В субботу, 17 мая, в Воронеже прошел Международный фестиваль дизайна и моды «Губернский стиль», который является одним из проектов Национальной академии индустрии моды. Основной конкурсный показ проходил в Сити-парке «Град».
Заявки на участие в конкурсе в этом году подали 130 дизайнеров из 27 регионов Росиии, стран СНГ и Китая. Из них конкурсная комиссия отобрала 109 коллекций, которые и представили результаты своего творчества на подиуме «Града». По словам президента фестиваля Екатерины Ребежи, политика молодой команды руководителей фестиваля заключается в том, чтобы давать шанс на участие практически каждому – для кого-то подиум станет «взлетной полосой», а кто-то, посмотрев на уровень других работ, решит, что не стоит тратить так много сил на профессию, где у него нет шансов.
Конкурс, посвященный в этот раз 200-летию со дня рождения Михаила Лермонтова и Году культуры в России, проводился по нескольким номинациям: «Prêt-à-porter» (стиль современной жизни), «Креатив» (нестандартное решение и оригинальное исполнение), «Этностиль» (национальные черты в современной одежде) и другим. Самой многочисленной традиционно стала Prêt-à-porter – она же и самой сложной.
Как пояснил член жюри фестиваля академик НАИМ, заведующий кафедрой конструирования швейных изделий Текстильного института Ивановского государственного политехнического университета Виктор Кузьмичев, для многих дизайнеров сильно снизил оценки недостаток смелости («Когда я приезжаю на студенческий конкурс, мне хочется увидеть не просто повторение модных тенденций – знать их в эпоху интернета не проблема, – а какой-то смелости, чтобы вы были на шаг-два-три впереди всех») и неверный выбор номинации.
– «Креатив» в том виде, что мы сегодня увидели, – это не креатив, – согласилась с Виктором Кузьмичевым Екатерина Ребежа. – Вы на сегодняшний день просто театральные художники, но настоящих креативных коллекций было очень мало. Многие дизайнеры не переработали тему, они показывают ее прямо в лоб. Это лень какая-то просто – чтобы хорошо осмыслить идею, над ней надо много думать, нужен какой-то жизненный опыт. Были и хорошие идеи, но они наложились на старомодные материалы и формы.
Вообще тема «подачи в лоб» стала болезненной для многих членов жюри – особенно это было заметно в номинации «Этностиль» – одной из самых сложных для молодых дизайнеров. По словам Виктора Кузьмичева, многие модели в этно-костюмах были похожи просто на ряженых: подать народный костюм современно и сделать его привлекательным, соответствующим современным трендам, удалось буквально единицам.
Кстати, хорошим примером в этой номинации стали китайские дизайнеры – свои работы в Воронеж привезли пять студентов из Пекина – как отмечали члены жюри после время показа, китайцам удалось с помощью простых форм и ненавязчивых отсылок к национальным цветам, формам или узорам создать отличные современные коллекции с явственным национальным колоритом.
Неожиданностью для зрителей фестиваля стали бородатые женщины на подиуме – коллекцию «Борода покоряет города» представила молодой дизайнер из Ельца Даша Собова. Причем, по словам дизайнера, к победителю Евровидения – бородатой женщине Кончите Вурст – этот образ не имеет никакого отношения: он родился за несколько месяцев до нашумевшего финала шоу и отсылает скорее к бородатым путешественникам, странствующим по миру в удобной одежде.
– Просто сейчас борода стала модным трендом – многие мужчины носят бороды, открываются даже специальные салоны и барбер-шопы, где можно ухаживать за бородой, – объясняет дизайнер. – Конечно, в основном это все мужчины, но девушки тоже часто фотографируются с картонными усами на палочке или кладут на лицо прядь волос как усы. Мне это показалось забавным и я решила обыграть это в коллекции. Преподаватели сначала были против, но я их убедила. А вообще моя коллекция – она об удобстве, свободе и индивидуальности. Я делала ее 3-4 месяца, здесь все из натуральных материалов и все вручную – и трикотаж, и вышивка.
Были и противоположные примеры – сразу несколько дизайнеров вывели на подиум мужчин в юбках и ажуре. Впрочем, как отметили члены жюри, не переборщить и не перепутать авангард с эпатажем тут удалось немногим.
– Некоторые здесь не понимают что такое номинация прет-а-порте, – поделился впечатлениями арт-директор фестиваля и двукратный победитель прошлых лет Степан Казявин. – Это то, что изначально можно купить, хоть прямо с подиума: надевай и носи. А мы видим здесь каких-то мальчиков в ажуре – не знаю как у вас, у нас за такое мальчиков гоняют. Мне не понравилось, что многие не подбирают фон, аксессуары. И обращайте внимание на обработку изделия: если девочка идет в светлом в платье, а у нее зеленым обметан край – это просто неуважение к себе, не думайте что мы этого не видим. Образ должен быть завершенным и в нем все должно быть аккуратно – вплоть до цвета носков и ногтей модели.
Еще одной коллекцией, которая произвела на фестивале фурор, стали поролоновые «Пришельцы»: группа дизайнеров из Иркутска – Анна Носова, Анна Вернигова, Ирина Завьялова и Ирина Склянова – представили удивительных зверей, сделанных без единой нитки.
– Здесь только поролон и клей «Момент», – рассказали дизайнеры. – Здесь мы смогли показать только пять костюмов, но вообще у нас в коллекции таких 20 – это было учебное задание, сделать костюмы на тему «животные». Мы стали думать, как подать эту тему небанально и решили вот так поиграть с формой. Идей было много, на каждого зверя пришлось штук по 50 эскизов, но в итоге получилось то, что получилось.
Путешествия и свобода, яркие краски и смелые сочетания в ближайшее время станут одной из самых заметных модных тенденций и на подиуме «Губернского стиля» это было хорошо заметно. Так, например, дизайнер Анжела Ахба из Краснодара свою коллекцию посвятила Бразилии (коллекция Minestream в итоге заняла I место в номинации «Этностиль»).
– Сейчас актуальна тенденция нанесения этнических ярких красок, – рассказала Анжела. – В 2016 году Олимпиада будет проходить в Бразилии и дизайнеры уже ориентируются на это событие. Моя коллекция выполнена из натуральных тканей, в ней много ручной работы – например, пуговицы я сама вырезала из дерева и выжигателем делала на них рисунки, обувь я тоже декорировала вручную, обшивала веревкой. Всем известный термин «мейнстрим» я переработпла и назвала коллекцию «майнстрим» – то есть что-то мое.
В целом уровень коллекций, как отметили эксперты, растет с каждым годом. Но мелкие недочеты по-прежнему портят впечатление даже от самых гениальных идей.
– В целом я очень доволен впечатлением, которое сегодня получил, в целом коллекции были очень интересные, – признался председатель жюри Вячеслав Зайцев. – Но жуткие прически, девчонки с этими хвостами рваными! Я считаю, что очень важно собрать образ в целом. Многие плохо поработали с макияжем. Манекенщицы ходили все разные. В целом жуткое впечатление было от девочек, ощущение неопрятности. Жуткие дешевые туфли, очень объемные, которые давно вышли из моды, сейчас в моде очень изящные лодочки или просто балетки. За всем этим дизайнерам надо внимательно следить.
Однако как бы ни эпатировали молодые дизайнеры публику, симпатии жюри и гран-при в итоге достались «классике» – Ольге Неретиной и Наталье Погорельских с коллекцией Somebody New. Девушки представили жюри свою интерпретацию классической мужской одежды и вывели на подиум мужчин в элегантных костюмах и шелковых халатах.
– Такие коллекции меньше всего делают – потому что это очень сложно – и мы решили взяться за эту сложность, – рассказали победители. – Мужской костюм – он вообще сложный, это всегда сложный крой, конструктивные детали. Поэтому пришлось потрудиться. Но у нас на курсе есть несколько мальчиков, и мы свои работы на них примеряли и экспериментировали, а они помогали нам отзывалми и советами.
Больше фотографий с "Губернского стиля 2014" можно посмотреть в нашей группе "В контакте".