Бумажные, фарфоровые, оловянные и деревянные игрушки, в которые играли дети последнего русского императора Николая II, можно увидеть в Воронеже до 11 апреля. В музее имени Крамского впервые экспонируются подлинные куклы и копии солдатиков XIX—XX вв.еков из частной коллекции мецената Светланы Пчельниковой. Выставка включает около 500 экспонатов, некоторые из них сохранились до наших дней в единственном экземпляре.

С памперсом на голове

Чтобы доставить в целости уникальную коллекцию в Воронеж, понадобились специальные особо прочные контейнеры, солома, пупырчатая пленка и... детские памперсы.

— Старинные игрушки очень сложно транспортировать, каждый экспонат требует предельно бережной упаковки, — рассказала корреспонденту РИА «Воронеж» автор выставки «Царские куклы» Светлана Пчельникова. — При этом столетние куклы куда прочнее своих современных художественных «подружек». Они пережили войны, революции, как старинные иконы из кипарисового дерева, которые многие десятилетия пролежали на земле в качестве подножек в дома и прекрасно сохранились. Перевозим коллекцию в машине, для каждой игрушки свой чемодан, набитый для лучшей фиксации сеном. А чтобы у куклы в дороге не пострадала голова, оборачиваем ее детским памперсом — он и мягкость придает, и служит защитой от влаги.

Светлана Пчельникова проживает в Эстонии, почти половину коллекции кукол она приобрела в антикварных магазинах, частных коллекциях и на блошиных рынках у себя на родине. Десять лет назад об увлечении женщины узнали представители «Царского села» и предложили ей заняться воссозданием коллекции царских игрушек для Александровского дворца. Так Светлана стала меценатом и президентом Международного объединения авторов кукол. На собственные деньги она покупает аутентичные экспонаты, реставрирует их или конструирует по фотографиям — так, что не отличить от оригинала. За проект по воссозданию исторической коллекции кукол и игрушек из Александровского дворца, принадлежавшим детям императора Николая II, Светлана Пчельникова получила премию Правительства России в области культуры.

— В этом году Александровский дворец откроется после 10 лет реконструкции. Я точно знаю: в гробу карманов нет. Поэтому без сожаления, наоборот, с большой радостью, передам туда эту коллекцию на постоянную экспозицию, чтобы она стала достоянием «Царского села». А пока во дворце завершается ремонт, я решила показать антикварных кукол другим городам, не все же люди могут поехать в Санкт-Петербург, — пояснила Светлана Пчельникова.

Царскими руками

Экспозиция царских игрушек заняла отдельный зал на третьем этаже музея. Кроме стеллажей с куклами, вниманию посетителей представлены фотографии, передающие атмосферу, в которой росли наследники российского престола. На снимках — княжны и цесаревич Алексей с любимыми игрушками в своих игровых комнатах, больше похожих на детские магазины. Детям императора в Александровском дворце был отдан весь второй этаж. В игровой маленького Алексея, например, находились доспехи средневекового рыцаря, индейское снаряжение с луками, головными уборами и вигвамом, различные модели миноносца, госпитального фургона, пулемета, пушки. Также стояла тройка лошадей с каретой, кукольный театр и мечта всех мальчишек — электрическая железная дорога со станциями, туннелями и огромным паровозом.

— Куклы — немного не нашего профиля выставка, мы привыкли к живописи, скульптуре, графике. Но когда поступило предложение от Светланы сделать выставку царских игрушек, никаких сомнений не осталось, что эта экспозиция должна у нас состояться. Тема кукол будет интересна всем. Это детство, воспоминания, любимые игрушки. Кроме того, столько труда было вложено, чтобы собрать эти экспонаты, отреставрировать, подобрать аналоги, сохранить от временного разрушения, — отметила директор музея имени Крамского Ольга Рябчикова.

Главный акцент выставки — не столько куклы и игрушки, а вообще история России и воспитание детей в императорской семье. При том, что у царя были неограниченные возможности, семья Николая II жила скромно и правильно воспитывала своих четверых дочерей и будущего наследника. Дети много времени проводили за домашними занятиями. Сам император никогда не покупал дочерям готовых кукол, он привозил им только кукольные заготовки — ручки, ножки, головки, чтобы девочки вместе с императрицей своими руками создавали игрушки, шили, вышивали и вязали для них наряды. Императрица Александра Федоровна особое внимание уделяла национальным костюмам народов Российской империи, под ее руководством цесаревны занималась шитьем нарядов для кукол татарок, осетинок, армянок украинок. Считалась, что, играя, девочки научатся понимать и ценить красоту национальных культур народов, населяющих страну.

Светский этикет и правила домоустройства юные княжны тоже постигали в игре. В экспозиции можно увидеть прекрасно сохранившиеся умывальный детский туалетный набор с зубным порошком, мылом, кувшинчиками. Этот набор был не для человека, а для кукол. С его помощью дети каждое утро приводили в порядок своих кукол, тем самым учились соблюдать личную гигиену.

Куклы за 1200 коров

На выставке представлено 13 оригинальных кукол и три реплики. В отдельной витрине стоит редчайшая кукла — малышка Ольга (беби Ольга). В начале XX века ее выпускали десятками тысяч экземпляров, но до нашего времени в России сохранилась только одна. По нынешним критериям личико у этой куклы не самое миловидное, да и платье роскошью не блещет. Но в прошлом веке малышка Ольга пользовалась у европейских девочек такой же популярностью, как сегодня Барби.

Беби Ольга посвящена первенцу Николая II — великой княжне Ольге. Много лет у императорской семьи не было детей, и когда родилась Ольга, ее день рождения праздновали всей Россией полгода. С долгожданной наследницей императорская чета поехала в гости к президенту Франции, личному другу Николая II. Французский лидер подарил маленькой Ольге куклу. Позднее фотографию этого момента растиражировали все европейские газеты. Визит русского императора всколыхнул Европу: многие иностранные деятели тогда думали, что в России медведи ходят по площадям, а люди все дикие и необразованные. И вдруг приехала умная, красивая, владеющая несколькими иностранными языками царственная семья. После выхода газет каждая девочка мечтала получить себе такую куклу. Выпуск беби Ольги был поставлен во Франции на поток: куклу делали с дивными нарядами, богатым приданым, обучающими игровыми наборами.

Часто производители кукол в качестве маркетингового хода отправляли свои изделия в подарок детям из королевских и императорских домов. Задумка менеджеров была проста: к богатым девочкам в гости приходили подруги — дети высочайших сановников, банкиров, они видели этих кукол и просили родителей заказать им точно такую же.

Куклы уровня императорской семьи в прямом смысле были на вес золота.

— Изготовлением кукол занимались именитые мастера, себестоимость изделия складывалась не только из материала, но и имени художника, — объяснила Светлана Пчельникова. — Куклы продавались за очень большие деньги. Некоторые экземпляры приравнивались к годовой зарплате банкира, чуть подешевле — к годовой зарплате директора школы. Одна кукла могла стоить как стадо из 1200 коров — на эти деньги можно было огромный храм построить! Дешевые куклы делали из глины, керамики, но они не сохранились — материал был слишком хрупкий.

Мода на куклы

В начале XX века в Германии обнаружили большие залежи каолиновой массы, которую использовали для получения фарфора высочайшего качества. Его применяли в том числе при изготовлении дорогих кукол — он по цвету идеально имитировал человеческую кожу. Много художников и производителей эксклюзивной посуды хлынули тогда из Европы в Нюрнберг, чтобы открыть рядом с залежами каолина свои артели. Кукол там делали тысячами. Целыми днями можно было видеть огромные очереди из маленьких детей, которых приводили родители, чтобы сдать детские волосы для кукольных паричков. В современных копиях вместо натуральных волос применяется ангора.

Во Франции куклы выступали не только в качестве девчачьих игрушек — их также использовали как модели женской одежды. Журналов мод тогда не было, и когда появлялись новые ткани и фасоны туалетов, модельеры того времени шили уменьшенные копии женской одежды на особых, несколько примитивных, куклах. Их рассылали богатым заказчикам, а те, если им понравилась модель, заказывали ее своим портнихам.

О моде прошлого столетия можно судить, к примеру, по французской кукле, одетой в ротонду — длинную теплую накидку без рукавов. Такая одежда была крайне удобна для верховой езды: она не сковывала движений наездницы и позволяла держать лошадь под уздцы. Таких кукол было всего пять в мире, одна из них приехала в Воронеж.

Автор выставки особенно гордится коллекцией бумажных кукол Lady Betty Рафаэля Така, разработанных в Англии и напечатанных в Баварии в 1894 году. Светлана считает их «подарком небес».

— Если даже фарфоровые куклы рассыпались за давностью лет, то сохранившиеся бумажные куклы — настоящее чудо. Такие куклы были очень популярны в Англии, Германии, Америке. Их печатали на вкладках в детские книги и журналы. Специальные отделы художников разрабатывали личики и костюмы. Обратите внимание на лица — это не портретные лица и тем более не детские, а почти как лики с икон. У этих куколок сохранились подставки, на которых они стояли, загибы на платьях, прорези в шапочках, — рассказала автор выставки.

Деревянные войска

Самая пестрая часть экспозиции — витрины с 400 деревянными солдатиками, иллюстрирующими победу объединенного русского княжества над рыцарями ливонского ордена в знаменитом Ледовом побоище на Чудском озере. Их сделали два резчика из Сергиева Посада 90 лет назад. Эти воины — точная копия тех, в которые играл цесаревич Алексей. Как известно, наследник престола страдал гемофилией — несвертываемостью крови. Из-за тяжелой болезни родители тщательно оберегали ребенка от малейших травм и выбирали ему только безопасные игрушки — без острых углов и колющих элементов. Мальчик не мог заниматься военным делом на открытом воздухе, поэтому управлять армией будущего наследника учили с помощью игрушек. У маленького воина были тысячи солдатиков, игрушечные трехлинейная винтовка системы Мосина, сабли, корабли.

После революции детские комнаты княжон и наследника в Александровском дворце были открыты для посетителей как постоянная экспозиция. А в 1931 году игрушки и вещи царских детей — «угнетателей трудового народа» — объявили пережитком буржуазии и распределили по детским домам, приютам или попросту уничтожили.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».