В эти выходные в Воронеже прошли мастерские Большого фестиваля мультфильмов. В течение двух дней, 1 и 2 марта, молодые режиссеры и художники, выпускницы ВГИКа Анна Шепилова и Вера Мякишева, учили воронежцев делать мультфильмы в разных техниках – рисованной, сыпучей, технике «ожившей живописи».

Предполагалось, что мастер-классы будут проводиться для детей, однако в итоге к процессу рисования мультфильмов подключились не только дети, но и родители. Младшим участникам мастер-класса – по 6 лет, старшим – за 50.

– Это в принципе обычная ситуация, так происходит со всеми нашими мастерскими, – говорит ведущая мастерской Вера Мякишева. Мы указываем возраст, с которого детям это будет понятно и интересно, но в процессе подключаются и мамы, и папы, и бабушки.

Самой простой из техник, показанных в Воронеже, стала техника сыпучей и предметной анимации. Объекты в кадре создаются из любых сыпучих материалов – риса, разноцветной чечевицы, макарон, чая… Изображение «насыпается» по частям на специальный столик с подсветкой, а каждый шаг фиксируется закрепленной над столом фотокамерой. Фото сразу же заливаются в компьютер и соединяются в специальной программе. Одновременно за столом могут работать не больше трех человек. Остальные следят за происходящим на столе и одновременно на мониторе.

Меньше чем за полчаса на экране появляется ролик продолжительностью в несколько секунд: из нижней части кадра вырастают зеленые чечевичные стебли, на них распускаются оранжевые цветы, сверху спускаются макаронные бабочки, из бобовых облаков начинает идти рисовый дождь. Дети восхищенно визжат.

– Конечно, научить чему-то за такое время почти невозможно, но дело не в этом, – говорит Вера Мякишева. – Мы даем возможность попробовать, прикоснуться к процессу создания мультфильмов. Возможно, для кого-то это станет толчком к будущей профессии. Со мной, например, так и случилось – в 8 классе я попала на занятия студии анимации и поняла, что это мое, я хочу заниматься именно этим.

Немного сложнее – рисованная анимация. Хотя и тут все проще, чем кажется поначалу. Художники-аниматоры рисуют на удлиненных листах кальки, закрепленной на специальной основе. Сквозь нижний лист просвечивается рамка кадра. Здесь нужно придумать, что в нем будет, и сделать первый рисунок. На первый лист кладется следующий, и дальше все просто: рисунок копируется и чуть-чуть видоизменяется – персонажи чуть сдвигают руки, мячик перемещается на пару миллиметров вбок, кораблик движется по волнам, облака летят по небу. 

Для секундного действия таких рисунков надо сделать хотя бы 12 – это минимальная кадровая частота для создания ощущения плавности движения.

Чтобы сделать такое дома, найти специальную кальку будет трудно – студии закупают ее огромными пачками прямо с фабрик. В магазинах для художников есть нечто похожее, но обойдется дороговато.

– Можно взять обычную писчую бумагу, не ту, что для принтера, а потоньше, и рисовать на ней – детям так будет даже удобнее, только надо аккуратно сложить листы, чтобы они не сдвигались, – советует Анна Шепилова.

 Потом каждая калька сканируется, изображение обрабатывается на компьютере. Становится понятно, почему некоторые мультфильмы делают годами.

– Тут мы еще рисуем самым простым способом, а на самом деле времени уходит гораздо больше, потом еще сканирование, обработка. Нарисовать кадр – это только 50% работы. Дальше надо смонтировать, продумать, как это все будет соединяться, – объясняет Анна Шепилова.

"Мастерская ожившей живописи" –  уже для совсем больших. Возраст участников –  12+. На столе-просвете масляными красками кадр за кадром пальцами и кисточками создается анимация. Принципы очень похожи на рисованную анимацию, но основное отличие в том, что художник сразу рисует в цвете и вместе с фоном. 

За два дня вместе с участниками мастерских режиссеры сделали несколько микромультфильмов – через пару недель их смонтируют и выложат на сайте фестиваля (сейчас там можно посмотреть совместные работы прошлых мастерских, проходивших в разных городах).

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter