, Воронеж
  • 7662

Не мопед, а пешеход. Как статус электросамоката создает проблемы воронежцам

Вопросы инфраструктуры и ответственности за аварии
Не мопед, а пешеход. Как статус электросамоката создает проблемы воронежцам Не мопед, а пешеход. Как статус электросамоката создает проблемы воронежцам
РИА Воронеж Текст — , фото — pixabay.com

В стране все чаще происходят несчастные случаи с электросамокатами. В них страдают как пешеходы (например, в Уфе такой самокат наехал на пожилого мужчину), так и сами водители: солист Мариинского театра Давид Залеев и глава Кисловодска Александр Курбатов после падения с самокатов получили травмы головы и оказались в коме.

О том, как обеспечить безопасность и комфорт на улицах облцентра, поговорили участники круглого стола в Воронежском Доме журналистов в среду, 16 июня. Среди них были начальник управления ГИБДД ГУ МВД по региону Евгений Шаталов, руководитель фирмы кикшеринга, депутат гордумы, юрист и общественники.

Как это работает

Фото – из архива
Фото – из архива

В Воронеже прокатом самокатов, не считая владельцев личных средств индивидуальной мобильности (СИМ), занимаются две фирмы. Руководитель одной из них Михаил Кузнецов рассказал, что его компания предоставляет в пользование воронежцам 300−400 электросамокатов ежедневно.

Чтобы взять электросамокат напрокат, нужно скачать приложение на смартфон и «привязать» к нему карту. Михаил Кузнецов сообщил, что в приложении прописаны условия договора между потребителем и компанией, одно из которых – возраст от 18 лет.

Бизнесмена спросили, почему самокаты часто беспорядочно расставлены по городу. Михаил Кузнецов ответил, что это временно:

– Сейчас идут переговоры с городом, мы хотим это упорядочить. Но пока нужно понять, где самокаты более востребованы, поэтому первое время нужно работать в этом режиме. В приложении есть виртуальные парковки: искусственный интеллект предлагает припарковаться в нужном месте. В дальнейшем появятся конкретные зоны, будет разметка, сооружения. То же касается зарядки: пока подвозим аккумуляторы, а в будущем будет беспроводная зарядка – например, спрятанная зарядная станция перед светофором, где самокат будет получать заряд, пока водитель ждет нужный сигнал светофора.

Вопрос инфраструктуры

Фото – Воронежский Дом журналистов
Фото – Воронежский Дом журналистов

Председатель совета Воронежской региональной общественной организации развития инициатив «Комфорт города» Виктор Красов сразу заявил, что он против движения электросамокатов по тротуару. Общественник обозначил, что выступает от лица детей, в том числе своего шестилетнего сына, с которым часто гуляет по Петровской набережной.

– Сын очень подвижный, и его перемещение по тротуару может происходить резко. Я окончательно понял, что самокаты недопустимы для пешеходной части, когда во время нашей прогулки по пустой набережной быстро проехали два молодых человека. Я резко сделал движение на метр влево, и девушка на самокате не смогла отклониться – она проехала совсем близко со скоростью 15−20 км/ч. Еще чуть-чуть, и я мог сильно пострадать. Представил, что на моем месте мог быть ребенок. На пешеходных зонах, где гуляют дети, недопустимо наличие электросамокатов, – отметил Виктор Красов.

Депутат гордумы Андрей Суверин согласился, что город не приспособлен к электросамокатам, но выразил опасение, что, если перевести самокатчиков на автодороги, число ДТП увеличится в разы.

Фото – Воронежский Дом журналистов
Фото – Воронежский Дом журналистов

– Я противник запретов. На самокатах ездят 30% воронежцев, их права тоже нужно соблюдать. Надо подумать, как сделать так, чтобы в городе было максимально безопасно и комфортно и обе стороны были удовлетворены, – высказался депутат.

Виктор Красов, в свою очередь, предложил выбрать хотя бы несколько зон, где действовал бы запрет на самокаты – к примеру, главная аллея Центрального парка, парк «Алые паруса».

Михаил Кузнецов рассказал, что у самокатов его фирмы есть техническая возможность ограничения скорости.

Инна Шульгина
Инна Шульгина

– Мы можем выбрать любую зону и ввести в этом месте ограничение скорости до 5−7 км/ч. Если мы везде ограничим скорость, то продукт потеряет основную ценность – его смысл для пользователей в том, чтобы быстро доехать до нужного места. Можно ограничить скорость следующим образом: где много людей – скорость маленькая, людей нет – скорость нормальная. А также ввести определенную скорость на временных отрезках, – сказал предприниматель.

Пока механизм прорабатывается, ограничения скорости нет. Кроме того, открытым остается вопрос, как ограничить скорость у людей с личными самокатами.

Член общественного совета при ГУ МВД России по Воронежской области Юрий Таранцов заметил: из-за того, что законодатель еще не принял решение по СИМ, самокаты оказались как бы вне закона.

– Вы говорите, что можете ограничить скорость, но почему до сих пор не ограничили? Мы не против прогресса, но сколько человек должно пострадать, чтобы ваш тест закончился? Мы хотим, чтобы можно было сказать детям: гуляйте свободно по набережной, не переживайте, здесь самокат не набирает скорость больше 6 км/ ч. Кроме того, в других странах есть специальная велосипедная полиция. Мне кажется, нужно сейчас договориться с городской властью об урегулировании движения электросамокатов и убедить нас, жителей, что наша комфортная жизнь не нарушится, – сказал Юрий Таранцов.

Михаил Кузнецов возразил, что местные жители не воспитаны в плане понимания, что велодорожки предназначены для велосипедистов:

– Велодорожки есть на дамбе, там гуляют люди, и велосипедистам приходится их объезжать. Полиция, которая есть в других странах, выписывает штрафы велосипедистам, которые двигаются вне дорожек. В нашем случае нет такой инфраструктуры, чтобы назначать штрафы и создавать подобную полицию.

Член общественного совета при ГУ МВД по региону Евгений Герасимов предположил, что муниципальной власти следует предусматривать велодорожки при проектировании тротуаров.

– На проспекте Революции закладывают велодорожки, – рассказал Евгений Шаталов. – Кроме того, формируют выделенные полосы для маршруток на улице Плехановской и Московском проспекте, аннулируя часть парковочного пространства. Логично было бы там сформировать велодорожки – это одна из самых значимых магистралей.

Фото – Воронежский Дом журналистов
Фото – Воронежский Дом журналистов

Член общественного совета при ГУ МВД по Воронежской области Константин Корнев отметил, что воронежские тротуары в принципе плохо подходят для передвижения самокатчиков и велосипедистов:

– Если вы пробовали кататься на электротранспорте по нашим тротуарам, вы меня поймете. У меня есть такой транспорт, и, однажды попробовав, я не буду фанатично им пользоваться. При этом мне было некомфортно на московском Садовом кольце, где бесшовное соединение плитки: электросамокаты и другие виды электротранспорта просто летают. Наш город, безусловно, опаздывает по многим параметрам. У нас глобально не появилось выделенных велодорожек, хотя многие велосипедисты хотели бы ими пользоваться. Идеальная инфраструктура – тротуар для пешеходов, велодорожки для велосипедистов и самокатчиков, автодороги для автомобилей. Но наш город такой, какой есть, и модернизировать его и сложно, и затратно. Скорее всего, нам всем придется как-то уживаться – и с ограничением скорости, и с пропагандой здорового передвижения по городу. Пешеходам также придется примиряться. Не уверен, что получится запретить электротранспорт – с учетом того, что законодательство опаздывает, а ребята так быстро модернизируются, что за ними не успеваешь.

Не транспорт

Фото – Воронежский Дом журналистов
Фото – Воронежский Дом журналистов

Весной 2021 года управление ГИБДД по региону зафиксировало два ДТП с участием электросамоката и гироскутера, водители которых пострадали после столкновения с автомобилями. О несчастных случаях на тротуарах в управлении, конечно, не знают – пешеходы не в их компетенции. Проблема – в статусе электросамоката.

На данный момент водители самокатов приравнены к пешеходам: самокат не является транспортом. Он относится к СИМ, как и моноколесо, гироскутер, сигвей и другие подобные изобретения. Это значит, что человека на самокате нельзя привлечь к ответственности после несчастного случая на тротуаре.

– Нормы, заложенные в Кодексе административных правонарушений, относятся к пешеходам на проезжей части. Привлечь к ответственности водителя, управляющего электросамокатом, можно, если он движется по проезжей части вне пешеходного перехода. И более того, фактически этот пользователь может по пешеходному переходу именно передвигаться на электросамокате, а не идти пешком, как велосипедист, – рассказал Евгений Шаталов.

Юрист Оксана Пальчикова прочла на сайте Красноярского ГИБДД, что любые двух-, трех- и одноколесные механические транспортные средства, имеющие в двигателе мощность не более 250 Вт и менее 4 кВт, приравниваются к мопедам. Соответственно, нужны шлем и водительское удостоверение. Все, что более 4 кВт, приравнивается к мотоциклу.

– Но пока получается так: если самокат едет по проезжей части, он пешеход, если по тротуару, то это а-ля транспортное средство, которое тоже не должно там перемещаться, – добавила юрист.

По словам Евгения Шаталова, к самокатам категории М можно отнести устройства с определенными мощностью и скоростью:

– Самокаты бывают разные, даже детские. Не все электросамокаты под эту категорию попадают, это сложный момент.

Кстати, самокаты у фирмы Михаила Кузнецова под категорию М не попадают, то есть, грубо говоря, приравниваются к пешеходам.

– Происходит зарождение полноправного вида транспорта, удобного, востребованного. Поэтому нам нужно сформировать для него определенные возможности и где-то ограничить, чтобы не нарушать права других людей. Технический прогресс быстро развивается, и мы видим, что пользователи средств индивидуальной мобильности становятся серьезным сегментом дорожного движения, и с учетом того, что к сожалению, нормативно и юридически эти вопросы до конца не урегулированы, констатируем определенное отставание в сфере регулирования и обеспечения безопасности, – резюмировал начальник управления ГИБДД.

Накануне Общественная палата РФ предложила приравнять самокаты к транспортным средствам. По данным ТАСС, если изменения утвердят, это позволит наказывать за управление самокатом в нетрезвом виде, нахождение на нем больше одного человека и причинение вреда другим участникам дорожного движения.

В мае-2021 мэр Воронежа Вадим Кстенин заявил о необходимости упорядочить работу сервисов проката электросамокатов в Воронеже. Градоначальник поручил профильным службам муниципалитета проработать этот вопрос с представителями прокатов.

– По поручению главы города Вадима Кстенина сейчас управление транспорта наладило сотрудничество с ГИБДД. Начата проработка нормативной базы регулирования организации системы электросамокатов и вопроса безопасности дорожного движения при их пользовании – каждым ведомством в своей части. Рассматриваются разные варианты, изучается опыт других городов, – рассказали в пресс-службе мэрии.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: