После снегопадов в Воронеж пришла оттепель, и с крыш начали падать сосульки. Во дворе пятиэтажного дома по адресу Депутатская, 12, глыбы льда сбили фонарь над подъездом, повредили кондиционеры жильцов и упали на машины, припаркованные вдоль фасада. У Renault, Volkswagen, Toyota и «Лады» смяло капот и крышу, потрескалось лобовое стекло, в двух автомобилях выбило заднее стекло. По словам местных жителей, пострадало еще две машины. Корреспондент РИА «Воронеж» разобралась, можно ли было избежать происшествия и как владельцам автомобилей получить компенсацию.
«Вышел с работы, а машина разбита»
На двери подъезда висит объявление совета дома с просьбой убрать машины: 6 февраля будут чистить крыши от сосулек. Однако ЧП уже случилось.
Хозяин «Лады», на которую глыба льда обрушилась 5 февраля, был настолько расстроен, что отказался комментировать ситуацию. О том, что произошло, рассказали его знакомые, окружившие разбитый автомобиль.
– Мы работаем в соседнем офисе. Наш коллега поставил машину во дворе, пришел с работы и увидел, что она вся разбита. Сколько я тут хожу – ни разу не видел, чтобы сбивали сосульки, а они тут в мороз были двухметровые, – поделился сослуживец владельца «Лады» Александр.
На Renault, как сообщили очевидцы, сосулька упала днем раньше, изрядно помяв крышу и повредив стекло. Впрочем, остальных автовладельцев это не смутило, и они продолжали парковаться под самой крышей дома.
В подъезд жильцы вбегают с риском для жизни. Женщина с двумя сумками попросила корреспондента РИА «Воронеж» подержать дверь, пока она пробежит внутрь. Другая жительница дома, представившаяся Евгенией, вытащила ребенка из коляски и вошла в подъезд, прикрывая младенца своим телом.
– Я лично заявку на чистку крыши не делала, но трижды подавала заявку на чистку и ремонт козырька над подъездом. Он того и гляди обрушится, уже начал отваливаться от крепления. Но его не чинят и не чистят, – пожаловалась Евгения. – Лед с крыши обрушился на внешнюю часть нашего кондиционера, и он перестал работать. Управляющая компания говорит, что крыши нельзя почистить из-за того, что рядом припаркованы машины. Но у козырька-то автомобили не ставят. Наша машина тоже стояла тут, у подъезда, но вчера мы ее переставили, а то бы ее тоже разбили сосульки. Да и просто выйти страшно: вчера мы гуляли, и огромная глыба упала рядом с молодым человеком, который шел по двору. У соседнего дома №8 та же управляющая компания, что и у нас, но у них чистили крышу на прошлых выходных, сбивали сосульки. А у нас чистили за всю зиму всего один раз, и то лишь часть крыши, над офисом медцентра, который находится в нашем доме.
Почему крышу давно не чистили?
– В последний раз крышу дома №12 по улице Депутатской нам удалось очистить от снега и наледи в конце января. Несмотря на то что мы ставим этот дом в планы работ еженедельно, нам пока не представлялось возможности повторить очистку, – сообщил корреспонденту РИА «Воронеж» главный инженер УК Советского района Иван Козлов. – На протяжении всего рабочего дня по периметру дома практически вплотную к фасаду припаркованы автомобили. Мы неоднократно развешивали объявления о грядущей очистке кровли, однако автомобилисты их просто игнорируют. Игнорируют они и просьбы председателя совета дома, которая пытается убедить водителей хотя бы на несколько часов перепарковать свои авто в другое место. В итоге бригада альпинистов каждую неделю по несколько раз подходит к дому в надежде застать поменьше машин, но безрезультатно. Мы развесили также объявления о том, что возможен сход наледи и так близко к фасаду оставлять свои машины просто опасно. Но опять же отклика на них нет. Мы не можем производить работы, заведомо зная, что испортим имущество жильцов.
Ольга Фролова, председатель правления НП «Воронежское содружество ТСЖ»:
– В платежках у жителей многоквартирных домов стоит номер контакт-центра ЕПСС, через который можно сделать заявку, например, на чистку крыш. Но заявка в этом случае будет передана не в вашу управляющую компанию, а в подрядную организацию – так называемое домоуправление, которая очистит вашу крышу в порядке очереди. Чистят в первую очередь там, где проходят люди, где выше опасность. У жильцов нет договора с подрядной организацией, а есть – с управляющей компанией. Поэтому в экстренных случаях, когда вы хотите добиться быстрой и качественной реакции, нужно обращаться в свою УК напрямую и в письменной форме. Если реакции все равно нет, жильцы могут обратиться в приемную управы района, в приемную главы города. В данном случае во дворе дома стояли чужие машины. По СанПиНу запрещено ставить во дворе жилого дома автомобили сотрудников нежилых помещений, и жильцы могли бы на это пожаловаться. Кроме того, если бы УК оградила опасный участок полосатой лентой, предупредив об опасности, и начала чистить крышу, а за ограждение все равно поставили бы машины, УК была бы не виновата.
Могут ли водители получить компенсацию?
– Все лица, имуществу которых был причинен вред, вправе требовать компенсации, – утверждает адвокат Галина Белик. – По закону вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. В данном случае – на управляющую компанию. УК могут освободить от возмещения вреда, если она докажет, что предпринимала все меры, чтобы лед не упал. Но в данном случае, я считаю, доказательств таких у компании не имеется. Чтобы подтвердить, что лица, припарковавшие автомобили, были предупреждены об опасности, но легкомысленно ее проигнорировали, нужны доказательства: фотографии сигнальных лент, установленных в то время, когда машин нет. Если машина припаркована в течение длительного времени, нужно не ссылаться на данный факт и «умывать руки», а вызывать сотрудников полиции, которые быстро найдут адрес владельца авто и попросят убрать автомобиль. И только в том случае, если он откажется, ответственность с УК снимается по отношению к данному лицу.
Что делать пострадавшим, чтобы получить возмещение?
- провести фотофиксацию поврежденного имущества и снега на нем с разных сторон ;
- составить акт осмотра вместе с представителем управляющей компании и двумя свидетелями.
Если представители УК не явились, нужно написать заявление в двух экземплярах и передать одно управляющей компании – на втором пусть поставят подпись, что их приглашали на осмотр.
Автовладельцам следует обратиться в специализированную организацию по оценке восстановительной стоимости автомобиля и утраты товарной стоимости и получить заключение с суммой ущерба. Чтобы не тратиться на досудебную товароведческую экспертизу, лучше поискать квитанции/чеки об оплате пострадавшего имущества. Если они не сохранились – поискать на сайтах объявлений сообщение о продаже аналогичных товаров, сделать скриншоты страниц и выбрать среднюю стоимость товара для предъявления ее в требовании к УК.
Далее необходимо направить в УК требование с приложенными копиями документов, фотографиями с места происшествия и копией акта осмотра. В заявлении необходимо указать свои контактные данные и реквизиты банковской карты, чтобы предоставить УК возможность в досудебном порядке перечислить вам сумму ущерба. Если в разумный срок (до месяца) деньги на счет не поступят, пострадавшие вправе обратиться с иском в суд по месту нахождения УК. Установить причины повреждений и оценить ущерб в этом случае поможет судебная экспертиза.
Если пострадало имущество жильцов дома, которые заключили договор с УК, они вправе также потребовать штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.