19 апреля в рамках всероссийской акции «Библионочь-2013» Воронеж посетил журналист, писатель, театральный режиссер и общественный деятель Матвей Ганапольский. В столицу Черноземья Матвей Юрьевич приехал в первую очередь как писатель: на данный момент у него вышло 8 книг, из которых 3 самых новых он представлял воронежцам. Одна из них – детская «Черная рука и Эйфелева башня», другая – юмористическая «Улыбайлики», а третья – своеобразный учебник, который так и называется: «Самый лучший учебник журналистики».
Ганапольский честно признался, что толкает его на написание новых книг.
- Вдохновение я черпаю из того, что у меня есть дети, которые хотят кушать. Есть жена, которая говорит мне, что хорошо бы что-то купить. Тогда я беру вдохновение, сажусь и пишу новую книгу. Я мог бы вам вешать лапшу о том, что я стоял на берегу Атлантического океана, задумчиво смотрел вдаль, и вдруг меня пронзила мысль... Ничего меня не пронзило. Творчество – это такая же работа. Знаменитый писатель Пелевин выпускает в год по новой книге, и это ничто не может нарушить. Каждый год как сбора винограда от Пелевина ждут нового романа, и он поступает в продажу. Он профессионал, он садится и работает. Так же и я пишу свои колонки для «Московского Комсомольца». Когда мне звонит главный редактор, а я говорю, что темы у меня нет, мы с ним вместе ее вымучиваем, и тогда я сажусь и работаю. Журналист и писатель – такие же профессии как сталевар, вагоновожатый или доярка. А вот напишешь ты хуже или лучше – это уже другой вопрос.
Посетители «Библионочи» пытались завести разговор на общественно-политические темы. Молодой человек поинтересовался, какое будущее, по мнению журналиста, ждет Россию. Ганапольский ответил на вопрос без энтузиазма.
- Больше всего мне не хотелось бы, чтобы наш сегодняшний разговор превратился в разговор о политике. Я сегодня представляю свои веселые книжки, а вы спрашиваете о вещах совсем не веселых. Но на ваш вопрос я отвечу так. Я был в Португалии, это, по сути, задворки Европы. И даже с ней Россию сравнивать просто нельзя. Я думаю, нам не хватает национальной идеи, какой-то общей цели. В такой огромной, многонациональной, многоконфессиональной стране, как наша, должна быть некая надстройка, которая объединяла бы всех и вела вперед. Будь то полет на Марс или постройка второго БАМа. Я, конечно, утрирую, но что-то такое должно быть. А сейчас, когда появился интернет и можно открыто смотреть и сравнивать, сравнение, конечно, пока не в нашу пользу, что очень грустно.
К теме интернета писатель вернулся еще раз, когда одна из посетительниц процитировала фразу из его книги «Самый лучший учебник журналистики»: «Тем сильнее обаяние последних изданий, выходящих на бумаге». Ганапольский подтвердил, что бумага, по его мнению, действительно, доживает последние десятилетия.
- Бумажное производство очень дорогое. Кроме того, дотации получают только государственные СМИ, а остальным приходится как-то самим вертеться. Сегодня все больше изданий уходят в интернет. А мы не привыкли платить за информацию в интернете, и это проблема. Но я думаю, что в будущем будут какие-то носители вроде пластичного экрана, который можно как угодно гнуть и мять, такой электронной бумаги, которую можно будет подсоединить к интернету, заплатить 10 рублей и получить газету. Я уверен, что в 2020-х годах обычных бумажных носителей уже не будет.
Однако пока они есть, Ганапольский не устает выпускать новые книги. В настоящее время ему приходится вести самые разнообразные передачи и рассказывать о грустных, а порой и трагичных вещах. Но в книгах он, по собственному признанию, всегда веселый. К примеру, книга «Улыбайлики» состоит из небольших историй, о том, почему Матвей Юрьевич ненавидит маленьких собачек, до того, как в Израиле его ни на шаг не отпускал от себя агент местных спецслужб. А книга «Самый лучший учебник журналистики» на самом деле предназначена не только настоящим и будущим журналистам, но и всем потребителям журналистской информации.
- Прочитавшие эту стебную книжку станут лучше понимать журналистскую кухню, - считает Ганапольский. – Вот вы, к примеру, придя на интервью, выберете стул или мягкое глубокое кресло? Я неоднократно наблюдал, как человек в костюме садился в кресло, надеясь почувствовать себя более расслабленным. А в итоге в течение всего интервью интенсивно поправлял штанины, чтобы не было видно розовых волосатых ног между носками и краем брюк. А еще начинал задыхаться, потому что пуговицы на пиджаке давят на живот, но расстегнуть их нельзя, потому что тогда вывалится пузо.
Матвей Ганапольский – радио- и телеведущий, колумнист, писатель, театральный режиссер. Посетители интересовались, кем же он себя считает в первую очередь.
- Я просто порядочный человек, - парировал Ганапольский. – У меня естественная жизнь, без каких-либо потрясений. Я занимаюсь журналистикой, потому что так случилось, что я в нее попал. До этого занимался театром, а потом, может быть, буду заниматься еще чем-то. Мне хочется писать книги – я пишу. Главное не бояться пробовать новое.
Как выяснилось, Воронеж – не чужой город для Матвея Ганапольского: его сын женат на нашей землячке.
- Мне показали город, я не буду расшаркиваться, а только скажу, что люблю такие города, в которых осталось что-то настоящее. Мне говорили и о трудностях, и о том, что делается, я видел ваши улицы и видел переулки, в которых машины чуть ли не на половину провалились в ямы. В общем, вы и сами знаете свой город, но я вам хочу признаться в глубоком уважении, и это связано с личной историей. Дело в том, что мой сын женат на замечательной девушке из Воронежа, и я очень рад, что теперь лично познакомился с вашим городом.