Путевой струг 1936 года выпуска, двухосная грузовая платформа 1947 года, вагон-цистерна 1948 года, а также рельсы, датированные 1877-1948 годами, – всего около 20 старинных экспонатов теперь украшают пути вокзала Воронеж-1. Выставка железнодорожной ретротехники открылась на территории грузового двора в пятницу, 2 августа. Экспозиция будет работать круглогодично, вход свободный.

Разноцветные махины, поблескивающие на солнце свежей краской, прибыли на вокзал Воронеж-1 со всей Юго-Восточной железной дороги. Много десятилетий назад они служили железнодорожникам верой и правдой, а потом отправились на заслуженный отдых, предоставив дорогу «молодым». Некоторые экземпляры стояли без дела в депо, другие использовались под бытовки и склады. Но теперь, благодаря стараниям руководства ЮВЖД, забытая техника вернулась в строй. Ее отреставрировали, покрасили и покрыли особо прочным раствором, чтобы краска не выгорала и не растрескивалась.

От идеи выставки до ее торжественного открытия прошло всего 3 месяца. Как признался на открытии начальник Юго-Восточной железной дороги Сергей Задорин, многие не верили, что в такой короткий срок можно создать настоящий музей ретротехники под открытым небом. Однако железнодорожникам это удалось.

– Восстановлением техники у нас занимались все – локомотивщики, путейцы, были задействованы вагонные и локомотивные депо практически по всей дороге. Поэтому это общий коллективный труд. Выставка будет открыта круглый год для горожан и гостей Воронежа. И, что особенно важно, мы сделали ее не для себя, а для нашего города, – подчеркнул Сергей Задорин.

Почти все экспонаты, представленные на выставке, некогда курсировало по Юго-Восточной железной дороге. Часть техники доставили из Тамбовской области. Есть экземпляры и с Северо-Кавказской железной дороги.

Главный железнодорожник отметил, что подобными экспонатами может похвастать далеко не каждая железная дорога и станция, где работают музеи железнодорожной ретротехники. А еще наш город уникален тем, что вокзал Воронеж-1 – единственный во всей стране, где имеются сразу два паровоза.

Один как памятник установлен в привокзальном сквере, второй отныне представлен на выставке.

По словам Сергея Задорина, экспозиция со временем будет расширяться.

– Это только начало. К тому же, чтобы восстановить историческую справедливость, между паровозом и электровозом должен быть еще тепловоз, сейчас как раз занимаемся его поисками. Если у кого-то где-то есть хороший тепловоз, паровоз, вагон, будем рады принять, отреставрировать и установить на выставке, – добавил он.

Председатель дорожной территориальной организации российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей на ЮВЖД Андрей Гарин поблагодарил всех, кто принимал участие в создании выставки.

– Сегодня у нас тройной праздник: ЮВЖД по итогам второго квартала заняла 1-е место на сети ОАО «РЖД». Второй праздник – наш профессиональный, который будет отмечаться 4 августа в Воронежском центральном парке культуры и отдыха на «Динамо», будем рады видеть всех воронежцев и гостей города на Дне железнодорожника. И третий – открытие этой экспозиции, которая отдает дань уважения ветеранам-железнодорожникам. Этой техникой они вчера создали все то, чем мы пользуемся сегодня.

Самый возрастной экспонат ретровыставки – путевой струг, выпущенный в 1936 году на Тихорецком ремонтно-механическом заводе. Эту 18-метровую громадину использовали для очистки путей от снега, а также для ремонта земляного полотна – очистки старых и нарезки новых кюветов, срезки обочин и других планировочных работ. За счет совмещения снеговой и земляной частей струг работал круглогодично, выполняя самые тяжелые работы. В средней части машины можно увидеть два огромных боковых крыла, состоящих из подвижных частей, а с торца – снегоочистительные устройства.

На два метра в длину обошел струг железнодорожный дизель-электрический кран КДЭ-163. Он предназначался для погрузки материалов и деталей весом до 16 тонн. Двадцатиметровый кран оснащен 15-метровой стрелой и крюковым захватом, на котором, между прочим, можно немного повисеть ради эффектного фото.

Залезать не возбраняется практически на все экспонаты выставки, для этого имеются лестницы и специальные подножки. Также можно попасть и внутрь некоторых вагонов. Например, в весоповерочный вагон 1954 года выпуска, в котором до сих пор сохранились эталонные гири весом 2 тонны. Их и сегодня используют для контроля вагонных весов.

У детей особый восторг вызывает «покорение» черного с красной звездой красавца-паровоза Л №5293, получившего в народе название «Лебедянка». Этот грузовой паровоз по праву считался лучшим советским паровозом, а потому эксплуатировался на всей сети железных дорог СССР. Он был разработан в 1945 году и до 1947 года назывался «Победа», затем название заменили по фамилии одного из конструкторов – Льва Лебедянского.

Кроме паровоза, электропоездов, автомотрис, разнообразных вагонов на выставке можно увидеть коллекцию старинных рельсов, которые когда-то пролегали по Юго-Восточной железной дороге. Самый старый образец – 1877 года. В Воронежскую губернию эти рельсы привозили из Англии, потому что отечественное производство железнодорожного полотна еще не было освоено. А самый интересный экземпляр – фрагмент рельса 1913 года брянского завода. Экспонат, можно сказать, сам себя нашел: два месяца назад его заметили рабочие, строившие площадку для размещения выставки, извлекли из земли и передали в фонд нового музея. Раньше на этом месте производилась выгрузка вагонов, потом рельсы демонтировали. Но их часть каким-то образом сохранилась в земле.

Ретровыставка будет работать ежедневно. Для удобства посетителей каждый экспонат сопровожден пояснительной табличкой с техническими характеристиками и исторической справкой. В ближайшее время появится расписание коллективных посещений с экскурсоводом.

На правах рекламы.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».