Нападающий «Факела», 28-летний Михаил Бирюков, в сезоне-14/15 стал лучшим бомбардиром зоны «Центр» второго дивизиона, забив 17 мячей. В турнире рангом выше его дела идут неплохо – Бирюков занимает третье место среди бомбардиров ФНЛ с 8 мячами. В интервью корреспонденту РИА «Воронеж» форвард рассказал, как он поменял кимоно на бутсы, почему первая в его жизни травма была связана с лошадью и что так надолго связало его с наставником «Факела» Павлом Гусевым.

– Я родился в казачьей станице Кривянской Ростовской области. Мы там, как и все мальчишки, постоянно гоняли на улице в футбол, забивал обычно много. Но футбол не был тогда для меня главным увлечением – я занимался дзюдо.

– Насколько удачно?

– Я отдал единоборствам шесть лет – с 8 до 15 с годичным перерывом. Достиг уровня КМСа, боролся на первенствах страны по своему возрасту, становился призером первенств юга России. В дзюдо меня привел отец. Сосед по улице был старше меня на два года и занимался в этой секции, и батя мой как-то сказал, мол, бери с него пример. Так я пришел в эту секцию. Каждое утро вставал в 6:30, торопились с этим пацаном на остановку автобуса и ехали на тренировку. Занимался дзюдо с удовольствием, бежал тренироваться, как на праздник! Но это не мешало мне в свободное время гонять на улице мяч. А в 15 лет я почему-то остыл к кимоно.

 
Фото — Роман Демьяненко

– Ты казак, родился и вырос в казачьей станице Среднего Дона. Кимоно для тебя сочеталось с шашкой, нагайкой и лошадью?

– У моего деда Михаила, помню, были казачьи атрибуты: шашка, какие-то ножи, - но лошадей дома у нас не держали. Были у дядьки. Мне было пять лет, меня посадили на лошадь как настоящего казака, я схватился за гриву, она дернулась, и я упал – рука сломалась, ее вывернуло куда-то вбок. Меня возили в Ростов-на-Дону, делали там сложную операцию, ставили локоть на место.

– В конный спорт после этого тебе дорога была заказана. А как из дзюдо попал в футбол?

– В футболе я самоучка. Не учился ни в одной спортшколе, поэтому точно знаю: базовой футбольной подготовки иногда не хватает, я не получил того, чему учат мальчишек футбольные тренеры. Еще играл на первенстве района, быстро бежал, может быть, потому и пригласили. Я, в общем-то, не собирался связывать свою жизнь с футболом, поступил в Новочеркасске в институт на специальность «Сервис и эксплуатация транспортных и дорожных машин». Мне просто нужен был диплом о высшем образовании, а куда дальше идти работать – даже и не думал. На первых двух курсах я играл на первенстве области, а с третьего курса меня уже пригласили в «Торпедо» из Таганрога. Это была первая профессиональная футбольная команда, которую, кстати, возглавлял Павел Гусев.

 
Фото — Роман Демьяненко

– Как дался дебют в профессиональном футболе?

– Было тяжело из-за отсутствия базовой подготовки: плохо принимал мяч, неважно отдавал его, не мог обыграть больше одного соперника, зато умел остро открыться, пробить по воротам. Но в первый год я забил 8 мячей, в Таганроге отыграл сезон, потом перешел в «Митос» из Новочеркасска. Через полгода пришел в ростовский СКА, там тоже был полгода, забил 8 мячей, потом поехал на Дальний Восток в «Мостовик-Приморье» из Уссурийска, где играл сезон 2010 года. Потом была «Астрахань», где я стал лучшим бомбардиром команды – и пошли предложения из ФНЛ. Павел Гусев посоветовал мне ехать на просмотр в «Урал», который тогда возглавлял Сергей Булатов, приехал, подписал контракт, а потом Павел Пантелеевич и сам возглавил эту команду.

– Сколько команд ты прошел вместе с Павлом Гусевым?

