Две крупные международные кардиологические конференции начались в Воронеже в пятницу, 5 июня. Их организовала Российская ассоциация сердечно-сосудистых хирургов и Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева. Его руководитель, всемирно известный кардиохирург Лео Бокерия и его воронежские коллеги рассказали корреспонденту РИА «Воронеж», что происходит в отечественной кардиологии.
– Лео Антонович, развитие дорогостоящих высокотехнологичных операций на сердце и все возрастающая потребность в них – ведь это показатель плохой работы профилактической медицины. Чего в «делах сердечных» не хватает на уровне первичного звена?
– У нас много чего не хватает. И если вы думаете, что в Америке или Италии положение с сердечно-сосудистыми заболеваниями лучше, то очень ошибаетесь. Наша российская недоработка – незнание пациентов о своих возможностях в России и в отдельном регионе. Мы создали крупные кардиохирургические центры, но они вынуждены принимать больных из других регионов, потому что свои местные пациенты не идут. Они просто не знают об этих возможностях под боком. Они куда-то звонят, договариваются, решают свои проблемы приватно и платят огромные деньги.
Бывает – врачи рекламируют дорогую зарубежную методику лечения кардиобольных. Но оказывается, что это исконно российская методика, и в нашей стране в системе соцгарантий по ней лечат не хуже. А еще новая тенденция – противопоставить врача и пациента, образно говоря – поставить между ними прокурора. Эта тенденция – бизнес третьих лиц,Лео Бокерия
руководитель научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева
Поэтому – непрерывный поток жалоб, которые кем-то со стороны профессионально инициируются. Есть компании, которые активно занимаются вывозом пациентов на лечение за границу. Начинаешь проверять – оказывается, это компании, которые получают за это хорошую прибыль. Плохая информированность людей о возможностях и уникальности отечественной медицины – явная недоработка. Русские разночинцы, которые пошли в земские врачи в XIX веке, сформировали уникальный облик нашей медицины – такого в мировой практике больше нет. Так что мы должны помнить о своих традициях и все время стремиться к доверию и согласию между врачом и пациентом. Как это исконно было в нашей российской медицине. А если пациент только заходит на прием и уже настроен скептически, то врачу очень сложно применить свой опыт и знания.
– Минздрав объявил 2015 год годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Насколько актуально в этой борьбе оказание именно высокотехнологичной помощи, проведение сложных операций? Хватает ли квот на всех?
– Теперь хватает, потому что высокотехнологичная помощь перешла в систему ОМС. Это колоссальный шаг вперед. Мы, кардиохирурги, все время говорили, что нельзя держать высокотехнологичную помощь «на поводке». Мол, дадим тысячу квот, и вы должны пролечить строго по их стоимости и количеству. Но так не бывает. На каждого больного надо тратить столько сил и средств, сколько надо, а не сколько выделили. До 2015 года квота на лечение пациента в кардиохирургическом центре была одинакова для всех. И для малыша, который после сложной операции семь дней находится в реанимации, и для взрослого пациента, которому всего лишь «пришили» один шунт. С 2015 года этот подход изменился с переходом высокотехнологичных операций в дифференциальную систему ОМС, подход к пациентам стал индивидуальным, и мы совершили огромный прорыв. Объемы операций на открытом сердце растут. Семнадцать клиник в нашей стране уже проводят более тысячи таких операций в год. Между тем, в системе ОМС каждый пациент должен иметь возможность получать просто профилактическое лечение. Я уверен, что будущее российской кардиологии связано и с развитием «высокой» кардиохирургии, и с усилением работы по профилактике на уровне участковых кардиологов.
– Как вы оцениваете работу кардиохирургов в Воронежской области?
– В этом смысле Воронеж относится к одному из самых передовых регионов России, здесь сформированы глубокие традиции кардиохирургии. В следующем году будет 60 лет, как в воронежской областной больнице профессором Валерием Радушкевичем была проведена первая операция на сердце. Сейчас это один из лучших в России кардиохирургических центров, который работает по самым современным международным стандартам. Его возглавляет мой ученик талантливый кардиохирург профессор Сергей Ковалев. Мне также известно особое отношение, повышенное внимание руководства региона к нашей сфере. Именно поэтому я снова в Воронеже.
Мнение воронежских врачей
Сергей Ковалев, руководитель областного кардиохирургического центра на базе ВОКБ №1:
– Сейчас наблюдается прорыв не только воронежской кардиохирургии, но всей российской. По оборудованию, научному и врачебному потенциалу региональные клиники ничем не уступают федеральным центрам. Мы проводим операции на сердце всем нуждающимся пациентам Воронежской области. Никаких очередей на операцию нет. Вся высокотехнологичная помощь оказывается бесплатно. В прошлом году проведено 3 тыс. операций, из них 120 – новорожденным.
Александр Щукин, главный врач областной клинической больницы № 1:
– Кардиохирургия в регионе развивается быстрыми темпами, и участковые кардиологи не всегда в курсе всех наших возможностей. К сожалению, все еще сохраняется консерватизм врачей первичного звена в подходах к лечению «сердечников». Сегодня на конференции мы будем обсуждать будущее креативной кардиологии, когда кардиологи, кардиохирурги, специалисты по функциональной диагностике и другие врачи работают рука о руку. Это позволит еще на поликлиническом приеме правильно отбирать пациентов на операцию, а после нее – контролировать состояние человека, взаимодействуя с нашими кардиохирургами. Такая работа участковых кардиологов пока «провисает». И еще огромный блок – профилактическая работа с населением по раннему выявлению сердечной патологии. Чтобы человека до операции вообще не доводить.