, Воронеж
  • 4089

На творческой встрече с пианистом Сергеем Филатовым воронежцы пели, танцевали и учились отбивать ритм

В книжном клубе «Петровский» музыкант рассказал о своем проекте «Этносфера».
На творческой встрече с пианистом Сергеем Филатовым воронежцы пели, танцевали и учились отбивать ритм На творческой встрече с пианистом Сергеем Филатовым воронежцы пели, танцевали и учились отбивать ритм
РИА Воронеж Текст — , фото — Михаил Кирьянов, Софья Успенская

В среду, 11 декабря, в книжном клубе «Петровский» прошла творческая встреча с известным пианистом, композитором, основателем движения «Этносфера» Сергеем Филатовым. Почти два часа Сергей играл слушателям джазовые обработки фольклорных тем и рассказывал о том, почему не надо стыдиться игры в ресторанах, что такое 3d-эффект в музыке, чем фольклор сложнее джаза и кто виноват в том, что сегодня русский фольклор непопулярен.

– Перед вами человек, который многое сделал для того чтобы вывести русскую музыку вывести на современную импровизационную сцену, – представил гостя организатор воронежских «Джазовых сезонов» Александр Лукинов. – Сегодня многие спрашивают, а сложно ли это, а можно ли? Наверное, вывести фольклор в современное импровизационное поле может каждый, но не каждый это делает. Сергей это сделал.

Сергей Филатов первым делом порадовался, что «Воронеж расцветает и просыпается» – по словам музыканта, который вырос в нашем городе, «еще 15 лет назад этого невозможно было представить».

Встреча балансировала между пресс-конференцией и концертом – зрители, которые полностью забили большой зал «Петровского», то заваливали музыканта вопросами, то просили «сыграть что-нибудь эдакое». Вопросы тоже получились неровными – от «Сергей, когда вы поняли, что вы одарены?» до «а правда ли, что исполнять фольклор ритмически сложнее, чем джаз?» 

– Я никакой не одаренный, мне просто рояль хороший попался, – отшучивался Сергей Филатов. – Если серьезно, нас преподаватель в музучилище гонял из-за пианино. Наверное, у меня это, как у всех молодых, от протеста началось. Я вообще-то учился на баяне играть, и слава Богу. Фортепиано - это путь самоучки. Сейчас мы со студентами пытаемся выходить из пространства нотного текста, терминологии, пытаемся что-то сами нащупать. Им, например, нравится слово «3d», когда музыкант создает пространство в музыке - одна рука в одном времени, другая в другом, и сразу появляется объем, фразировки. Они приходят в восторг, когда начинают это чувствовать. Что еще расскзаать? 

– Лучше сыграйте, – потребовал голос из заднего ряда.

– Вы не думайте, я никакая не звезда, – продолжил Серегй Филатов, исполнив тему из фильма «Тегеран 43». Я по вечерам в ресторанах играю вот такую музыку и денежки этим зарабатываю, и нисколько этого не стыжусь. Одна знакомая мне сказала фразу, которая меня поразила: «Я все силы положу, чтобы не начать петь в пол». Это гениально. Многие музыканты попадают в такие условия, что приходится делать что-то необходимое, вместо творчества, но пока я не услышал эту фразу, у меня было такое раздвоение.

Очень много Сергей рассказал о своем проекте «Этносфера», который объединяет музыкантов разных жанров, интересующихся своей корневой музыкой.

– Против нас ведется огромная информационная война, – сообщил музыкант. – Ведь этот водитель, который едет в маршрутке и сам своей рукой включает радио «Шансон» или «Русское радио» – он ведь думает, что он сам это выбирает, такую музыку. Опросите 100 человек на улице и 99 из них вам скажут, что ненавидят фольклор. Все выбирают что легче. И мы, музыканты, тоже виноваты в том, что увлекались западной музыкой. В результате целое поколение выросло на нелюбви ко всему отечественному. Мы целились в Советский Союз, а попали в Россию. Мы все заложники этого. Но, по-моему, надо просто делать то, что тебе нравится, ни на кого не оглядываясь. Давайте я вам сыграю «Сердце земли». 

 

По словам Сергея Филатова, проект «Этносфера» появился, когда «просто надоело все, что вокруг творится».

– То чем мы занимаемся в «Этносфере» - это, если кратко попытаться сформулировать, изменение сознания. Когда музыканты разных жанров – и джазовые, и академические – с любовью подходят к своей корневой музыке.
Сергей Филатов, идеолог движения «Этносфера»

Сейчас на сайте проекта «Этносфера» открываются новые рубрики, которые помогают объединить фолк-музыкантов со всей страны, помочь им научиться работать с этнической музыкой, и, в том числе, найти новые имена.

– Мы сделали рубрику, где выкладываем ссылки на ютуб – там интервью и беседы с известными специалистами, масса полезной информации, как сводить звук, почему музыка звучит хорошо, почему плохо. Потом рубрика «С миру по нотке» - лучшие, на наш взгляд, образцы работы с этнической музыкой в разных сферах, все что может вдохновить на создание своей истории. В любом случае это все направлено на то, чтобы делать свои истории. Затем мы уже сделали рубрику «Бабушки» - будем наполнять ее экспедиционными записями. Чтобы не только люди, занимающиеся фольклором серьезно, имели к ним доступ, но чтобы любой молодой музыкант мог зайти и проникнуться. Еще мы хотим сделать площадку и называть ее «Этносфера студио», чтобы музыканты, которые пытаются играть какие-то миксы, основанные на нашей корневой музыке, могли бы выкладывать свои звуковые файлы, и наши мэтры могли бы писать на них рецензии.

– Послушайте, вот вы сейчас сказали про ударение на вторую долю в этнической музыке, и я все сижу и об этом думаю, – подала голос из зала доцент ВГАИ Александра Самотягина. – А давайте так и попробуем спеть, а?

И встреча совместным исполнением воронежских народных песен и хороводом вокруг рояля.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: