В очередном выпуске спецпроекта «Легенды Воронежа» – история драмтеатра имени Кольцова, который входит в пятерку самых старых театров России. Его старинное название – Городской зимний театр. В его стенах работал Осип Мандельштам, на его сцене выступал Владимир Маяковский. Здание театра пережило пять реконструкций, последняя из которых превратила его в чертог Снежной королевы.
Семейный театр для детей чиновников
По легенде, на месте театра воронежцы вплоть до 60-х годов XVIII века проводили языческие обряды. Однажды в самый разгар вакханалии на площадь явился епископ Тихон, который пристыдил бесчинников и даже пригрозил им проклятием. По словам краеведа Елены Устиновой, здесь же в XVI-XVII веках было лобное место, где оглашались приказы. Историки Павел Попов и Борис Фирсов указывают и на то, что на этом месте проходили казни и показательные порки должников.
Первый в Воронеже театр появился в резиденции наместника, генерал-губернатора Василия Черткова, который приехал в Воронеж в 1782 году. Его резиденция находилась на месте нынешнего госуниверситета инжернных технологий.
– В это время Воронеж трудно было назвать городом. Это была грязная деревня без освещения, расположенная на холмах. Осенью и весной по буграм сползали потоки грязи. Воду воронежцы брали из реки до 1824 года, пока сюда не был назначен губернатором Николай Кривцов, который распорядился построить Каменный мост, спуски замостить и укрепить стенами от оползней, а для обеспечения водой в верхней части города вырыть 20 колодцев, – рассказал архивариус драмтеатра Николай Тимофеев.
Губернатор Василий Чертков открыл училище для детей разных социальных слоев (до этого в городе была только духовная семинария) и городскую больницу, и в 1787 году распорядился о возведении первого в городе «благородного любительского театра» на освященной территории. С этого момента, убежден Николай Тимофеев, и нужно вести историю воронежской драмы.
– Это был театр по всем правилам – со сценой, партером и двумя ярусами лож. Роль балкона выполнял так называемый парадиз, или раек. В других провинциальных городах театральные представления шли в приспособленных амбарах или в больших залах домов высших губернских чиновников, как в Тамбове или Пензе, – сообщил Николай Тимофеев.
Театр в 1821 году
Фото – предоставлено Мариной Ревенко
До второй половины 1920-х годов любой провинциальный театр был универсальным, так что на сцене «благородного» театра шли и оперы, и балеты, и комедии, и трагедии. Его актерами были 11 детей наместника Черткова, шесть детей «гражданского» генерал-губернатора Ивана Потапова и дети знати. Вход был по пригласительным билетам. Первым спектаклем, который поставили на сцене семейного театра, был «Недоросль» Дениса Фонвизина.
Побег от долгов
В 1801 году в Воронеж из Москвы приехала профессиональная труппа актеров, которой руководил комик Петров. С наступлением холодов немногочисленные бродячие труппы оседали в провинции, где снимали амбар или другое помещение для представлений. Весной они снова запрягали свои брички и фургоны и отправлялись в путь. В Воронеже труппа Петрова выступала в пустовавшей резиденции Черткова – к тому времени наместничества упразднили. Первое, что показали гастролеры воронежцам, – комическая опера Аблесимова «Мельник, колдун, обманщик и сват». С тех пор вход в театр был открыт и для простого люда – купцов, мещан, посадских и цеховых.
– Гастроли Петрова закончились трагикомично. После двухчасового ожидания, которое сопровождалось усиливающимся ропотом недовольства, на сцену вышел актер и объявил об отмене спектакля в связи с отлучкой Петрова. А назывался спектакль «Побег от долгов, или Раскаявшийся мот». Вскоре выяснилось, что комический актер остался должен городу около 10 тыс. рублей, – рассказала экскурсовод Марина Ревенко.
«Подарок»
В 1820-е годы театральная жизнь сосредоточилась на современной Никитинской площади. На месте нынешнего театра под углом друг к другу стояли два старых полуразрушенных здания, самой ранней владелицей которых была титулярная советница Свирина.
– Владелица хотела продать их, но непонятное строение, стоящее на пересечении трех улиц, никто не покупал. Тогда здания продали городу, а город подарил их училищному ведомству. Чтобы такой «подарок» приносил хоть какой-то доход, ведомство стало сдавать его в аренду: на первом этаже разместилась гауптвахта, а на верхнем допустили театральные представления, – говорит Марина Ревенко.
Здесь появилась сцена, партер и скамейки со спинками – «кресла». Позади была галерка, где зрители смотрели представление стоя. На втором этаже высотой 3,5 м сумели сделать два яруса лож.
В этом помещении театр работал до 1866 года. Здесь выступали актеры Михаил Щепкин и Павел Мочалов, композитор Мусоргский. На подмостках драмтеатра ставились пьесы драматурга Александра Островского, а в 1860 году автор «Грозы» лично посетил Воронеж.
Но в помещении театра было тесно и неуютно. Публика страдала от духоты, а актеры часто простужались. В 1884 году городское самоуправление приобрело здание и реконструировало его по проекту приглашенного московского архитектора Михаила Чичагова. Обновленный театр открылся в 1886 году. Отныне это был Городской зимний театр. В его эклектичном облике угадывались древнерусские и восточные мотивы, а крышу украшали башенки. Вокруг театра проложили первый в городе асфальт. В обновленном театре была замечательная акустика – за счет вделанных в стены глиняных горшков.
В 1887 году к зимнему прибавился и летний театр, который построили в Городском саду (сейчас – Первомайский сквер). Оба здания сдавали в аренду антрепренерам.
В 1892 году в театре на премьере спектакля по своей пьесе «Медведь» побывал писатель Антон Чехов. Через некоторое время в театре состоялся дебют актера Александра Пожарова, который впоследствии стал звездой Малого театра в Москве.
– Пожаров очень нравился зрителям. После спектакля все кричали: «Браво, Пожаров!». Некоторые посчитали, что в театре пожар, и начали ломать стулья и двери. После этого он взял псевдоним Остужев, – добавила Марина Ревенко.
Как Маяковский развлекал воронежцев стендапом
После 1917 года большевики посчитали, что Зимний театр – наследие буржуазной эпохи, и даже вынашивали планы строительства нового социалистического театра напротив него. Зимний театр переименовали в Большой советский. Помимо спектаклей на его сцене проходили игровые судебные процессы, митинги, проводы красноармейцев на фронт.
Владимир Маяковский выступил на сцене Большого советского театра с лекцией «Мое открытие Америки» 22 ноября 1926 года.
– Он только вернулся из Америки и выступал с рассказом о своих впечатлениях. У Маяковского было много противников и много поклонников, и на сцене разворачивалась словесная битва со зрителями. Это был «стендап» в чистом виде. После этого поехал в гости к врачу Раппопорту, дом которого был на улице Вайцеховского, напротив дома Вигеля. После выступления он устал и всю ночь тихо сидел с чашкой чая, – отметила Елена Устинова.
Среди знаменитостей, которые выступали на сцене театра, – автор повести «Железный поток» Александр Серафимович и создатель «Василия Теркина» Александр Твардовский. В 1935-1936 году в «драме» работал ссыльный поэт Осип Мандельштам. Табличка о его пребывании в драмтеатре висит возле кабинета руководителя литературной части Николая Тимофеева. По его словам, актеры держались от поэта на расстоянии, ведь он был политическим ссыльным, а значит, сближаться с ним было опасно.
– К Мандельштаму относились настороженно, он был сам по себе. К тому же он был замкнутым и сложным в общении человеком. Тем не менее для него период работы в театре был интересным – здесь платили хоть какие-то деньги. В то время его должность называлась «литературный консультант» – должности завлита еще не было, – продолжил Николай Тимофеев.
– Мандельштама боялись. Многие в Воронеже переходили на другую сторону улицы, боясь пожать ему руку и сказать лишнее слово, – сказала Елена Устинова.
В 1937 году театр перестроили в формах советского классицизма. Над западной частью (вдоль проспекта) надстроили третий этаж, а со стороны улицы Карла Маркса пристроили портик.
Театр в 1937 году
Фото – предоставлено Мариной РевенкоЖивые легенды
В годы войны театр продолжал работать. Репетиции проходили по ночам. До самой эвакуации артисты театра ставили спектакли, выступали на фронте и в госпиталях. В ночь на 28 июня 1942 года в здание театра попала бомба, внутри все выгорело, не уцелел и театральный архив.
– Около 12 часов ночи прогремело два взрыва со стороны «Утюжка». Следующий взрыв – у входа в театр. Еще одна бомба разрушила сцену и часть зрительного зала. Погиб актер Николай Озеров, который тушил на крыше зажигательные бомбы, – сообщила экскурсовод Марина Ревенко.
После войны первоочередными задачами властей города были восстановление электро- и водоснабжения, работы пекарен и театра. Война еще шла, а театр уже начали восстанавливать. Его привели в порядок всего за полгода. Первый спектакль играли под Новый год – 31 декабря 1944 года. Это был подарок городу.
Театр в 1944 году
Фото – предоставлено Мариной Ревенко
Обновленный театр стал еще краше, чем до войны. Колонны дорического ордера сменились коринфскими, внутри и снаружи появилась лепнина, над входом появилась скульптурная группа. Праздничный облик театра как бы говорил: советский народ – победитель, теперь все будет хорошо.
На сцене драмтеатра выступали такие легенды, как Римма Мануковская, Сергей Папов, Аркадий Поляков, Алексей Чернов, Петр Вишняков. С 1958 по 1961 год актером драмтеатра был Леонид Броневой – будущий исполнитель роли Мюллера из «17 мгновений весны». В Воронеже он получил звание заслуженного артиста РСФСР за роль Ленина в спектакле «Третья, патетическая».
– Получить эту роль было невероятно сложно. Артисты на роль Ильича утверждались партийными работниками. Актер должен был быть не только талантлив, но и внешне схож с вождем. Тем не менее вспоминать Воронеж Леонид Сергеевич не любил: именно здесь тяжело заболела и умерла его жена, – заметила Елена Устинова.