– «Торпедо», «Астрахань», «Урал» , «Динамо» (Санкт-Петербург) и «Факел», выходит, пять. После «Урала» я вернулся в Ростов-на-Дону и начал играть за СКВО (бывший СКА), у меня жена была беременная - и я не хотел далеко отрываться от дома.

– Жена тоже казачка?

– Да, мы из одной станицы, познакомились, когда Ксении было 14, а мне – 18 лет. Сейчас у нас растет сын Тимофей, в декабре ему будет два года. Снимаем в Воронеже квартиру, а после игр «Факела» часто приезжаем в нашу станицу к родным.

– Перед «Факелом» ты выступал за питерское «Динамо», куда тебя пригласил Павел Гусев, потом он возглавил «Факел», и ты приехал в Воронеж.

– О Воронеже мне рассказывал Саша Аброскин – бывший игрок «Факела», мы с ним почти земляки, давно знаем друг друга, и он мне посоветовал приехать сюда. Я убедился:  нигде так не болеют за свою команду, как в Воронеже, а мне есть, с чем сравнивать.

 
Фото — Андрей Архипов

– В каких компонентах игры нападающему «Факела» Михаилу Бирюкову сегодня надо прибавлять?

– Однозначно – в игре головой! От нее у меня мяч иногда куда-то не туда отскакивает. Вроде бьешь в ворота, а он летит метров на пять в сторону. Не очень хорошо пока закрываю мяч корпусом – в общем, есть еще, куда расти. В прошлом году мы играли во второй лиге, на поле было больше времени буквально на все, а сейчас – не то. Защитники жесткие, цепкие, опасных моментов у ворот соперника стало меньше, чем раньше. ФНЛ, конечно, совсем другой уровень.

– Какую ты один из лучших бомбардиров ФНЛ ставишь для себя цель на сезон-15/16?

– Расти вместе с командой и забивать голы. Они мне даже во сне снятся – после каждой игры я просматриваю ее снова и снова, нахожу свои ошибки, ругаю себя за них. Кажется, проснусь - и момент переиграю, точно забью этот гол, но просыпаюсь и понимаю, что это – сон.

– Кумиры на футбольном поле у тебя есть?

- Раньше мне нравился француз Тьерри Анри. Он красиво и точно клал мячи в углы ворот. Павел Пантелеевич тому же нас учит: просит не лупить со всей дури, а точно в уголок ворот направлять мячик. Особенно, если бьешь низом. А у меня так порой бывает: принял мяч в хорошей позиции, ба-бах! Метров на пять выше ворот! Сейчас мне нравится Криштиану Роналду, Лионель Месси, а из россиян – Александр Кокорин и Артем Дзюба. Из топовых команд – «Реал» и «Манчестер Юнайтед».

 
Фото — Андрей Архипов

– У тебя есть собственный способ приманивания голов? Ведь от голевой «засухи» не застрахован ни один бомбардир.

– В церковь я хожу не только как футболист, но и как обычный прихожанин. Мы с женой казаки - значит, верующие люди. Не скажу, что поход в Храм может помочь продлить голевую серию, но спокойствие в душу он вносит - а значит, и выполнять свою работу на поле становится комфортнее.

– Кто главные болельщики нападающего Бирюкова?

– Жена с сыном приходят в Воронеже на футбол, но главный мой болельщик - 73-летний дед Михаил. Он мне постоянно «пихает» после каждого матча «Факела» (они в станице Кривянской смотрят все наши игры), ругает часто по телефону: «Надо двигаться лучше на поле, открываться больше!». Даже после удачного для нас домашнего матча с «Соколом» этого сезона («Факел» выиграл 1:0 – РИА «Воронеж») он вставил мне по первое число: «Играли получше, чем раньше, только ты дюже много стоял без мяча на поле!». Сынишка с удовольствием пинает мяч, рано пока говорить, кем он будет – у меня в семье никто к спорту не имел отношения, я первый такой. Может, с меня начнется династия футболистов Бирюковых, а Тимофей ее продолжит.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».