В Усманском районе Липецкой области стартовал Чемпионат России по планерному спорту. Мероприятие проводится при поддержке Федерации планерного спорта Воронежской области. Соревнования начались в пятницу, 30 апреля. Заявки на участие подали 37 спортсменов из 11 регионов России, а также нескольких стран СНГ. Примечательно, что это первые в стране соревнования планеров, на которых применялся водный балласт, что делает их полностью соответствующими условиями чемпионатов Европы и мира.
По словам многих участников, воронежская команда со дня своего образования остается в числе лидеров, а ее члены стабильно входят в топ претендентов на победу.
«Яхты» уходят в небо
Планеристы часто ассоциируют себя с яхтсменами или небесными велогонщиками. Планер чем-то похож на оба эти транспортных средства. Велосипед он напоминает простотой конструкции и управления – абсолютное большинство этих небольших летательных аппаратов не имеют мотора и другой сложной «механической начинки», а яхту – способом передвижения, потому что для полета ему нужен ветер. Машина набирает высоту благодаря восходящим потокам воздуха, а оказавшись в небе, парит в них точно так же, как это делают птицы.
Поэтому в небо планер поднимается не самостоятельно. Маленький самолет берет его на буксир и выводит на заданную высоту – от 300 до 800 м, после чего безмоторный летательный аппарат уже продолжает полет самостоятельно.
Планеристы поясняют, что скорость восходящих потоков, от которых зависит легкость и скорость полета планера, зависит от погоды. Лучше всего летается в теплую и облачную, поэтому погода для соревнований в Черноземье на старте Чемпионата стоит почти идеальная.
Однако сразу подняться в небо на соревнованиях планер не может. Перед взлетом каждая машина должна пройти взвешивание, ведь от массы очень многое зависит.
– Мы проверяем соответствие планеров спортивным требованиям. Вся эта процедура нужна для того, чтобы пилоты были в равных условиях. В «сильную» погоду, когда в атмосфере есть мощные потоки, выгодно иметь тяжелый планер, а в «слабую» погоду – легкий. На вес машины влияет масса пилота, количество залитого водобалласта, если у планера есть мотор, то еще и объем топлива. Ну, и некоторые спортсмены, бывает, мухлюют этими параметрами, – поясняет Илья Ершов, судья второй категории.
Такой параметр, как объем водного балласта, на отечественных соревнованиях сегодня замеряют впервые, хотя правила крупнейших мировых турниров это предполагают.
– Дело в том, что раньше, основная масса наших участников использовала довольно старые планеры, которые были произведены еще в СССР. Они имели некоторую степень износа. Водобалласт же – это дополнительная нагрузка на крылья, которая может спровоцировать поломки, поэтому на отечественных соревнованиях он не применялся. Однако в этом году значительная часть спортсменов смогла заменить свои машины на более новые и современные. Кроме того, полет с водой в крыльях требует более высокого уровня квалификации пилота, так как утяжеленная машина начинает двигаться быстрее, но хуже набирает высоту и становится более трудноуправляемой. И мы сейчас с радостью отмечаем, что уровень мастерства участников чемпионата позволяет летать с водобалластом, – говорит главная судья соревнований Тамара Свиридова.
Лучшие из лучших
В чемпионате приняли участие 37 спортсменов из 11 регионов России, а также республик Беларусь и Молдова.
Среди них много именитых и титулованных, например, президент Федерации планерного спорта России Дмитрий Тимошенко – спортсмен, который входит в сотню лучших планеристов планеты. Несмотря на то, что сейчас он является одним из лидеров, Дмитрий рассказывает, что в этот спорт он попал совершенно случайно.
– Знаете, я стал планеристом потому, что однажды мне не хватило стула, – смеется титулованный чемпион. – Я очень хотел научиться летать на самолете, но когда пришел в аэроклуб, все места в группе, где собрали кандидатов в летчики, уже были заняты, и меня отправили в группу планеристов.
Попав в спорт случайно, Дмитрий остался в нем на 30 лет и завоевал немало наград. На этих соревнованиях он тоже рассчитывает на победу.
- Естественно, каждый из здесь присутствующих хочет удовлетворить свое спортивное честолюбие и занять лучшее место, чем когда-либо до этого. Я не исключение, – говорит спортсмен.
В соревновании принимают участие спортсмены из Москвы, Рязани, Питера, Краснодара и других городов, но воронежская команда по праву считается одной из самых сильных.
– Сегодня наш регион стал одним из двух центров, где активно развивается планеризм. Второй находится в Новосибирске. В нашем регионе все развитие этого вида спорта пока, в основном, идет за счет частных инвестиций. Конечно, государство тоже немного поддерживает талантливых спортсменов, но это очень скромная помощь, и основное финансирование пока поступает из частных рук. Вот и получается, что в регионах, где есть увлеченные этим спортом люди, которые могут финансировать планеризм, он хорошо развивается, а там, где нет – слабо, – говорит глава Федерации планерного спорта Воронежской области Николай Калгин.
Среди участников соревнования 34 мужчины и всего 5 женщин. При этом планеристы рассказывают, что девушки этим видом спорта занимаются ничуть не меньше, чем юноши, но вот в соревнованиях почему-то участвуют не часто.
– Я не знаю почему так происходит. Для того, чтобы участвовать в соревнованиях, нужно полетать пару лет. Возможно, девчонки просто устают от спорта или выходят замуж, становятся мамами и им в какой-то момент уже не до этого, – говорит одна из участниц соревнования Наталья Панова.
Сама девушка летает с 2013 года, и это уже далеко не первые ее соревнования. Наталья признается, что уже со счета сбилась, поэтому не может даже назвать точное число состязаний, где принимала участие. Впрочем, победить девушке не удавалось еще ни разу. Возможно, это будет первый турнир, где она станет лучшей из лучших.
Сложно, дорого, опасно?
На наш вопрос о том, насколько опасным видом спорта является планеризм, все спортсмены единодушно отвечали – ни на сколько. Конструкция летательного аппарата очень проста, поэтому опасная техническая неисправность в его работе практически исключена. Несчастные случаи происходят крайне редко – за последние годы их не было совсем.
Вопреки распространенному мнению, планерный спорт не является «очень дорогим удовольствием». Хотя и бюджетным его не назовешь.
– Тут как везде. Можно купить гоночный велосипед за какие-то совершенно «дикие» деньги, а можно бюджетный, стоимостью в треть вашей зарплаты, и оба, что примечательно, будут ехать. Только на первом вы, при должной спортивной подготовке, сможете поучаствовать и даже победить в чемпионате мира, а на втором – маловероятно. С планерами то же самое. Вы можете купить летательный аппарат за 300 тыс. евро, а можете взять попроще, по цене самого бюджетного автомобиля. Заниматься планеризмом вы сможете и на той, и на другой машине, и даже в соревнованиях участвовать, просто это будут разного уровня соревнования – говорит Дмитрий Тимошенко.
Впрочем, у воронежских школьников и вовсе есть возможность научиться летать бесплатно
– Мы сами ездим по школам, предлагаем. Хотелось бы видеть больше юных планеристов, так что будем рады всем желающим, – говорит Дмитрий Тимошенко.