Добросовестно ли воронежские УК готовятся к отопительному сезону? На что чаще всего жители многоквартирных домов жалуются в ГЖИ? Есть ли в регионе проблема с двойными квитанциями за коммунальные услуги? На эти и другие вопросы ответила глава региональной Государственной жилищной инспекции Диана Гончарова. Прямой эфир прошел в официальных пабликах областного правительства в среду, 28 июля. О чем жители региона спрашивали главу ведомства – в материале РИА «Воронеж».
Об обращении граждан
Диана Гончарова рассказала, что в 2020 году, несмотря на то, что жители региона много времени проводили дома, не работали из-за пандемии, число обращений граждан в ГЖИ снизилось. По сравнению с 2019 годом – на 6,5%. При этом снижение зафиксировали впервые.
Больше всего обращений касалось технического содержания и эксплуатации жилфонда – 7,5 тыс. из 13,5 тыс. Глава ведомства отметила, что до 1 января 2021 года внеплановые проверки были запрещены. Прокуратура позволяла проводить их только в том случае, если была угроза для жизни и здоровья граждан. Тем не менее оперативно реагировать на обращения Госжилинспекция смогла благодаря цифровизации.
– Мы внедрили систему СОПР (система оперативного реагирования на обращения), что позволило избежать социального напряжения, добиться быстрого рассмотрения, – пояснила Диана Гончарова. – В течение трех дней с момента регистрации обращения наша система отправляет запрос в личный кабинет управляющей компании. У УК есть еще три дня на то, чтобы устранить нарушение, разместить информацию о том, что проблема решена, прикрепив соответствующие файлы. Инспектор ГЖИ следит за сроком исполнения, затем связывается с заявителем, чтобы убедиться, что УК свои обязательства выполнила. В 2020 году система позволила нам эффективно осуществлять надзор, а управляющим компаниям не получать протоколов и предписаний.
Диана Гончарова добавила, что в 2021 году, когда мораторий на проверки был снят, инспекторы проверили исполнение ранее выданных предписаний. УК, допустившие нарушения, привлекли к ответственности. Сейчас ГЖИ работает в том же режиме, что был до пандемии, но при этом СОПР продолжает действовать.
Говоря об обращении граждан, Гончарова добавила, что есть ряд проблем, которые невозможно решить быстро. К примеру, это нарушения, допущенные при строительстве дома. Часто ошибки при проектировании или возведении здания проявляются через несколько лет, когда гарантийные сроки уже прошли. Поэтому сказать, что решены все вопросы граждан, нельзя.
О ГИС ЖКХ
В 2021 году по поручению Минстроя в России прошла масштабная проверка работы ГИС ЖКХ (единая централизованная электронная система, в которой содержится информация о жилищно-коммунальном хозяйстве). УК и ресурсоснабжающие организации обязаны размещать там полную информацию о каждом доме, который они обслуживают. По словам Дианы Гончаровой, в Воронежской области проверили около 152 УК и около 170 РСО. Итогом стали 255 предписаний об устранении нарушений. То есть информацию либо разместили не полностью, либо не в те сроки.
Кроме того, Диана Гончарова рассказала, что с этого года к системе ГИС ЖКХ подключились органы социальной защиты населения. Они создали там личный кабинет для того, чтобы контролировать распределение субсидий малоимущим на оплату коммунальных услуг. Там же теперь размещается информация о задолженности граждан по оплате коммуналки за последние три года (в таком случае в субсидиях им будет отказано).
О подготовке к отопительному периоду
Диана Гончарова рассказала, что в этом году ГЖИ совместно с городской администрацией выборочно проверяет подготовку многоквартирных домов Воронежа к отопительному сезону. Рейд, который провели 21 июля, выявил ряд нарушений. В некоторых домах обслуживающие организации до сих пор не приступали к работам, в некоторых проводят их с опозданием. К нарушителям применят соответствующие меры.
Если у жителей есть сомнения, что их обслуживающая организация добросовестно выполняет работу, в администрацию, по словам Гончаровой, лучше обращаться уже сейчас, не дожидаясь отопительного сезона.
Глава ведомства отметила, что на одном из заседаний у губернатора Александра Гусева предлагала обязать управляющие компании фиксировать выполнение работ на видео. Это будет подтверждением в тех случаях, если возникнут проблемы. Сейчас этот вопрос рассматривается.
О «перетопах»
Во время прямого эфира жители пожаловались на то, что зимой часто в квартирах очень жарко. Приходится проветривать, таким образом УК «отапливают улицу», выставляя потом существенные суммы в платежках. Диана Гончарова пояснила, что есть установленные нормы – в квартирах должна быть температура 22 градуса. Если выше или ниже, то это нарушение, которое должна устранить УК.
– Управляющие компании до отопительного периода должны работать с ресурсниками, проверять исправность оборудования. В идеале при проведении капитального ремонта жителям следовало бы установить приборы регулировки тепла, но и покупка и дальнейшее обслуживание стоят дорого. Есть и более простые решения, например, установка сужающего трубы устройства, – добавила Гончарова.
О счетчиках на отопление
Во время трансляции жители поинтересовались у Дианы Гончаровой, как установить в квартире индивидуальный прибор учета отопления. Глава ведомства объяснила, что такая возможность зависит от технических характеристик дома. Необходимо провести обследование.
- Для этого надо обратиться в управляющую компанию или ресурсоснабжающую организацию (если дом на прямых расчетах). Но возможность установки счетчика зависит от особенностей каждого дома. Новостройки практически все оборудованы регулировкой отопления в квартирах. Но в основном при установке счетчика требуется проводить переустройство. Только после этого будет заключен соответствующий договор между собственником квартиры и поставщиком услуг, – пояснила глава ведомства.
О ремонте подъездов
Воронежцы также пожаловались главе ГЖИ на то, что УК годами не проводит ремонт подъездов. По словам Гончаровой, текущий ремонт – это обязанность обслуживающих организаций, которая прописана на федеральном уровне. Дополнительно указывать ее в договорах не нужно.
– Текущий ремонт, дефектовку должны проводить раз в три года, максимум – раз в пять лет. Если УК нарушают, то мы привлекаем их к ответственности, – отметила Диана Гончарова.
О двойных квитанциях
Диана Гончарова пояснила, что проблема с двойными квитанциями, которая была распространена еще пять лет назад в Воронежской области полностью решена. Этого удалось добиться после введения лицензий на управление домами.
– Управление МКД начинается в тот момент, когда появляется запись в реестре лицензий. Если организацию исключили из реестра, но она продолжает выставлять жителям плату, то это нарушение. Я думаю, что в Воронежской области больше не повторится ситуация с двойными платежками, которая была ранее, – рассказала глава ведомства.
О домофонах
Диана Гончарова прокомментировала проблему с двойными платежками за домофон, которая не решается в Воронеже уже несколько лет. Параллельно плату жителям выставляют управляющие компании и частные организации, специализирующиеся на установке и обслуживании запирающих устройств. УК считают, что домофоны – это общедомовое имущество, поэтому и ответственность за них несут они. Частники же, установившие приборы много лет назад, уверены, что только они имеют право их обслуживать.
– Ответ прост – платить надо тому, кто по факту предоставляет услугу. Если УК обслуживает домофоны, если жители делегировали ей это право, то она может брать оплату. Жителям надо понять, кто на самом деле оказывает им услугу, – заявила Диана Гончарова.