Двухнедельный театральный проект «Классная драма» завершился вчера, 12 декабря. Напомним, на первом этапе проекта со школьниками работали современные драматурги и с помощью игровых мастер-классов учили их технике написания пьес. Вторым этапом стала постановка написанных школьниками пьес воронежскими режиссерами и артистами. Проект закрыло гала-представление получившихся мини-спектаклей на сцене воронежского Дома актера.
Темы, выбранные школьниками для своих пьес, никак не обсуждались драматургами. Здесь подросткам была дана полная свобода. Как пояснили организаторы, «перевоспитание», заявленное целью проекта, сводилось к открытию перед школьниками нового вида творчества и самовыражения.
- Главным было не заниматься воспитанием, а открыть для ребят новое измерение. Мы не можем запрещать им те или иные темы. Мы обсуждаем с ними написанное, выясняем, что их волнует и почему. Нужно обсуждать те смыслы, которые транслируют ребята. Тем более дети пишут очень разные пьесы на самый широкий круг тем. Получается сканирование реальности. Дети высказались благодаря сцене. А театр существует для того, чтоб создавать диалог,
Круг тем, на которые были написаны пьесы, действительно оказался очень широким – мечта подростка о мотоцикле, первая любовь, футбол и даже крушение бизнеса двух ветеранов Афганской войны. Девять десятиминутных спектаклей от четырех режиссеров получились разными не только по содержанию, но и по форме. Изначально планировалось, что из-за маленького количества времени на репетиции – всего шесть дней – спектакли будут представлены в форме читок. Однако этого времени хватило на то, чтобы некоторые постановки сделать полноценными спектаклями.
Так, к постановке пьесы Никиты Кондрашова «Война на острове» режиссер Камиль Тукаев привлек молодых художников Воронежского Комикс-клуба. В итоге декорациями к читке пьесы о разорившемся миллионере, который стал киллером и охотится на бывшего партнера, стали динамично сменяющие друг друга черно-бело-красные комиксы.
– Идея задействовать комиксы в спектакле у меня была уже давно, и я все искал повод. Здесь же мне попался гениальный материал, который просто идеально для этого подходит, – рассказал Камиль Тукаев.
А питерские режиссеры Алексей Забегин и Владимир Антипов к постановке большинства доставшихся им пьес подошли с юмором. Так, в качестве музыки к спектаклям они использовали саундтрек из криминальной комедии «Большой куш» и других популярных фильмов. Над спрыгнувшим с крыши подростком вместо дождя рассыпались конфетти. А актеры в их спектаклях интонациями и явным переигрыванием подчеркивали абсурдность изначального текста.
– К пьесе, в которой все умирают, невозможно отнестись серьезно, – сказал Владимир Антипов. – Такие моменты явно подсмотрены школьниками на телеканалах типа СТС или ТНТ, вот мы и ставили их так, как это выглядит на тех каналах. Одну пьесу, «Остаться», мы сделали максимально серьезной, потому что она о семье, о том, что явно близко было школьнице. А все остальное, с убийствами и самоубийствами, – я не думаю, что это по-настоящему близко авторам, что вокруг них все прыгали с крыш и травили друг друга. А раз это фантазии, то и играть это нужно соответственно. Если играть самоубийцу серьезно, будешь выглядеть, как дебил.
Тем не менее девятиклассница Анастасия Светашова сказала, что ей понравилась итоговая постановка ее пьесы, в которой было и убийство, и самоубийство.
– У меня такая трагическая пьеса, я не ожидала, что будет так весело и смешно. Я ждала, что все будут рыдать навзрыд. Но я не обижаюсь, наоборот, здорово, что все это режиссеры разбавили юмором, – сказала Анастасия.
В пьесе Кирилла Сергеева «Мечта и реальность» главный герой разговаривает, как признался юный драматург, специально «грубо, но не матом». Режиссеры спектакля Алексей Забегин и Владимир Антипов усугубили этот образ, еще больше сдобрив его речь словами «чё», «а я такой», «короче». После представления Кирилл Сергеев рассказал, что остался доволен постановкой.
– Родители сказали «жесть как она есть», – поделился Кирилл. – Жизненно получилось.
После гала-представления многие школьники признались, что собираются продолжить писать драматургию.
– Драматурги, которые были нашими кураторами, оставили нам все свои контакты, сказали: "Присылайте, если что-то напишете, мы всегда прочтем и оценим," – рассказала одна из участниц проекта Светлана Пономарева. – Мне очень понравилось, что Камиль Тукаев сделал из моей пьесы «Живи еще» настоящий спектакль, и актеры так замечательно были подобраны. Я думаю, это хорошее начало, и у меня уже есть задумки для следующих пьес.