, Воронеж
  • 7801

Липецкий художник показал в Воронеже выставку-квартирник о бездомных

Экспозиция Евгения Сальникова «Люди Венеры» открылась в культурном центре «Кампанелла».
Липецкий художник показал в Воронеже выставку-квартирник о бездомных Липецкий художник показал в Воронеже выставку-квартирник о бездомных
РИА Воронеж Текст — , фото — Софья Успенская

В субботу, 30 августа, в культурном центре «Кампанелла» открылась выставка липецкого художника Евгения Сальникова «Люди Венеры». Работы одного из самых интересных липецких художников привез в Воронеж фестиваль «Чернозем». Куратор выставочной программы фестиваля Сергей Горшков определяет это событие как «выставку-квартирник», как в советские годы, когда люди демонстрировали авангард, которому не было входа на официальные площадки. В 1960 годы Сальников, ныне один из столпов липецкой художественной школы, так и выставлялся.

В экспозицию «Люди Венеры» вошли портреты реальных людей – липецких бездомных, которых художник видел в центре города. Венера здесь — и планета, и городская свалка (так она называется в Липецке). Всего в серии больше 60 работ, но в Воронеже экспонируется только полтора десятка: ровно столько, сколько вместило пространство «квартирника».

– В моем мозгу Сальников сформировался как такой русский Матисс. А когда я увидел эти картины, я сначала подумал, что это вообще другой автор. Настроение задумчивое, квадратная монументальная форма, глубокие образы. У меня была ассоциация, что Сальников готовит постановку какой-то драмы, драмы жизни русского народа, что-то вроде пьесы Горького «На дне». Здесь тоже у каждого персонажа свой образ, своя философия, свой взгляд на жизнь, и он как будто пытается передать нам это, чтобы мы по-другому взглянули на этих людей, которые вроде бы живут рядом с нами, но при этом на другой планете,
Сергей Горшков, куратор выставочной программы «Чернозема».

Сам Евгений Сальников несмотря на то, что, по словам близких, до сих пор весьма бодр и активно работает, в Воронеж на выставку не приехал. «Я пыталась дедушку сагитировать, но он сказал, что уже отжил, отъездил и никуда не поедет», – объяснила внучка художника, Галина, которая презентовала экспозицию за автора.

– Евгений Петрович почти никогда не ходит ни на свои собственные выставки, ни на чужие, – рассказала Светлана Иноземцева, арт-директор липецкого Центра изобразительных искусств. – Говорит: "А вдруг там будет художник, который мне понравится, и я под его влияние попаду?". Поэтому есть только небольшой круг близких людей, с которыми он общается.

Несмотря на то, что Воронеж и Липецк находятся по соседству, работы липецкого художника для воронежского зрителя выглядят довольно непривычно.

– Хотя Воронеж и Липецк вроде бы стоят очень близко, традиции у нас сложились абсолютно разные, – объяснил Сергей Горшков. – Там были такие мощные авангардисты как Сорокин и Сальников, и вокруг них формировались молодые художники, которые писали ярко и смело. А в Воронеже таким светилом был Лихачев, официальный, проправительственный, пробрежневский художник - не хочу его ругать, он по-своему очень талантлив и делал искусство, созвучное своему времени, но, глядя на него, молодые художники учились не столько рисовать, сколько делать карьеру, и сложилась традиция делать очень мрачное, серое, унылое искусство, рисовать так считалось хорошим вкусом, а если ты добавлял в картину немного фиолетового, то считался уже вообще экстравагантным.

– В Липецке художественная среда сформировалась людьми непростого происхождения, которые приехали в Елец и Липецк из Москвы, спасаясь от репрессий, – дополнила Светлана Иноземцева, – у них было прекрасное образование, и они формировали эту липецкую школу – это был ее расцвет. Сейчас мы иногда выставляем работы тех лет, которые художники раньше не решались никому показать, и они потрясают воображение. 

Справка РИА «Воронеж»

Евгений Сальников — коренной липчанин, чьи родственники по материнской линии происходят из семьи первого липецкого градоначальника Митрофана Клюева. Окончил Московский художественный институт им. Сурикова (мастерская Александра Дейнеки). С 1965 года Евгений Павлович является участником областных, региональных, всероссийских, всесоюзных и зарубежных выставок. В 1968 году он был принят в члены Союза художников СССР. В течение многих лет он являлся членом художественного совета Липецких художественно-производственных мастерских, членом республиканского экспертного совета по монументальному искусству. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2002), удостоен почетного звания «Заслуженный художник РФ» (2009). Произведения художника хранятся в Липецком краеведческом музее, в Липецкой областной картинной галерее, в краеведческих музеях Ельца, Задонска, в Национальной галерее Южной Кореи, в Международном Доме дружбы Россия – Индия, в частных собраниях России, США, Канады, Франции, Италии, Индии. Центр изобразительных искусств Липецка считает Евгения Павловича Сальникова живым своим талисманом и гордостью. Кроме того, этот художник — один из основателей так называемой Липецкой школы живописи.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: