Министр сельского хозяйства Воронежской области разъяснил информацию Россельхознадзора о том, что в регионе в 2023 году были выявлены сотни недействительных деклараций на зерно. Алексей Сапронов подчеркнул, что отсутствие действительных документов не говорит о том, что продукция опасна. Вопрос обсуждался в ходе прямого эфира, состоявшегося в четверг, 12 октября.
Алексей Сапронов
– Это не говорит о том, что зерно какое-то плохое, отравленное или с какими-то недопустимыми качественными характеристиками – которое невозможно использовать в дальнейшем производстве муки или на корм скоту. Это говорит о том, что сельхозтоваропроизводитель в части какого-то незнания или иногда и принципиально использовал для составления паспортов и деклараций на зерно, по его мнению, сертифицированные лаборатории, которые не входят в общий реестр Росаккредитации. Соответственно, эти сертификаты просто не имели силы, и Россельхознадзор, естественно, признал их недействительными. Сейчас те сельхозтоваропроизводители, которых это коснулось – их на самом деле немного – идут в аккредитованные лаборатории. Это Центр оценки качества зерна и Россельхозцентр, в которых такие лаборатории есть, они эти услуги окажут. То есть сейчас будет просто повторный выпуск документов, который позволит дальше реализовывать зерно.
Ранее в управлении Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям рассказали, что c начала года в регионе были признаны недействительными 398 деклараций на зерновые культуры. Общий объем недостоверно задекларированной зерновой продукции составил 722,8 тыс. т. Основными причинами для решений о принятии деклараций недействительными были: проведение неполного перечня исследований в соответствии с требованиями техрегламента и регистрация документов на основании протоколов испытаний неаккредитованных лабораторий. По информации ведомства, только в сентябре в Воронежской области было выдано более 20 решений о признании деклараций недействительными. В частности, в конце месяца такое решение было вынесено в отношении партии озимой пшеницы на пищевые цели массой 2 тыс. т. Заявителем декларации было общество с ограниченной ответственностью в Аннинском районе Воронежской области.
Отвечая в ходе эфира на вопрос о том, почему производители могли обратиться в неаккредитованные центры, Алексей Сапронов, указал, что возможной причиной была низкая цена на оказание услуги, заявленная предпринимателем, который при этом мог утверждать, что имеет соответствующий сертификат. На деле оказалось, что это не так.
Алексей Сапронов
– Бывает такое в секторе. Всем пытаемся это разъяснить, но каждый предприниматель ищет где-то выгоду. Надеюсь, сейчас все поймут, что больше так делать не нужно.
Еще одна возможная причина – привычка работать по старинке. Алексей Сапронов указал, что раньше документы, к которым возникли вопросы, фактически использовались только при взаимоотношениях двух контрагентов.
Алексей Сапронов
– Теперь все это видно, прозрачно в новой системе ФГИС «Зерно». Она просто не сможет сформировать так называемый сопроводительный документ по отгрузке зерна, не имея этого сертификата качества. Поэтому этот период пройдет: все только вводится и аграрии подстроятся, поймут, что надо все делать правильно.
В ходе прямого эфира Алексей Сапронов также рассказал об урожае в регионе в 2023 году. Ожидается, что урожай зерна и зернобобовых культур, включая кукурузу на зерно, в Воронежской области может приблизиться к 6 млн т при урожайности более 40 ц/га. Подробнее об этом – в материале РИА «Воронеж».