Призеры и победители региональных этапов всероссийских конкурсов «Учитель здоровья России» и «Школа – территория здоровья», а также областного конкурса профессионального мастерства имени народного учителя СССР Марины Картавцевой получили дипломы и подарки в четверг, 3 октября. Торжественная церемония, приуроченная ко Дню учителя, состоялась в воронежском Дворце детей и творчества молодежи.
Пять педагогов получили почетный знак регионального департамента образования, науки и молодежной политики «За заслуги в сфере образования Воронежской области». Денежные сертификаты от региона вручили 30 сильнейшим учителям Воронежской области. Еще 14 педагогов удостоились премий за достижения в педагогической деятельности.
Первыми на сцену вышли педагоги, обучающие детей с ограниченными возможностями здоровья. В конкурсе имени Марины Картавцевой в этом году приняли участие представители Кантемировки, Боброва, Борисоглебска, Острогожска и Воронежа. Их ждали два тура: заочный и очный. На первый нужно было представить фоторепортаж, иллюстрирующий один день работы с детьми. Во втором туре участники проводили мастер-классы, где показывали свои инновационные практики и участвовали в круглом столе, обсуждая актуальные проблемы воспитания и развития специального образования.
Финальные выступления педагогов были похожи на небольшие спектакли. Именно так, интересно и небанально, по мнению конкурсантов, должны проходить уроки для детей с инвалидностью. Ведь зачастую донести информацию до таких ребят сложнее, чем до их здоровых сверстников. Например, победительница конкурса, учитель истории Борисоглебской школы-интерната Марина Попова, использует на уроке, посвященном быту славян, вещи, которые ей достались от прапрабабушки: глиняный горшок, подковы, деревянные ложки, рушники и прялку. Педагог разрешает подержать в руках старинные предметы, рассказывает, для чего они использовались, и предлагает детям попробовать сделать что-то подобное.
– У нас есть заготовки деревянных ложек, которые ученики раскрашивают гуашью. Также они пробуют прясть, вышивать, как когда-то это делали наши предки-славяне. Все проходит под прослушивание русских народных песен. На уроке, где нужно не только слушать, но и делать, дети многое запоминают. По такому принципу у нас проходит изучение и других народов и эпох. Конечно, использовать на занятиях подлинные доспехи рыцаря мы не можем, но никто не мешает сделать их из бумаги и поставить небольшую сценку на тему Средневековья, – рассказала Марина Попова.
Педагогический конкурс имени Марины Картавцевой проходил в третий раз. Поддержать учителей, которые обучают детей с особенностями здоровья, предложила председатель Воронежского отделения Российского детского фонда Марина Севергина. А решение присвоить конкурсу имя легендарного воронежского педагога, народного учителя СССР, кавалера ордена Ленина было единогласным.
– Обсуждая идею конкурса, члены президиума детского фонда понимали, что учителя, которые работают в казенных образовательных учреждениях с особенными детьми, не могут представить свою работу, свои методики и достижения на обычных учительских конкурсах. Ведь там одним из важных критериев являются успехи учеников – победы в конкурсах и олимпиадах. Достижения же воспитанников казенных учреждений не могут с ними соперничать. Но тот путь, который проходят эти дети вместе с педагогами, бывает гораздо значительнее, чем у учеников средних школ. И нам было очень важно, чтобы труд педагогов, работающих с особенными детьми, был оценен. Инициативу детского фонда поддержали в департаменте образования, науки и молодежной политики Воронежской области. Одним из организаторов конкурса стал Институт развития образования, на базе которого он проходит. Конкурс молодой, многие педагоги о нем еще не слышали, поэтому мы хотели бы пригласить их в следующем году поучаствовать. Это хороший способ получить новые знания и денежную премию, – рассказали журналистам РИА «Воронеж» в региональном отделении Российского детского фонда.
В областном этапе X Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России – 2019» победил учитель физкультуры воронежской гимназии «УВК №1» Сергей Староверов. В ноябре 2019 года он представит Воронежскую область на федеральном этапе конкурса в Челябинске.
На городском этапе, а потом и на областном молодой специалист покорил жюри своим нестандартным педагогическим подходом к начальной школе. Чтобы детям не было скучно, все уроки Сергей превращает в маленькое приключение:
– У нас в гимназии есть центр творчества с костюмерной, я там беру костюмы и провожу занятия с элементами театральной постановки, которые назвал «Путешествие в один из уголков нашей страны». Когда, например, пришел в папахе, предложил детям представить, что я аксакал, а они все находятся в Ингушетии. В начальной школе у ребят хорошо развито воображение, они сразу представили себя в горах. Мы устроили подвижные игры, в которые играют их ингушские ровесники. В нашей стране столько народностей, и у каждой есть свои исторически сложившиеся подвижные игры, которые помогают расти здоровыми. Конечно, в таком формате я провожу не каждый урок. Чтобы подготовиться к занятию, требуется много времени: нужно найти интересные факты, написать сценарий, подобрать костюм. К детям постарше нужен уже другой подход. Но такие нескучные уроки в первых четырех классах прививают любовь к физкультуре до выпускного. Важно, чтобы ребенок посещал уроки не для галочки, а выносил оттуда пользу.
Любовь к спорту Сергей Староверов прививает детям и личным примером. Мужчина – обладатель черного пояса по карате, он регулярно посещает спортзал и после уроков занимается с детьми баскетболом.
О карьере учителя Сергей не мечтал – хотел стать большим начальником. После окончания института физической культуры устроился ведущим специалистом в управу Коминтерновского района Воронежа.
– Но, немного поработав там, понял, что от перекладывания бумажек с места на место пользы мало. Мне захотелось живой работы. Я, когда учился в вузе, играл в студенческом театре, даже с третьего курса института физкультуры хотел уйти, чтобы поступить на театральный факультет, но не сделал этого, а любовь к работе с людьми осталась. Поэтому решил себя учителем попробовать. Есть распространенное мнение, что в школе педагоги тратят много нервов и получают за это небольшую зарплату. Про себя могу сказать, что больше нервов я тратил, когда работал в управе. Сейчас же с удовольствием каждое утро иду на работу, возвращаюсь физически уставшим, но при этом морально удовлетворенным. Прихожу домой и не срываюсь на супруге и ребенке, так как в течение дня дети зарядили меня положительными эмоциями. Да, в зарплате я немного потерял, но мы все-таки не ради денег живем, а для того, чтобы быть счастливыми, – уверен педагог.
Имена всех учителей-победителей 2019 года можно найти здесь.