Моноспектакль словацкого режиссера Славы Даубнеровой «Без названия» стал одним из самых необычных показов Платоновского фестиваля. В представлении, которое идет около часа, актриса не произносит ни одного слова и при этом рассказывает целую историю о творчестве и показывает внутренний мир фотографа.
Два представления уже прошли в Воронежском камерном театре в понедельник и вторник, сегодня зрителей ждет еще одно. Спектакль «Без названия» основан на биографии талантливого американского фотографа Франчески Вудман. Ее судьба сложилась ярко, но трагично – Франческа, родившаяся в семье художников, снимала с 13 лет, причем свои портреты, на которых в основном запечатлена она сама, она делала в необычной сюрреалистичной манере.
Большинство ее фотографий не имеют названия – отсюда и название спектакля. К 22 годам она сделала огромное количество работ на стыке живописи и фотографии (осталось более десяти тысяч негативов, многие из которых впоследствии попали в подборки крупнейших музеев мира и несколько проектов фотокниг), и в день выхода своей первой книги Some Disordered Interior Geometries покончила с собой, сбросившись с чердака дома в нью-йоркском Ист-Энде, где находилась ее студия. И уже после смерти фотографа ее работы заинтересовали музейщиков, галеристов, искусствоведов.
О том, что происходило в душе этой странной и безусловно талантливой девушки, как шли ее поиски и рождались ее работы и что в конце концов привело ее к смерти, и размышляет Слава Даубнерова в своем спектакле, где она является одновременно сценаристом, режиссером и исполнительницей единственной роли.
– Я наткнулась фотографии Франчески Вудман в Интернете, потому что я очень интересуюсь фотографией и изучаю теорию фотографии, постоянно ищу информацию об этом, – рассказала Слава Даубнерова. – И мне очень понравились эти фотографии – они были действительно странные и вдохновляющие. Она работала со своим телом и фотографии выглядят очень телесными, эта тема мне интересна, я всегда хотела поставить спектакль о физической красоте. Кроме того, мне хотелось поработать со спектаклем без текста, попытаться выразить свои эмоции через движения тела.
На сцене Слава, как, вероятно, и Франческа когда-то, буквально исследует себя. Начинается спектакль довольно сдержанно – фотограф просто устраивается на стуле перед фотокамерой, и вместе с щелчками затвора меняет ракурсы и позы. Но чем дальше, тем более откровенным и личностным становится этот процесс, самопрезентация превращается в самопознание, причем иногда этот процесс становится довольно болезненным. Если в начале спектакля Слава-Франческа в красивом платье чинно смотрит в камеру, то через какое-то время она уже полностью обнажается (и физически, и морально), извивается перед камерой, рассматривает себя в зеркале с разных сторон, ползает по полу и меняет наряды, а вместе с ними и образы.
– Весь спектакль рассказывает о процессе творчества, процессе поиска вдохновения и эмоции, – говорит Слава. – Франческа повторяет фотографии, ищет лучшую композицию. И мне хотелось показать, как она теряла связь с реальностью, терялась в своем творчестве. В какой-то момент сцену уже заливает красный свет, а сама Франческа в маске зайца развешивает на веревках бесконечные чулки, которые достает из эмалированного тазика – обычное бытовое действие превращается в какую-то шизофреническую навязчивую идею.
Чтобы передать внутренний мир Франчески, Слава Даубнерова много работала с ее фотографиями. По словам режиссера, для которого это уже четвертый моноспектакль, и то, и другое – формы самопрезентации, поэтому выразить пластикой то, что фотограф выражала картинкой, для нее было интересной задачей.
– Сначала я собрала фотографии Франчески Вудман и делала что-то вроде набросков или сценария из картинок, – рассказывает Слава о рабочем процессе. – Это выглядело как некая карта с фотографиями, большой лист бумаги, на котором я составляла собственную историю из этих изображений. Затем я работала с хореографом и мы искали способ, как построить движения из поз и жестов на фотографиях. Кроме того, я пыталась найти в этих фотографиях эмоции. Я не профессиональный танцор, поэтому мы больше работали над тем, чтобы найти простые с точки зрения техники движения, которое смогут передать эти эмоции.
За этот спектакль Слава Даубнерова получила приз Dosky за Лучшую Постановку сезона в рамках самого крупного театрального фестиваля Словакии Divadelná Nitra festival. Спектакль был номинирован на эту премию сразу трижды – за лучшую режиссуру и лучшую актерскую работу.
– Обычно спектакли без слов и традиционной формы в нашей стране не выигрывают таких премий, поэтому это была очень важная для нас награда, – отмечает Слава. – Вокруг этого было очень много споров, потому что критики, которые принимали решение о вручении премии относились к молодому поколению. За этой наградой последовали другие призы в Словакии и это можно назвать действительно большим успехом.
Приезд на Платоновский фестиваль – это первая работа Славы Даубнеровой в России. До этого спектакль показывали на различных фестивалях в Германии, Чехии, Америке. В Воронеже спектакль «Без названия» еще можно будет увидеть в Камерном театре сегодня вечером – на момент публикации в фестивальных кассах еще есть некоторое количество билетов.
МНЕНИЕ
– Спектакли Славы Даубнеровой достаточно необычные для нашего театрального опыта, зритель принимает их по-разному, но что меня радует, в основном – положительно, вчера большая часть молодой аудитории спектаклем была впечатлена, хотя старшее поколение выходило в недоумении. Но важно, что мы расширяем наш зрительский опыт, показываем, что театр – это не просто место, где люди едят и пьют на фоне декораций, что театр может по-разному выражать действительность, и именно этим Слава и занимается,
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter