24 ноября 2020

вторник, 10:14

$

75.76

89.93

Легенды Воронежа. «Бристоль»

, Воронеж, текст — , фото — Евгения Емельянова
  • 23881
Легенды Воронежа. «Бристоль» Легенды Воронежа. «Бристоль»
Спецпроект РИА «Воронеж» о необычных достопримечательностях города.

РИА «Воронеж» запускает новый проект – «Легенды Воронежа». Корреспондент Мария Андреева вместе с известными краеведами побывает в самых необычных местах Воронежа, узнает, какими легендами окутаны городские достопримечательности и попытается отделить правду от вымысла.

Самое необычное здание Воронежа начала XX века – гостиница «Бристоль» – в 2015 году отметило 105-летие. Смелость и отличный вкус архитекторов поражают даже в XXI веке. Однако не все воронежцы замечают эту красоту: «Бристоль» – одна из самых недооцененных достопримечательностей города, считает краевед, организатор сообщества «Воронеж. Пешком» Ольга Рудева.

 
Фото — bvf.ru

Гостиница «Бристоль», которая украсила бы любую столицу, стала одним из первых зданий Воронежа в стиле модерн. В первом десятилетии ХХ века Большая Дворянская (сегодня – проспект Революции) уже была главной улицей города. Между строго элегантными особняками в стиле ампира и классицизма прогуливалась публика самого разного рода – от богатейших людей города до гимназисток. И вдруг среди этого спокойствия быстро – за год и три месяца – выросло четырехэтажное (редкость для того времени) яркое, ни на что не похожее, бросающее всему вызов здание.

Создать такое могли только смелые люди. Михаил Фурманов – даже не архитектор, только инженер, который переводил на русский зарубежную литературу о новинках строительных технологий. Михаил Литвинов – крестьянин по происхождению, основавший товарищество огнеупорных изделий, мастерскую бетонных изделий и строительно-техническую контору, в которой трудился молодой инженер Фурманов. Третий – купец Александр Просвиркин, владевший складом сельхозорудий и машин.

 
Фото — bvf.ru

Проектируя и строя «Бристоль», они использовали последние достижения строительной технологии и архитектуры и не стеснялись продвигать собственный бизнес. «Бристоль» – гимн бетону и металлоконструкциям – и это в начале ХХ века, когда их производство только развивалось. Строители «Бристоля» одними из первых в городе применили для перекрытий ребристые железобетонные плиты. В здании появились и электрические лифты – кухонный и пассажирский.

Авторы проекта необычно организовали четырехэтажное пространство. Первый этаж «Бристоля» отдали под магазин резиновых изделий: шин, обуви - о чем извещала огромная вывеска «Проводникъ» на крыше здания. Второй этаж занял ресторан: посетитель сидел за столиком перед огромными окнами и в любой момент мог выйти на изящный балкончик, посмотреть на город сверху вниз. Ресторан тоже был необычным. Кухня считалась делом грязным, и ее старались убрать с глаз посетителей – но в ресторане «Бристоля» ее вынесли в зал, отгородив от столиков огромным стеклянным витражом.

 
Фото — bvf.ru

Два верхних этажа стали гостиницей, где даже шторы и багеты были в тон модерновому окружению. Народ хлынул в «Бристоль» толпами.

Гостиницу ждали непростые времена. В предреволюционные годы здание приобрели торговцы Варт-Бароновы. В революционные оно переходило из рук в руки: в конце 1917 года в «Бристоле» был местный штаб Красной гвардии, в октябре 1919-го – штаб 3-го Кубанского конного корпуса белогвардейского генерала Шкуро. После того, как Воронеж отбили красные, «Бристоль» снова приютил их командование. В 1921 году размещавшийся в гостинице штаб 10-й стрелковой дивизии посетил писатель Аркадий Гайдар.

В 20-х годах в «Бристоле» располагалось Управление ЮВЖД, в 30-х снова оборудовали гостиницу – и в те времена у нее появился новый оттенок.

Одна моя знакомая поделилась вот такими воспоминаниями. Ее бабушка в 20-30-е годы служила в богатой семье, которая жила на Сакко и Ванцетти. К 22 часам она ходила за выпечкой в булочную, что была возле театра. Идя по нынешнему проспекту Революции, она делала крюк, переходя на правую сторону улицы. Ведь порядочная девушка не должна была идти мимо «Бристоля» вечером!
Ольга Рудева

краевед

После Великой Отечественной войны Воронеж едва не потерял чудесное здание. «Ввиду антихудожественного вида дома, носящего разнузданный характер упаднической эпохи (стиль декаданс), предусматриваем решение о новом стиле», – писал академик архитектуры Руднев. «Новый стиль» предполагал снос балконов и уменьшение окон. К счастью, «буржуазное» здание не тронули.

  
Фото — bvf.ru

Тем не менее годы не прошли для «Бристоля» без потерь. Во время войны был разбит и разрушен ресторанный витраж. Уже в наши дни владельцы здания заменили вековые решетки на балконах, ступени на парадной лестнице. До «черной» лестницы реставрация, к счастью, не дошла – здесь сохранились оригинальные, со времен постройки здания, лестница и кафель производства завода Беренгейма.

В помещениях бывшего ресторана находится столовая. В ней все почти как прежде: скорее всего, кухня на том же самом месте, в целости лепнина на высоченных потолках. На стене – дореволюционная фотография «Бристоля».

 
 

Даже сейчас эти помещения не выглядят устаревшими, громоздкими или тривиальными. В «Бристоле» нет ничего типичного. И он достоин того, чтобы присмотреться к нему повнимательнее и оценить по достоинству.

Фото: 1 из 8

111111111111111111111111

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Сообщить об ошибке
Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: