Воронежский краевед Александр Березянский в мае 2019 года обнаружил на одном из европейских аукционов Stockholms Auktionsverk старую фотографию – портрет мужчины и женщины, выставленный в одном лоте с полотном художника Александра Бучкури. Сохранилось очень мало фотографий Александра Бучкури, а изображение его жены осталось только на живописных полотнах. Поэтому найденная фотография – важное открытие не только для Воронежа, но и для мирового искусства, пояснил Березянский журналисту РИА «Воронеж» в пятницу, 24 мая.
Выставленная на Стокгольмском аукционе в декабре 2016 года картина с финальной ценой в 60 тыс. шведских крон (около 401 тыс. рублей по текущему курсу) сопровождена подписью Бучкури.
Портрет крестьянской девушки – один из серии работ, которые художник написал в деревне Подгорное под Воронежем, где жил и работал после переезда туда из Санкт-Петербурга в 1907 году. Некоторые портреты из этой серии выставлялись в Лондоне (1910), Мюнхене (1911) и Венеции (1913).
Кто изображен на фотографии, входящей в тот же лот, не указано. Александр Березянский уверен, что это сам художник и его жена Васса Епифанова. Очевидно это не вызывает сомнений и у владельцев лота.
– Александр Бучкури женился в 1906 году, когда ему было уже 36 лет, примерно как на фото. Вытянутый овал лица, характерный высокий лоб с залысинами, близко к переносице посаженные глаза, разрез глаз и форма носа – все эти черты совпадают с портретами художника более позднего времени. Вассу Епифанову мы видим на портрете Бучкури и можем сравнить ее с женщиной на фотографии: тот же рисунок губ и подбородка, глаза, даже взгляд совпадает, – прокомментировал Александр Березянский.
Картина Бучкури, как и фотопортрет, были приобретены бабушкой и дедушкой их нынешних владельцев: Марией Дириной и ее мужем, шведским бизнесменом Йостой Хеллманом.
Дирины – семья помещиков, живших под Харьковом. Вскоре после революции Мария Дирина познакомилась со шведским бизнесменом Йостой Хеллманом, и они полюбили друг друга. Но младшая сестра Марии, Ольга, страдала туберкулезом и нуждалась в лечении за границей. В послереволюционные годы просто так выехать за рубеж было невозможно, поэтому Хеллман женился на Ольге и привез ее в Стокгольм для лечения. Затем он немедленно развелся и вернулся в Россию, чтобы жениться на женщине, которую любил, – Марии.
Хеллман работал на SKF (крупную шведскую компанию с деловыми интересами в Москве, Санкт-Петербурге и Харькове). Вместе супруги сформировали коллекцию картин, привезя их сначала в Хельсинки, а затем в Стокгольм, где они поселились после окончания Второй мировой войны. Полотно Бучкури и фотография были приобретены в Советском Союзе в конце 1920-х годов.
Справка РИА «Воронеж»
Александр Бучкури родился 18 ноября 1870 года в слободе Бутурлиновка Воронежской губернии. Учился в Императорской академии у Ильи Репина, который писал о нем: «Он выдающийся художник, и я горжусь, что он был моим учеником». В 1906 году Александр Алексеевич Бучкури обвенчался в Троицком Смоленском соборе в Воронеже с Вассой Иосифовной Епифановой, дочерью воронежского купца. Художница Васса Епифанова по воспоминаниям современников «красивая, румяная блондинка с нежным цветом лица», была также одной из лучших учениц Ильи Репина.
В 1907 году семья вернулась в Воронеж. Зиму чета художников проводила в Петербурге, а лето – в своей мастерской в селе Подгорном. Бучкури преподавал в Воронежской бесплатной рисовальной школе, Свободных художественных мастерских, Художественно-промышленном изотехникуме.
Когда к Воронежу подходили фашисты, Александр Бучкури положил свои картины и работы жены в большие кованые сундуки и зарыл их в саду рядом со своим домом. Он не мог эвакуироваться: к тому времени Васса Иосифовна была тяжело больна и практически не вставала с постели. Муж ухаживал за ней, занимался домашним хозяйством, пытался как-то наладить быт в военное время. Высокую фигуру Бучкури можно было часто видеть в очередях за хлебом.
Летом 1942 года художника в знакомом многим сером плаще видели в группе людей, которых фашисты гнали по улице Красноармейской. Одни свидетели говорили, что он поддерживал жену под руку, другие – что вез на тележке, так как она не могла уже ходить. Точно известно лишь одно: они были казнены в числе других воронежцев в августе 1942 года.
Работы, хранившиеся в домашней мастерской Бучкури и Епифановой, найти до сих пор не удалось. Они лежат где-то под землей вместе, как вместе были до самого конца их авторы.