Сотрудники воронежского детского сада комбинированного вида №109 (улица Алексеевского, 16) отмечают 14 ноября профессиональный праздник – Международный день логопеда. В этом году детскому саду исполнилось 60 лет, и как бы ни менялось его название, горожанам он известен как логопедический. Это уникальное учреждение, где более полувека дети с нарушениями речи обретают возможность говорить правильно, быть понятыми, а значит – получить путевку в жизнь.
«Сыски» – это не смешно
Родителей обычно забавляет милый детский лепет, когда малыш еще не умеет выговаривать звуки «р» или «ш» и говорит «лыба» или «сыски», как в известном рассказе Виктора Драгунского. Чаще всего с возрастом ребенок начинает четко произносить слова даже без помощи логопеда. Но что делать, если спустя время ребенок не выговаривает сразу с десяток звуков или заикается?
Нарушения речи могут выражаться и в том, что малыш не употребляет предлоги, допускает грамматические ошибки в предложениях, не согласовывает род существительных, говорит не фразами, а лишь отдельными словами. В таких случаях не стоит ждать, что все исправится само.
– В норме к трем годам ребенок должен владеть фразовой речью, говорить сложносочиненными предложениями. При отсутствии фразы родителям необходимо показать малыша неврологу, – рекомендует заведующая детсадом №109 Марина Шереметова.
Если у невролога есть подозрение на задержку или тяжелое нарушение речи, родители делают следующий шаг – становятся на очередь в логопедический детсад. Нужно сделать это вовремя, тогда ребенка зачислят в группу в четырехлетнем возрасте и он успеет до школы пройти всю программу, рассчитанную на три года. Если тянуть и ждать, что речь сама выправится, то к занятиям ребенок приступит в лучшем случае в шесть лет. А значит, у него будет меньше шансов до первого класса исправить недостатки речи. И если они существенные, то ему придется поступить не в обычную школу, а в речевую – такая в Воронеже тоже есть.
Из логопедического детского сада в речевую школу уходят менее 1% выпускников. В прошлом году – только один ребенок из 119 воспитанников.
Поэтому, даже если невролог не дает направление на психолого-медико-педагогическую комиссию (улица Ворошилова, 11), родители могут сами привести на нее ребенка, если его речь кажется им недостаточно развитой. Можно прийти с ребенком и прямо в детский сад для консультации со специалистами в назначенное время.
– После трех лет дети объединяются в группы и начинают активно общаться. Когда ребенок осознает, что сверстники его не понимают, он часто сначала замыкается, а потом в его поведении могут появиться нотки агрессии: он может толкнуть, отнять игрушки, желая, чтобы на него обратили внимание и поняли. Такие особенности поведения формируются не у всех детей и не сразу. Но если они появились, тоже необходима помощь невролога, – уточнила Марина Шереметова.
Молчать, чтобы говорить
Почему возникают нарушения речи? Причин много: наследственность, осложнения во время беременности и родов, незначительные органические поражения головного мозга и даже педагогическая запущенность. В последнем случае проще всего: попав в нормальную речевую среду и получив помощь специалистов, ребенок быстро наверстывает упущенное.
Труднее всего отследить причины заикания. Дети с заиканием часто обладают повышенным интеллектом, а их умственное развитие опережает физическое. Детский организм как будто бы не справляется с таким противоречием, и возникают вот такие «запинки».
Не стоит надеяться, что легкая степень заикания сама уйдет – напротив, она может перерасти в тяжелую. Даже если ребенок преодолел заикание, до 18 лет рано считать, что это окончательно. Оно может вернуться и от негативных, и от позитивных потрясений – например, это может быть поступление в школу, рождение брата или возвращение отца из долгой командировки. Таким детям особенно необходим размеренный режим дня. Их лучше оберегать от бурных эмоций, волнующих событий – до тех пор, пока ребенок не научится свои эмоции контролировать.
Дети с заиканием в детсаду объединены в отдельные группы, где царит особенно спокойная, доброжелательная атмосфера. Ее создают воспитатели, среди которых нет случайных людей, – у всех огромный опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи.
– Программа обучения начинается с двухнедельного молчания сразу после обследования. Ребенок молчит и дома, и в детском саду, при необходимости можно говорить только шепотом или… петь. На эти две недели нужно исключить любые гаджеты и телевизор. А после периода молчания – начинаем разговаривать заново, с чистого листа, – рассказала Марина Шереметова.
Нередко в детский сад приходит ребенок с тяжелейшей формой заикания, а через три года он читает стихи, поет, играет на сцене, и совсем незаметно, что у него были проблемы с речью. За этим достижением стоят огромные усилия специалистов, самого ребенка и родителей.
– Такие дети отличаются твердостью характера и огромным желанием преодолеть нарушение речи. У одного воспитанника было заикание тяжелой степени, которое к выпуску из детсада удалось вывести в легкую степень. Но он продолжал заниматься по нашей методике и к 13 годам поборол заикание полностью. Сейчас ему 17 лет, он прекрасно говорит, участвует в дискуссиях, нет ни малейших признаков, что он когда-то заикался, – радуется Марина Шереметова.
«У тебя получится!»
За 60 лет логопедический детский сад вырастил несколько поколений детей. Инна Машкова раньше водила сюда двух дочерей, а теперь – внучку:
– Настя уже умеет читать, но не выговаривает восемь или девять звуков, как когда-то ее мама. Спасибо детскому саду: в итоге обе мои дочери окончили вузы с отличием. А Насте замечательный логопед Татьяна Владимировна всего за месяц поставила звуки «ш» и «л». Это невероятно!
Логопед Татьяна Черненко – лауреат конкурсов профмастерства «Учитель-дефектолог – 2019» регионального уровня и «Воспитатель года – 2019» муниципального уровня. Настю она хвалит, отмечает ее трудолюбие.
– На первом же занятии девочка попросила меня научить ее хорошо говорить. Главное – пробудить в ребенке желание общаться. Вот пришли малыши, и у многих речевой негативизм – они знают, что их не понимают. Поэтому сначала вызываем потребность разговаривать, даже если речь неправильная. Формируем слуховое внимание – чтобы ребенок, говоря, прислушивался к себе и к тому, как говорят ребята и взрослые рядом. Это очень тяжелая работа для детей, – считает Татьяна Черненко.
По мнению специалиста, детям вместо понуканий «старайся лучше» нужно говорить: «У тебя получится!».
– У одной девочки никак не получался звук «р». Она очень старалась, постоянно делала упражнения, но ничего не выходило. А на новогоднем утреннике прекрасно рассказала стихотворение. В нем не было звука «р». Но девочка так была довольна собой, у нее была настолько яркая ситуация успеха, что она вышла после утренника и – начала рычать: рррр! То есть многое зависит от настроя, эмоций. Дети должны верить в себя, а мы должны верить в них, – убеждена Татьяна Черненко.
В гостях у Кваки
Для каждого ребенка в детском саду разработан индивидуальный маршрут развития. Помимо групповых коррекционных занятий, с каждым воспитанником отдельно занимается логопед, а еще – педагог-психолог. В помощь специалистам – игрушки, инновационное оборудование, дыхательные упражнения, корригирующая гимнастика.
Кабинет учителя-логопеда высшей категории Ольги Анучкиной – настоящая «пещера сокровищ» для малышей. Недаром в 2002 и 2014 годах он занял первое место в смотре-конкурсе логопедических кабинетов Воронежа, а с тех пор еще обогатился. Здесь множество игрушек и игр – на развитие памяти, внимания, мышления, речевого дыхания. Любимица всех детей – дидактическая кукла Квака. Если просунуть ладошку в кармашек на голове лягушки, можно заставить ее делать гимнастику языка, которую повторяют все дети.
– Язык у наших детей может быть слабым, вялым, и надо его тренировать. Помимо упражнений, мы делаем логопедический массаж для поднятия тонуса языка с помощью специальных инструментов – зондов Новиковой, – объяснила Ольга Анучкина.
После занятий в логопедическом кабинете старшим детям бывает скучновато в первом классе: они уже умеют выполнять звуковой анализ слов, разбирают структуру предложения с помощью разноцветных фишек. Многие дошкольники начинают читать.
Дима пришел в детский сад с тяжелыми нарушениями речи. Одно только слово «кузов» пришлось повторять два дня, чтобы научиться произносить его правильно. Сейчас, на втором году обучения, Дима правильно говорит, произносит все звуки, умеет выкладывать схемы слов, легко находит в них гласные и согласные, мягкие и твердые звуки, разбирается в парных звонких и глухих согласных. Мальчик практически не делает ошибок и готовится к поступлению в школу.
Ольга Анучкина работает в логопедическом детском саду 33 года. Она из династии педагогов, мечтала изучать иностранные языки, стать переводчиком. Но в итоге нашла свое призвание и всю жизнь «переводит с детского».
– Даже если что-то не получается, нам нельзя предаваться унынию и раскисать – ведь на нас смотрят дети. А как трогательно они поддерживают друг друга! Утешают, учат выговаривать слова, да еще и одеваться помогают, хотя сами еще совсем малыши, – восхищается педагог.
В этом году выпускник перед уходом в школу подарил любимой учительнице красивую поделку – цветок-незабудку. Мальчик попросил, чтобы Ольга Ивановна его не забывала, а он-то ее точно никогда не забудет.
Хотя детская память непредсказуема. Рассказывают, что однажды по улице Алексеевского шла юная пара, и парень сказал девушке, что он заканчивал этот логопедический детский сад. Девушка ответила, что тоже сюда ходила, и назвала имя той же воспитательницы. