Азада Мурачанг с трудом подбирает слова, отвечая на наши вопросы. Чаще всего разговор сводится к ответам «да» или « нет». Чувствуя, что беседа заходит в тупик, к нам присоединяется земляк Азады, седой бородач Ислам. В Россию на заработки он впервые приехал еще 7 лет назад, поэтому разговорный русский для него уже не проблема.
- Она говорит, что у себя в Кыргызстане 2 года работала парикмахером. Хозяйка, если переводить на ваши деньги, платила ей по тысяче рублей. Это очень маленькая зарплата, а у нее маленький ребенок, - переводит слова Азады Ислам.
В Воронеж двадцатилетняя Азада приехала вслед за родителями. Отец еще полгода назад устроился на стройку, мать работает упаковщицей в супермаркете. Азаде подыскали работу на продуктовом складе. Единственное условие работодателя - девушка должна получить официальное разрешение на работу. Мурчанг не против работать в легальном статусе, но вот новость о том, что теперь все трудовые мигранты должны сдавать экзамен по русскому языку ее сильно встревожила.
- Она русский язык очень плохо знает. В школе русский они не проходили, она может говорить самые простые слова, поэтому она очень боится этого экзамена, - рассказывает Ислам.
Мигранты не спешат на экзамен
1 декабря 2012 года стал черным днем для всех трудовых мигрантов, которые приехали на заработки в Россию. С этого момента вступил в силу закон, который обязывает всех иностранцев, пожелавших работать в нашей стране в сферах ЖКХ, торговли и быта, сдавать экзамен на знание русского языка. К слову, экзамен платный. Стоит 3 тысячи рублей. Без сертификата, который выдается только после успешного тестирования, работодатель не имеет права нанимать на работу человека без российского гражданства.
По данным УФМС по Воронежской области, сейчас в нашем регионе только официально трудится более 18 тысяч мигрантов. Еще столько же, а возможно и больше, работают нелегально. Но вот парадокс: из всей этой многотысячной братии экзамен на данный момент пожелали сдать всего 55 человек.
В региональном управлении федеральной миграционной службы пояснили, что ничего необычного в этой ситуации не видят. У многих мигрантов еще действовуют текущие разрешения на работу. Возможно, основной поток желающих сдать экзамен хлынет в самое ближайшее время.
Шпаргалки не потребуются. Списать не получится
На экзамен в прошлом главный бухгалтер спортивной школы Алижон Хужаев пришел не выспавшимся. Говорит, когда ехал на тестирование, так крепко заснул в автобусе, что чуть не проехал нужную остановку. Алижон объясняет, что уже больше суток не спит. До трех ночи сегодня работал - плиткой выкладывал ванную комнату в одном загородном коттедже. Потом приехал домой и сразу стал штудировать учебник по русскому языку за 5 класс. Книгу Алижону на время одолжил хозяин особняка над отделкой которого он сейчас трудится.
Каждый месяц Алижон отправляет на родину в Узбекистан по 15 тысяч рублей. Этих денег хватает, чтобы его родители, жена и трое детей нормально жили на родине: не голодали, покупали одежду, лекарства и даже игрушки.
Компанию на экзамене Алижону составили еще 5 мигрантов. Всех их завели в небольшую аудиторию и рассадили по одному.
- Чтобы не списывали,- объясняет экзаменатор Татьяна Дробышева.
Оказывается, мигранты ничем не лучше обычных студентов, которые так и норовят заглянуть в ответ соседа.
- А шпаргалки приносят с собой? - интересуемся, параллельно наблюдая, как один из мигрантов на экзамене усердно строчит кому-то смс, но увидев, что мы смотрим в его сторону, быстро прячет мобильник под стол.
- Честно говоря, не вижу смысла в шпаргалках. Невозможно угадать, что именно потребуется на экзамене. Все задания закрытого вида, их нам присылают из Москвы, так что здесь все строго. Похоже на ЕГЭ, только для мигрантов, - объясняет экзаменатор и директор языкового центра в одном лице Татьяна Дробышева.
Экзамен по русскому языку состоит из пяти частей: чтения, письма, аудирования, лексики-грамматики и диалога. На каждое задание дается примерно по 15 минут.
- Представьте, что я ваша подруга. Пожалуйста, пригласите меня в кино, - обращается экзаменатор к мигранту по имени Кувандык. Это одно из заданий, где нужно показать насколько ты владеешь устной речью.
- Слышишь, дорогая, а пойдем сегодня в кино, - Кувандык радуется, что удалось подобрать нужные слова и становится более уверенным в себе. Уже не сутулится и перестал нервно крутить карандаш в руках.
- А теперь представьте, что я ваш друг, у которого сегодня день рождения. Позвоните и поздравьте меня по телефону, - дает новое задание экзаменатор.
- Слышишь, друг, с днем рождения тебя, желаю тебе заработать много денег! – после недолгой паузы отвечает Кувандык.
Через 5 минут экзаменатор отпускает Кувандыка. И хвалит, прощаясь. Говорит, что сегодня он и его земляк Ислам лучше всех справились со всеми заданиями. Кувадык признается, что за его спиной - служба в советской армии. Именно там он научился разговаривать по-русски. Конечно, за 30 лет многое забылось, но простые слова в памяти еще остались.
Сложнее всего мигрантам дается аудирование и задания, где необходимо оформить титульный лист или написать заявление о приеме на работу. Для них это сложно. Бывает, что человек уже давно живет в России, относительно хорошо говорит по-русски и с диалогом справляется на твердую "пятерку", но вот когда очередь доходит до письма, начинает путаться, нервничать, чуть ли не рвать на себе волосы.
Экзамен - дорогое удовольствие для мигранта
Чтобы получить заветный документ, дающий право на работу, нужно каждое задание выполнить правильно на 65 процентов. Сертификат действителен в течение пяти лет и дает право мигрантам работать в сфере розничной торговли, ЖКХ и обслуживания.
Татьяна Дробышева уверена, что скоро мигранты начнут в очереди выстраиваться на тестирование. Ведь без сертификата невозможно легально устроиться на работу.
А вот у Кувандыка другое мнение на этот счет. После того как отключился диктофон, он стал более откровенным и рассказал нам, что из всей своей компании, а это более 30 человек, он единственный решил сдавать экзамен. Все остальные, собираются перейти на нелегальный статус, после того, как перестанут действовать разрешения на работу.
Для нас 3 тысячи рублей - это очень большие деньги. Мы сюда приезжаем зарабатывать, а тут нас заставляют платить такие деньги за экзамен. Все мои знакомые говорят, что они лучше эти 3 тысячи своим детям отправят, а на экзамен не пойдут.
- А вы тогда почему решили сдавать экзамен? У вас разве детей нет? Некому деньги отправлять?
- У меня уже внуки есть! Экзамен я сдаю, потому что нашел хорошую работу, туда берут только со всеми документами, вот поэтому и пришлось сдавать экзамен.