Помимо Леонида Броневого, в кино снялись такие актеры Воронежского драмтеатра, как Алексей Эйбоженко («17 мгновений весны»), Людмила Кравцова («На заре туманной юности») и Римма Мануковская («Белый Бим Черное ухо»).
Подмороженное стекло и бриллиантовая нить
Еще в 1980-е годы худрук театра Глеб Дроздов обращался к властям города, доказывая, что зданию нужен капитальный ремонт, но это не помогло – на протяжении десяти лет театр разрушался. В 1990-е он пришел в аварийное состояние, дом обтянули зеленой сеткой, а спектакли стали показывать на сцене нынешнего Воронежского концертного зала.
Театр в 1990-е годы
Фото – предоставлено Мариной РевенкоВ 2005 году городские власти хотели отдать его в аренду на 49 лет некому предпринимателю, который планировал приспособить театр под свои нужды. Об этом узнали журналисты газеты «Воронежский курьер» и опубликовали разоблачительный материал, после чего «драму» оставили в покое.
Драмтеатр в 2007 году
Фото – предоставлено Мариной Ревенко
После смерти режиссера Анатолия Иванова спектакли в театре ставили приглашенные режиссеры из Москвы. В 2010 году воронежцы увидели постановку по пьесе Жана Ануя «Арест» московского режиссера, лауреата премии «Золотая маска», заслуженного деятеля культуры РФ Владимира Петрова. Успех постановки был таким громким, что режиссеру предложили возглавить коллектив драмтеатра.
– Алексей Васильевич Гордеев (тогда – губернатор Воронежской области. – Прим. РИА «Воронеж») пригласил меня на переговоры. На встрече с ним я сказал, что концертный зал – не мое пространство, и попросил отреставрировать театр. Он сказал: «Хорошо», а я очень удивился. Когда я сказал, что театру нужна и малая сцена, он тоже со мной согласился. Моему удивлению не было предела. Я попросил назначить меня куратором этой стройки. Так на 1,5 года я стал прорабом, руководил всеми работами по реконструкции театра, – вспомнил художественный руководитель драмтеатра Владимир Петров.
Реконструкцию театра, которая заняла полтора года, сделали по проекту всемирно известного художника, скульптора и сценографа Юрия Купера.
– В обновленном театре нам с Юрием удалось воплотить 80% задуманного, и это немыслимая удача. Кое-что не получилось, потому что это федеральный памятник, и сделать внутри какие-то вещи было просто невозможно. Например, мы не имели права вмешиваться в архитектуру, хотя надо было бы. После войны здание театра было первым восстановленным военнопленными. А строили из цемента, песка, щепок. Когда мы занимались реконструкцией, выяснилось, что из одной стены запросто вынимались кирпичи. Пришлось все разбирать и строить заново. Люди работали в три смены. «Новоселье» мы отпраздновали в 2012 году, – рассказал Владимир Петров.
Сейчас интерьеры Зимнего театра напоминают сказочный чертог Снежной королевы, каждая деталь которого говорит о зиме. Отсюда холодные приглушенные тона, «подмороженное» стекло дверей, хрустальные светильники в форме перевернутого сугроба, «льдинки» светильников-капителей, серебристые вензеля и картины Купера, как будто покрытые инеем.
Картина при входе воспроизводит облик дореволюционного театра Чичагова.
Стены театра покрыты двойным слоем «серебристого дуба».
– Многие зрители принимают его за пластик, но это дерево, – подчеркнула Марина Ревенко.
Потолок в большом зале покрыт итальянской штукатуркой под мрамор – для сохранения акустики. Люстры сделаны из высококачественного хрусталя. Подсвечивающийся медальон над сценой – работа Юрия Купера «Цветок во льду» – символ сохраненной мимолетной красоты.
– После третьего звонка в театре гаснет свет, и последним гаснет этот медальон. То же самое – в обратном порядке: когда спектакль заканчивается, сначала вспыхивает медальон, а потом включается свет. «Цветок» напоминает зрителям, что актерам пора дарить цветы. Два занавеса – с корабликом и полем – также работы Купера, – говорит Марина Ревенко.
В гардеробе театра можно увидеть краснокирпичные стены здания XIX века. Сохранились даже петли от старинных дверей. По словам Марины Ревенко, у актеров есть традиция: если обеими руками подержаться за петли, то исполнится заветное желание.
Вся мебель в большом зале создана также по эскизам Купера испанской компанией, которая делает мебель для концертных залов и театров Европы. Для перетяжки кресел и стульев испанцы выпустили специальную ткань с добавлением бриллиантовой нити.
В обновленном театре появилась и малая сцена – для экспериментальных спектаклей. Зрительские ряды кресел – это трансформеры, которые выкатываются в любую точку зала.
По последнему слову техники сделали сцену в большом зале. Ее пространство состоит из трех блоков: сама сцена, поворотный круг и прямоугольный блок на месте бывшей оркестровой ямы, который за счет подъемного механизма может находиться в трех положениях. На каждом уровне есть потайные двери, через которые актеры во время спектакля появляются и исчезают.
В будущем в театре планируется создать музей, в котором зрители узнают о прославивших его актерах.