Воронежский сочинитель загадок Валерий Кузьминов рассказал корреспонденту РИА «Воронеж», зачем посвятил жизнь «веселым задачкам» и как детская забава помогает объяснять серьезные вещи.
В однокомнатной квартире 54-летнего сочинителя загадок на окраине Воронежа по-холостяцки скромно. Вместо двери – занавеска, в комнате стоит старая кровать, шкаф, и два стола, оба завалены черновиками, тетрадками, цветными карандашами, рисунками.
– За день я могу сочинить несколько десятков загадок. Сегодня придумал 22 загадки. Я их все в тетрадку сначала записываю и только после в компьютер переношу, – рассказал писатель. – Бывает, что мне во сне основа загадки приходит, я вскакиваю с постели среди ночи и сонной рукой ее записываю. А утром беру черновик и начинаю огранкой заниматься, превращать алмаз в бриллиант. Без огранки никуда, ведь в загадке должна быть не только рифма, но элементы легкости восприятия, юмора, иронии даже. Бывает, что основы загадок подолгу лежат и ждут своего часа.
Сочинять загадки Кузьминов начал в молодости. За 30 лет придумал 14 тыс. задачек для детей и взрослых.
– Одну загадку написал, двадцатую, сотую, не придавал им особого значения сначала, а потом меня, словно «вирус загадочный», накрыл - и понеслось! – вспомнил Валерий Кузьминов. – Сейчас загадочников в России по пальцам пересчитать можно, да и те пишут кто в лес, кто по дрова. У одного ударения неправильно расставлены, у другого логика хромает. А ведь загадки – мощнейший инструмент интеллектуального развития ребенка. Когда дети их отгадывают, у них мозг на все 100 % работает.
Десять лет назад Кузьминов уволился из воронежской школы № 37, где работал учителем русского и литературы, и посвятил свою жизнь сочинению загадок.
– Я ушел из школы, когда выпустились мои ученики. Понял, что пришла пора остановиться на чем-то конкретном. Я решил, что загадки и есть моя жизненная стезя. И если я продолжу работать в школе, то ни в чем не преуспею,
Оставшемуся без работы Кузьминову держаться на плаву помогает сын, с которым он приехал в Воронеж из родного Донецка в 1996-м году. Недавно он помог отцу напечатать несколько тысяч брошюр с загадками.
«Веселые задачки» воронежец пишет не ради денег – для души. Прибыли творчество не приносит, хотя загадки и печатают детские журналы. Лишь одно издание перечисляет Кузьмину небольшой гонорар, остальные публикуют загадки за "спасибо". Сочинителю приходится тратить свои деньги на издание сборников. Чтобы не тратиться на иллюстратора, филолог даже освоил профессию художника.
На тяжелую жизнь сочинитель загадок не жалуется. Говорит, если бы все писатели творили только ради гонораров, мир никогда не увидел бы многих литературных шедевров.
Про загадки
– С радостью бы распространял сборники загадок в садиках, школах, библиотеках, но меня туда не пускают. Однажды зашел в библиотеку, сказал, что хочу бесплатный мастер-класс по загадкам провести, а на меня, как на сумасшедшего, посмотрели, мол, у нас здесь уже взрослые дети. Но загадки интересны всем, независимо от возраста. Могу подобрать задания и для трехлетних малышей, и для их родителей, – уверяет писатель.Если родители каждый день будут загадывать хотя бы по несколько загадок своему ребенку, то у него будет большой словарный запас, и он сможет объяснить значение сложных слов, считает Кузьминов.
– Вот вам загадка: летний мораторий на уроки в школе. Понятно, что дошкольник и даже ученик начальной школы не знают значение слова мораторий. Но если начнешь разбирать с ними загадку, выясняется, что мораторий – это временное ограничение, отсрочка, плюс лето, и ребенок почти сразу догадывается, что речь здесь идет о каникулах. После такого разбора дети наверняка запомнят значение непонятного для них слова, – объяснил Валерий Кузьминов.
Запретных тем для писателя нет. Воронежец может зашифровать в загадке абсолютно любое слово. Может написать простую загадку для самых маленьких – «острый носик, серый хвостик, убегает в норку от кота Егорки» до взрослых – «туристический город в Италии, где мужичкам воды по гениталии».
Детские загадки от Кузьминова
Из чего всегда колечки на прическе у овечки?Сидит молчком, уши торчком. Приметит чужих – залает на них!
Он уже не первый год в спальне песенки поет, и утром нет покоя от этого героя.
Как по-другому помидор мы называем с давних пор?
Гнутый по профилю сухарик из картофеля.
Громко он в лесу ревет, пчел не любит – только мед.
Цветная гляделка с антенной-тарелкой.