по моим наблюдениям, Россия сейчас для евреев самая безопасная страна в мире. В Европе уж точно. Наше правительство и силовые структуры прилагают все усилия, чтобы сохранить в стране межнациональную стабильность. Каждую Субботу мы в общине читаем молитву за президента, за главу правительства, за губернатора, за всех жителей России, и просим, чтобы он поборол всех врагов нашей страны и внутри, и снаружи. Я вижу, что это действует.

Авигдор Носиков
главный раввин Воронежской области

Другие материалы
Made on
Tilda