, Воронеж
  • 9412

Лечение онлайн. Как в Воронежской области развивается телемедицина

Консультация с врачом по видеосвязи – безопасность и экономия ресурсов
Лечение онлайн. Как в Воронежской области развивается телемедицина Лечение онлайн. Как в Воронежской области развивается телемедицина
РИА Воронеж Текст — , фото — Роман Демьяненко (из архива)

Телемедицина – одно из перспективных направлений в здравоохранении. Это дистанционное предоставление медицинских услуг пациентам и взаимодействие медицинских работников между собой с помощью телекоммуникационных технологий. В Воронежской области проходит от 10 тыс. до 18 тыс. подобных консультаций в год. О том, как развивается телемедицина в регионе, РИА «Воронеж» рассказала заведующая организационно-методическим отделом Воронежской областной клинической больницы №1 Людмила Лунева.

Фото предоставлено пресс-службой ВОКБ №1
Фото предоставлено пресс-службой ВОКБ №1

Консилиум в сети

В области функционирует развитая телемедицинская сеть, в которую включены все медицинские организации. Консультируют специалисты десяти областных медицинских организаций и ГКБСМП №10 более чем по 60 профилям. В их числе – онкологи, пульмонологи, урологи, фтизиатры, офтальмологи, неврологи, нейрохирурги, торакальные хирурги, гематологи, травматологи.

- Сотрудники первичного звена в рамках трехуровневой системы оказания медпомощи могут проконсультироваться либо с медицинскими организациями второго уровня, где есть специализированные центры, либо с третьим уровнем, то есть с областными учреждениями. При необходимости можно привлекать сразу нескольких областных специалистов разных профилей, то есть созвать консилиум, – объяснила Людмила Лунева.

Фото – Михаил Кирьянов
Фото – Михаил Кирьянов

Большинство телемедицинских консультаций в регионе проходит в режиме «врач-врач». Основной их объем принадлежит ВОКБ №1, которая провела 8 тыс. из 13,5 тыс. онлайн-конференций, состоявшихся в 2021 году. На втором месте – областной онкологический диспансер.

Телемедицинские консультации врачи Воронежской области проводят и со специалистами национальных исследовательских медицинских центров (НМИЦ), в том числе – по поводу состояния пациентов с COVID-19.

Всего в 2021 году было организовано 1420 консультаций, в рамках них эксперты института Сеченова проконсультировали более 320 человек с подтвержденным коронавирусом. Кроме того, внутри региона дистанционно обратились к врачу свыше 1400 таких пациентов.

Развивается и дистанционное обучение: врачи участвуют в конференциях как внутри региона, так и за его пределами. В 2021 году специалисты медицинских учреждений приняли участие в 451 обучающем мероприятии, которые проводились в различных НМИЦ.

Не выходя из дома

Если обмен профессиональной информацией между врачами в режиме видео-конференц-связи стал уже традиционным в регионе, то консультирование в формате «врач-пациент» только начинает развиваться. Сначала это был пилотный проект, в котором несколько лет участвовала воронежская поликлиника №1, но с конца 2021 года такой опыт широко внедряют в медицинских организациях первичного звена. 24 городские и районные поликлиники уже начали работу по внедрению телемедицины в режиме диалога доктора с больным, другие планируют присоединиться. Система должна заработать в течение года.

Фото – Андрей Архипов (из архива)
Фото – Андрей Архипов (из архива)

На очном первичном приеме у лечащего врача пациента информируют о возможности повторной консультации с использованием подходящего канала связи. Если пациент согласен, он должен зарегистрироваться на региональном ресурсе rmis36.ru, который интегрирован в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения. На сайте нужно зайти в личный кабинет и оформить заявку на онлайн-консультацию, записавшись к специалисту. Идентификация пациента идет через портал «Госуслуги».

Получив заявку, регистратор в поликлинике согласовывает дату и время проведения телеконсультации, после чего данные отобразятся в разделе «Мои записи». Дополнительно об этом пациента могут оповестить по телефону. После обработки заявки в личном кабинете появляется ссылка на телемедицинскую консультацию, и в назначенное время – но не ранее чем за десять минут до начала связи – она становится активной. Пациент через смартфон или компьютер подключается к сеансу в личном кабинете и консультируется с врачом по вопросам, не требующим очного приема. После телеконсультации врач оформляет заключение, а данные заносятся в электронную медкарту пациента.

