Выставка «Театр Таирова и Коонен» из собрания Театрального музея имени Бахрушина открылась в воронежском выставочном зале Союза художников (ул. Кирова, 8) в четверг, 2 июня. Специально для Платоновского фестиваля музей создал экспозицию, посвященную знаменитому Московскому Камерному театру и двум его создателям – режиссеру Александру Таирову и его музе и жене, актрисе Алисе Коонен. На выставке представили более 70 подлинных предметов из коллекции музея: макеты декораций и персонажей, эскизы костюмов и декораций театра.

– К сожалению, в Москве сделать эту выставку у нас не получилось. Показать 35-летнюю историю театра на одной выставке очень сложно. Поэтому мы выбрали 12 главных постановок театра и привезли уникальные эскизы разных художников. Многие из них – очень известны в России и за рубежом, – рассказала куратор проекта, старший научный сотрудник отдела декорационно-изобразительных материалов Театрального музея имени Бахрушина Мария Липатова.

 
 

В выставочном зале союза художников можно увидеть реконструированные театральные костюмы, в которых выступали артисты Московского Камерного театра. В том числе котурны, в которых играла Алиса Коонен в спектакле «Федра».

Помимо эскизов, костюмов и афиш, на выставке представили воссозданный интерьер квартиры Александра Таирова и Алисы Коонен. Супруги жили в здании Московского Камерного театра.

 
 

Зрители также смогут увидеть уникальные экспонаты – куклы, с помощью которых Таиров продумывал театральные постановки.

– Можем сказать достоверно, что в начале 1920-х годов при театре была открыта кукольная мастерская. Куклы наряду с актерами принимали участие в спектаклях, – рассказала Мария Липатова.

По словам Марии Липатовой, после премьеры оперы-фарса «Богатыри» театр подвергся травле. Несмотря на яркие, веселые театральные декорации, властям спектакль не понравился – его назвали «театром, чуждым народу». Последним ярким спектаклем стала «Мадам Бовари», в котором роль Эммы сыграла Алиса Коонен. В 1949 году театр по решению властей закрыли.

– Специфика театра Таирова была в том, что он был очень в своем времени. Был чуток к малейшим изменениям, которые в начале XX века проходили очень быстро. Менялись стили, художественные «измы», возникали новые эксперименты – все это уникальным образом отражалось в Камерном театре. Театр Таирова – квинтэссеция того, что мы называем театром. Это абсолютно синтетическое пространство, в котором было важно все – и актер, и художник, и музыка, и режиссер, и свет. Театр был востребован в мире. В советские времена он трижды выезжал на гастроли за границу и бывал даже в Южной Америке. Кстати, ныне в Европе и Америке у театра Таирова до сих пор есть последователи. У нас, в России, их нет, – рассказала Мария Липатова.

 
 

Посетители выставки могут увидеть эскизы к спектаклям «Сакунтала» (1914), «Саломея» (1917), «Федра» (1922), «Оптимистическая трагедия» (1933), «Мадам Бовари» (1940), к спектаклю «Богатыри» (1936). Их авторы – знаменитые театральные художники Александра Экстер, Павел Кузнецов, Александр Веснин, братья Владимир и Георгий Стенберги, Вадим Рындин.

Выставка в выставочном зале «Таиров и Коонен» будет работать до 30 июня.

Театральный музей имени Бахрушина принимает участие в Платоновском фестивале искусств в третий раз. В 2015 году на Платоновском фестивале показали экспозицию «В пространстве без границ» – эскизы костюмов и декораций, макеты спектаклей, сделанные театральными художниками республик бывшего СССР из собрания музея. В 2014 году музей имени Бахрушина привез в Воронеж выставку работ знаменитого театрального художника, сценографа Давида Боровского.

Фото: 1 из 13

Фото — Евгения Емельянова

Справка РИА «Воронеж»

Камерный театр в Москве существовал с 1914 по 1949 год. Камерным восхищались Бернард Шоу, Бертольт Брехт и Юджин О’Нил, но даже мировое признание не уберегло уникальный театр от гибели. Сегодня в историческом здании располагается Московский театр им. А.С. Пушкина.

Имя основателя и главного режиссера московского Камерного театра – Александра Таирова – стоит в одном ряду с именами Станиславского, Мейерхольда и Вахтангова. Реформатор сцены стремился к созданию «синтетического театра».


Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».