Министр образования и науки Ольга Васильева заявила о необходимости вернуть в школы работу на приусадебных участках и уборку классов. Предложение прозвучало на заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре в понедельник, 26 сентября. По мнению министра, уборка школьных помещений не угрожает здоровью учеников, а напротив, поможет им ощутить ответственность за место, в котором они проводят 11 лет. В России привлекать школьников к уборке можно только с письменного разрешения родителей.
Корреспонденты РИА «Воронеж» попросили воронежских педагогов рассказать, облагородит ли их учеников обязательный труд – или будет отвлекать от учебного процесса.
Валентина Хамбалинова, учитель начальных классов школы №71 (Воронеж):
– Я за возвращение трудового воспитания в школы и вообще считаю, что труд – это не наказание, а поощрение. Я использую труд в своей работе. Я спрашиваю у детей, кто у меня самый ответственный, кто польет цветы – и вижу много поднятых рук. Ребенка надо приучать к труду с детства. Я не говорю, что первоклассников надо заставлять на улице убираться или полы мыть – но полить растения, вытереть доску, убрать свое рабочее место в классе любой первоклассник может. Тем более что в этом возрасте для них уборка – это игра. Если мы их не начнем с детства приучать к труду, то придем к тому, что из наших детей вырастут тунеядцы и белоручки, беспомощные люди, которые привыкли, что за ними все делают родители и бабушки с дедушками.Светлана Ельчанинова, директор Репьевской средней общеобразовательной школы:
– Для меня трудовое воспитание – это неотъемлемая часть становления личности ребенка. Сейчас в нормативных актах указано, что детский труд в школах категорически запрещен и разрешен только с согласия их родителей. Даже чтобы вытереть доску или поднять бумажку в классе, нужно письменное разрешение родителей. Учитель не может просто вывести детей на уборку территории школы или пойти вместе с учениками на школьный огород выкопать морковку. Сельскохозяйственный труд практически выведен из образования даже в сельских школах, которые зачастую располагают большими приусадебными участками. Если будут внесены поправки о трудовом воспитании, то, возможно, мы перестанем растить детей, которые никогда картофель не сажали и полы не мыли. Это нормально, если школьник дежурит по классу и моет полы или вытирает доску.Нам, сельским школам, эти поправки помогут сотрудничать с фермерским хозяйствами, чтобы ученики могли поработать у них на полях, научиться ухаживать за домашними животными, управлять трактором. Это важные навыки в селе. А в городе возможностей трудового воспитания еще больше. Там можно организовать производственные комбинаты (организации, обеспечивающие старшеклассникам начальную профессиональную трудовую подготовку – РИА «Воронеж»), на которых школьники смогут попробовать себя в разных профессиях. В нескольких российских регионах уже применяют такую практику, когда один день в неделю ребята не сидят за партами, а идут на фабрики, заводы, предприятия. Кто-то штампует дверные петли, другие шьют фартуки, еще кто-то делает конфеты. Все, разумеется, под наблюдением наставника и с соблюдением техники безопасности. Я сама в школьные годы была приписана к заводу тяжелых механических прессов, делала там детали. И именно там меня научили ценить и уважать труд человека любой профессии. Нельзя научить этому, если ребенок не представляет, что такое труд, если он живет только учебниками и социальными сетями. Неважно, к какому специалисту прикрепят школьника – его же не обязывают получать эту профессию. Главное, что ребенок будет воспитываться в уважении к труду. Он не будет потом бросать мусор на улице, так как будет знать, что труд дворника сложен, не будет ломать лавочки, ведь на них потратил много времени плотник.