Фото – Андрей Архипов (из архива)
Фото – Андрей Архипов (из архива)

Дистанционно может быть организовано динамическое наблюдение за состоянием больного. Если у человека диагностировано неинфекционное хроническое заболевание, то лечащий врач может составить план наблюдений, в соответствии с которым пациент сам регистрирует показатели своего здоровья, отмечает их в дневнике, а затем сообщает врачу. Врач анализирует переданные данные и принимает решение – продолжать или корректировать лечение, необходим ли очный прием. В дальнейшем для динамического наблюдения могут применяться и приборы с функцией передачи данных: например, тонометры для измерения артериального давления, холтеровское мониторирование сердца, глюкометры.

В перспективе к участию в телеконсультациях будут присоединяться, помимо участковых терапевтов и врачей общей практики, специалисты других профилей. Для этого требуются дополнительные ресурсы, а все врачи должны овладеть технологиями телемедицины.

Фото – Андрей Архипов (из архива)
Фото – Андрей Архипов (из архива)

Компания, которая разработала ресурс rmis36.ru, подготовила обучающий блок для медработников, в медицинских организациях организовано обучение. Но уже сейчас лечащий врач может принять решение о необходимости телеконсультации у областного специалиста. На ней может настаивать и сам пациент, если после оперативного вмешательства или высокотехнологичного лечения в областной организации ему показано наблюдение. Тогда нужно обратиться к врачу по месту жительства, который организует такую консультацию.

Плюсы телемедицины

Как подчеркивают организаторы, в режиме «врач-врач» и «врач-пациент» общение медицинских работников между собой и с больными происходит быстро и эффективно. Доступность медпомощи увеличивается в разы, что было особенно актуально в разгар пандемии. Телемедицина – это и безопасность, и сэкономленные ресурсы.

При этом подобный способ коммуникации не считается отдельным видом оказания медицинской помощи – это тот же прием у врача, только с применением телемедицинских технологий.

Фото – Евгения Емельянова (из архива)
Фото – Евгения Емельянова (из архива)

Жительница Воронежа Анастасия Ковалева с начала года уже не раз воспользовалась услугами телемедицины.

- В феврале я пришла на прием в женскую консультацию поликлиники №1, сдала анализы. На приеме мне объяснили, что есть такая услуга – телеконсультация, можно подать заявку и в назначенное время связаться с доктором в личном кабинете. Все оказалось очень просто: я в личном кабинете подаю заявку, указываю время, из поликлиники мне звонят и уточняют дату и время. Не нужно лишний раз идти в поликлинику, особенно теперь, во время неспокойной эпидситуации. Если есть жалобы, я, конечно, обращаюсь лично. Но когда есть вопросы по анализам или назначенным препаратам, очень удобно задать их доктору на телеконсультации. Это сильно экономит время, – поделилась Анастасия.

Записаться на повторный онлайн-прием пока можно только самостоятельно – в личном кабинете после первичной телеконсультации. Для удобства пациентов в программу сейчас вносятся изменения, чтобы во время очного приема врач сразу имел возможность записать посетителя на дистант-консультацию.

Правовое поле

Для того чтобы телемедицина широко применялась на практике, нужна стандартизация и оптимизация процессов, считает Людмила Лунева. По ее мнению, необходимо дополнительно прописать в законе права и обязанности специалистов.

– В медицинской организации, которая будет работать на этом правовом поле, должны быть соблюдены требования внутреннего контроля качества услуг. Этот вопрос затронут в новом проекте постановления правительства РФ «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по направлению «Медицинская деятельность с применением телемедицинских технологий».
Людмила Лунева
Заведующая организационно-методическим отделом ВОКБ №1

По словам эксперта, новая программа имеет существенное отличие от предыдущего варианта.

– Если раньше телемедицинскую консультацию планировалось разрешить проводить без очного приема врача, то теперь она может быть осуществлена только при условии установленного на очном приеме у врача диагноза, что подтверждается выпиской из медицинской карты пациента (форма 027/у), – объяснила Людмила Лунева.

Фото – Роман Демьяненко (из архива)
Фото – Роман Демьяненко (из архива)

Она уточнила, что если частные клиники соответствуют требованиям, прописанным законом, то они также могут пользоваться системой телемедицины.

– На сегодняшний день не обозначены четкие понятия о правах и обязанностях врачей, осуществляющих телемедицинские консультации. Определено лишь, что врач-консультант отвечает за рекомендации, предоставленные по результатам консультации и в пределах данного им медицинского заключения. В этом плане законодательство требует доработки. Должно быть рассмотрено и включение возможности получения телемедицинской консультации для пациентов в программу госгарантии, – убеждена заведующая оргметодотделом ВОКБ №1.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: