Роды начались на седьмом месяце беременности. Доктора считали, что недоношенная девочка весом 1,2 кг не выживет. Малышка выкарабкалась. Следующим испытанием для нее стал диагноз – ДЦП. Но и он не помешал девочке жить полной жизнью.
Жительница Павловска, 23-летняя Екатерина Сахарова, рассказала журналисту РИА «Воронеж», каково быть «другим» и как принять себя.
Дюймовочка из Ливенки
В семье Сахаровых из павловского села Ливенка уже подрастала старшая дочь Оля, когда 24-летняя Людмила готовилась стать мамой во второй раз. Роды начались внезапно и преждевременно.
– Катя родилась совсем крошечной – 1,2 кг. Когда первый раз увидела ее, слезы навернулись. Десять дней мы пробыли в павловском роддоме, потом нас на самолете отправили в воронежскую больницу. Там мы пролежали еще полтора месяца, – рассказала Людмила Ивановна.
Практически все время девочка была подключена к аппарату искусственного дыхания. В итоге все эти факторы – недоношенность, малый вес, длительная гипоксия – привели к инвалидности. Кате поставили диагноз «ДЦП».
– В детстве я чувствовала себя не такой, как все. Наверное потому, что училась в обычной школе. Это прошло после того, как поехала в Питер в 2009 году на операцию, – вспоминает Катя.
В больнице девочка впервые увидела других детей с ДЦП.
– В тот момент я заплакала, не понимая, куда попала. Они спрашивали, как меня зовут, откуда я, но я не могла ничего говорить, за меня отвечала мама. Когда остались наедине, мама спросила, мол, чего ты плачешь? У тебя руки здоровые и сильные, учишься в нормальной школе, а у других детей еще хуже, кто-то вообще не может ходить. Наверное, тогда произошел первый переломный момент в восприятии себя такой, какая я есть, – рассказала Екатерина о днях, проведенных в больнице.
После операции Кате пришлось перейти на домашнее обучение, так как доктора долго не разрешали ей вставать. Потом девочка училась заново ходить: сначала в больнице – от одной палаты до другой, потом дома. Теперь Катя могла полностью опираться на стопу – а до операции могла ходить только на цыпочках.
«Бросила трость под кровать»
После окончания школы в 2011 году девушка поступила в Калачеевский техникум-интернат в Волгоградской области. Через шесть лет у нее было два диплома: бухгалтера и специалиста банковского дела.
– Поначалу стеснялась того, что хожу с тростью, а когда поступила в техникум-интернат, два-три дня походила с тростью и бросила ее под кровать в комнате в общежитии. С тех пор без трости хожу. Только зимой и когда куда-то идти далеко. Меня спрашивали: «Как ты бросила палку?» – а я отвечала, что она мне просто мешала, лучше, когда рука свободна, – вспоминает Екатерина.
Первый год учебы, по словам девушки, был для нее тяжелым. Далеко от дома, родные и близкие не рядом. К тому же пришлось научиться находить общий язык с незнакомыми людьми, соседками по комнате. Опыт, которого у Кати не было. Пугало то, что вокруг много людей. Так что большую часть времени после учебы она проводила в комнате: переписывала лекции, вышивала крестиком. Выходила только в магазин или столовую.
Людмила Ивановна с супругом даже хотели забрать дочь домой, увидев ее в слезах в один из визитов. Но девушка сумела взять себя в руки и с родителями не поехала.
– Я тогда твердо решила, что буду учиться, переборю все страхи, – рассказала Катя.
«Знаю, что все смогу»
В течение нескольких лет девушку назначали старостой группы, она активно участвовала в общественной жизни техникума. А потом Екатерине предложили поехать на паралимпийские соревнования.
– Я училась на третьем курсе. Преподаватель физкультуры говорит: «Поедешь на соревнования». Я была удивлена. После операции я, конечно, ходила и без помощи палочки, но о том, чтобы бегать, даже не задумывалась никогда. А вот мои учителя в меня поверили – решили, что я смогу, – рассказала Катя.
В день соревнований на старте девушка подумала: «А чем я хуже? Нет уж, я побегу!» – и в своей категории заняла третье место. С тех пор до окончания техникума она ездила на паралимпиады регулярно. В копилке – второе место в беге на 60 м, второе место и медаль за толкание ядра на коляске, третье место в армрестлинге. Сейчас Катя тоже с удовольствием бы продолжила бы занятия спортом.
– Хотелось бы, чтобы и в Павловске проводили масштабные соревнования для инвалидов, – мечтает девушка.
В 2014 году Екатерина вместе с одногруппниками из техникума ездила на 10 дней в Сочи, чтобы болеть за российских паралимпийцев.
– Смотрели финал хоккея, болели за керлингистов. Чтобы увидеть соревнования по биатлону, поднимались в гору. Так удивительно. Внизу тепло, а на высоте 2,5 тыс. м снег лежит. Были и на церемонии закрытия, – вспоминает Катя.
Закончив обучение и вернувшись домой, Катя первым делом встала на учет в Центре занятости населения. Девушка мечтает найти работу. С Екатериной всегда рядом родные: мама и папа, сестра со своей семьей, дяди, тети, двоюродные братья, сестры. По словам Кати, без их поддержки она вряд ли справилась бы. А вот друзей Кате не хватает.
– Их можно по пальцам посчитать. Дружу в основном с теми, с кем общалась в техникуме. Мы время от времени переписываемся. Всем, кому нужно было, помогала. Я и сейчас могу помочь и словом, и делом тому, кто отчаялся и кому нужна поддержка и душевное участие. Просто теперь, многое испытав на себе, я знаю, что несмотря ни на какие диагнозы мне все по плечу. Главное – захотеть, – считает Екатерина.