Мини-фестиваль «Музыка мира в Белом колодце» прошел в рамках Платоновского фестиваля искусств под Воронежем в воскресенье, 7 июня. Музыканты из пяти стран выступили на пляже мелового карьера перед 3,5 тыс. воронежцев.
В программу «Музыки мира» вошли группы, смешивающие национальные музыкальные традиции с современным звучанием. Худрук Платоновфеста Михаил Бычков рассказывал, что дирекция выбирала исполнителей, представляющих «фольклор как часть сегодняшнего мейнстрима».
Drum Ecstasy
Выступавшие первыми белорусы из Drum Ecstasy задали тон мини-фестивалю. Воронежцы быстро усвоили новый формат концерта: пришедшие в вечерних платьях женщины скидывали каблуки и танцевали босиком на песке. Каркас звучания создавали три барабана, в который вплеталась бас-гитара лидера группы Филиппа Чмыря.
– Ударные исполняют разные партии, но периодически звучат в унисон, что добавляет звуку объемности и брутальности, – рассказал ударник группы Александр Кравцов.
Мощное звучание барабанов соединяются с фольклорными белорусскими мелодиями.
– В этом сочетании нет ничего необычного и противоестествен
Drum Ecstasy исполняли песни на старославянском языке.
– Сама Белоруссия в плане национальности и языка – довольно демократичная страна. А старославянский – это язык наших общих славянских предков. Было интересно работать с языком, который в той или иной степени присутствует в современных русском, белорусском и украинском, – сказал Александр Кравцов.
Периодически фронтмен извлекал звук, прикладывая работающую электродрель к струнам и высекая искры из камня электропилой.
– Раньше мы играли техно, индустриальную музыку, и эксперименты с различными шумами взяли оттуда, – рассказал ударник группы Александр Кравцов. – У нас есть целый набор таких шумовых эффектов – кроме дрели и болгарки мы также играем на металлических бочках, используем молотки и станки. Словом все, что звучит.
Mgzavrebi
Фурор у публики вызвала грузинская команда Mgzavrebi. Лидер группы свободно общался со зрителями, много шутил и рассказывал о смысле песен, которые исполнял на родном языке. Грузины играли на акустических инструментах: гитаре, губной гармошке, флейте и пандури – грузинском народном аналоге лютни. Mgzavrebi использовали традиционное национальное многоголосие и пытались научить ему зрителей. В одной из песен создатель группы Гиги Дедаламазишвили попросил мужчин исполнить одну вокальную партию, а женщин – другую. Подготовленная публика узнавала песни грузин и подпевала тем, которые исполнялись на русском. «Мы редко поем про любовь. Нас семь взрослых мужиков в группе – как мы будем друг при друге заливаться на тему «Как же я тебя люблю» и все такое», – говорил Дедаламазишвили.
– Для нас очень важно этническое начало в музыке. Мы грузины, мы не умеем петь не по-грузински, но мы и не хотим этого делать, – рассказал Гиги Дедаламазишвили. – Мы не стараемся быть рокерами или кем-то еще, мы просто поем так, как нам поется, а получается все это с нашим национальным грузинским колоритом, потому что мы родились в Грузии и очень любим ее. Из иностранных языков у нас есть только несколько песен на русском. Чтобы петь на чужом языке, надо его не только знать, но и думать на нем. Мы все хорошо знаем русский, и поэтому, когда мы поем по-русски, мы понимаем, о чем мы поем, чувствуем этот язык. Но все равно он для нас не родной, и поэтому песен на нем у нас мало.
Во время исполнения на русском языке песни «Прорвемся!» Гиги Дедаламазишвили призвал слушателей концерта всегда держаться друг друга.
– Я не имел в виду никакую политику, как и всякий нормальный человек, я ее ненавижу. Я хотел сказать, что независимо от национальности, цвета кожи, пола, религии, достатка и размера носа все люди должны всегда быть вместе, должны быть приветливыми друг к другу, гостеприимными, – пояснил музыкант. – Они не должны отворачиваться от чужого человека с его бедой. Потому что чужого человека не существует – все мы братья, и все проблемы и будут оттого, если мы будем становиться разрозненными и перестанем уважать друг друга.
The Bambir
Армянский фолк-рок коллектив The Bambir звучал современно. Названная в честь народного армянского инструмента команда использовала электрогитары и зачастую демонстрировала сильное влияние Джека Уайта и ирландской средневековой музыки. За тяжелыми аранжировками скрывались мелодии Комитаса – великого армянского композитора.
The Bambir существуют уже во втором поколении – в 1978 году группу создали отцы сегодняшних музыкантов. Но если первый состав отдавал предпочтение джазовым импровизациям с симфоническими инструментами, то сыновья The Bambir переформатировал
– Для нас представлять Армению – не значит звучать аутентично, мы показываем современный срез армянской музыки, а она уже давно вышла за рамки фолка и народных инструментов, – сказал вокалист группы Нарек Барс. – Родители не ходят на наши концерты, но иногда мы выступаем вместе и даже записали несколько совместных пластинок. Родители легко включились в новый стиль группы.
Yasmine Hamdan
Следующей на сцену поднялась ливанская певица Ясмин Хамдан – икона современной арабской музыки. Она принципиально исполняет песни только на арабском языке. Свое выступление Хамдан сопровождала восточными танцами.
Download Yasmine Hamdan Gamil for free from pleer.com
Певица рассказала, что традиционные арабские мелодии, положенные на электронную музыку, изначально на ее родине приняли враждебно – слишком революционно это звучало. Западный мир был также не готов принять необычную исполнительницу из-за полностью арабоязычных композиций. Спустя четыре альбома в соавторстве с разными музыкантами, певица выпустила сольную пластинку Ya Nass, которая с невероятным успехом разошлась по всему миру.
–Я не стремилась стать знаменитой, я просто делала то, что мне нравится. Если оглянуться, мне кажется, 80% людей занимаются нелюбимым делом, поэтому мне было важно найти то, что приносило удовлетворение, и оказалось, что это – музыка. Конечно, приходилось бороться с самыми разными препятствиями. Тут дело не только в том, что есть определенные правила поведения арабской женщины в арабской стране. На Западе тоже есть стереотипы, как должна выглядеть и вести себя арабская женщина. Но я не чувствую себя революционеркой. Я пою на своем родном языке и не отворачиваюсь от арабской культуры. Наоборот, я хочу, чтобы люди испытывали к ней интерес и не замыкались в своих представлениях о том, какой она должна быть, – Ясмин Хамдан, певица.
Сейчас Ясмин Хамдан живет и пишет музыку во Франции. Певица объяснила, что европейская страна попросту удобнее – из нее проще летать на концерты в разные точки мира, легче найти звукозаписывающу
– В Бейруте мне уже давно было тесно, – призналась Хамдан.
Ясмин Хамдан рассказала, что ее отец любил русскую музыку и литературу, и певица с детства была знакома с нашими писателями. Она сказала, что Лев Толстой – один из любимых ее авторов.
– В русской литературе много восточного, русская и арабская литература очень похожи, – поделилась Хамдан.
Ester Rada
«Музыку мира в Белом колодце» закрыла израильская певица с эфиопскими корнями Эстер Рада. Она исполнила композиции со своего первого альбома, а также новые песни, пластинка с которыми только готовится к выходу. В песнях израильтянки слышались классические соул и R’n’B, хотя сама певица сказала, что не любит делить музыку по жанрам.
Download Save A Little Love For Me for free from pleer.com
– Для меня музыка – это музыка, это может быть микс из европейских, израильских мелодий, фанка, R’n’B и чего угодно еще. Это просто звуки, которые приходят мне в голову, и я записываю их, – призналась Эстер Рада. – На создание новых произведений меня может вдохновить музыка стиля.
Певица рассказала, что при записи альбома использовала этнические инструменты, но на концертах она предпочитает использовать современные электронные гитары и синтезаторы.
– Моя музыка для большинства людей не звучит, как израильская, но она именно такая, потому что я из Израиля, и этнические ритмы и мелодии так или иначе попадают туда, просто их надо уметь услышать, – сказала Эстер Рада.
Мини-фестиваль «Музыка мира в Белом колодце» стал первым опен-эйром Платоновфеста, объединившем музыкантов из разных стран на одной сцене. Концерт под открытым небом длился с 5 часов вечера до полуночи и стал самым долгим музыкальным событием Платоновского за всю его историю. По оценкам полицейских, фестиваль в меловом карьере посетили более 3,5 тыс. человек.