Московский художник Андрей Кузькин подготовил выставку для воронежской галереи «Х.Л.А.М.». Экспозиция «Привязанности», открывшаяся 30 января, возникла в ходе двухнедельной работы в городе. За эти дни художник исследовал промзоны Юго-Западного района и нашел в них что-то свое. Размышлениям о том, как на новом месте у человека возникают привязанности, посвящена выставка. В нее вошли фотографии, материальные объекты и рисунки — всё то, что связало автора с Воронежем.
– Я попал в Воронеж впервые и совершенно не представлял, что я буду тут делать и из чего будет состоять моя экспозиция. Я ходил по городу и искал что-то, что свяжет меня и жизнь вокруг. Реальность. Какие-то зацепки, но только не на бытовом уровне, понятно, что мы все связаны необходимостью есть, спать, ходить в туалет – это первичный уровень привязанности к жизни – физический - я искал другой. Я размышлял о реальности и роли художника в реальности, роли, которая также случайно мне досталась,
В Воронеже Андрей бродил по городу в поисках точек соприкосновения с городом – места, которые заинтересовали автора отмечены на большой карте при входе на выставку. Больше других городских улиц художника привлекла промзона в районе улиц Пирогова, Богачева и Пешестрелецкой.
– Мне нравятся эти места, это мои привязанности, – поделился художник в беседе с корреспондентом РИА «Воронеж». – Я не знаю, почему так получается, но почему-то в любом городе меня тянет из центра в какие-то промзоны и странные места, куда меня случайно приносят ноги. Это не только в Воронеже, в Берлине, в Турине я тоже уходил куда-то. Я не люблю большое скопление людей и лучше себя ощущаю в безлюдных местах.
В этих безлюдных местах художник нашел практически весь материал для выставки. Получилось два ряда визуальных образов по семь элементов – фотографии и материальные объекты, найденные на улице: кусок смолы, бревно странной формы, – все те мелочи, за которые цепляется взгляд в незнакомом месте и которые в конечном счете становятся более «родными», чем растиражированные памятники и достопримечательности.
Для выставки Андрей Кузькин сделал также рисунки этих объектов («Процесс рисования с натуры крайне материален - карандаши краски и ты сам, твоя рука, он формирует практически на физическом уровне связь между тобой и этим куском материи»).
– Это выставка про жизнь в самом общем понимании этого явления... Я рассуждаю о случайности жизни и случайности объектов, эти случайные места на фото - я не акцентировал на достопримечательностях, это как будто ты плывешь в каком-то пространстве и за что-то твой взгляд цепляется. Почему меня занесло в эти промзоны? Потому что я туда пошел. А почему я туда пошел, я сам не знаю, ноги сами меня понесли. А потом я зацепился и ходил туда не каждый день. Это абсолютно личностный процесс, но в самом общем смысле может быть применим к любому человеку. Я был в центре, мы там прошлись, зашли в кафе, но там меня ничего не зацепило, центр и центр. А чисто живописные впечатления возникли именно в этих промзонах: оттенки серого, красного, эти ржавые конструкции, почему-то в них я увидел какую-то силу, мощь,
В этих промзонах автор сделал серию фотографий, а поскольку фотографии, по его мнению, менее материальны, менее реальны, чем объекты, то, чтобы добиться того же эффекта связи с реальным, он решил расставить их в виде табличек в тех местах, где были сняты эти кадры. Затем он снова повторил фото фотографии зданий, теперь уже с табличками, и именно они и стали экспонатами выставки.
ПРОЦЕСС
– Слово «привязанности» возникло на третий день, когда Андрей бродил по задворкам города. Во время этих прогулок он открыл для меня совершенно новый Воронеж, мы побывали в таких местах, о которых я даже не знал. Его заинтересовали на каком-то заброшенном складе мертвая ворона, собака и неизвестные ящики. Потом он очень долго все это рисовал, карандашом и акварелью. Долго и тщательно обрабатывал фотографии, шлифовал небо, снег, и потом целый день мы ходили по сугробам, устанавливали эти рамки. Меня эта сосредоточенность, это внимание к деталям поразило, потому что это была работа, которая, по сути, пропадет: кто знает, что теперь с этими рамками? Но мне было очень приятно, когда Андрей сказал: «Я не хочу ехать в Москву, хочу остаться в Воронеже»,
Справка РИА «Воронеж»
Андрей Кузькин родился в 1979 году в Москве. В 2001 году окончил факультет графики Московского Полиграфического института, получив статус магистра искусств. Получил известность после перформанса «По кругу» в рамках I Московского биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?». В ходе этого перформанса художник в течение нескольких часов ходил по кругу заполненного жидким бетоном бассейна, чтобы выразить таким образом солидарность с людьми, которым приходится нести на себе тяжесть повседневного существования. Андрей Кузькин – лауреат Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация» (2008, «Новая генерация») и премии «Соратник» (2009, 2010, 2011). Художник широко выставляется, одни из последних проектов — Galata Perform, Стамбул (2009); Красноярское музейно биеннале (2009); Ширяевская биеннале (2009); Галерея Open, Москва (2009); лауреат премии «Инновация» (2009) и премии «Соратник» (2009). На сегодня Андрей лидирует в рейтинге самых перспективных молодых российских художников.
В Воронежской области Андрей Кузькин участвовал в арт-резиденции «Если бы…» в Дивногорье в августе 2014 года с арт-объектом «Место радости» – это был куб без одной стенки как идеальное место для размышлений о том, какие после себя человек оставляет следы, что он может передать другому.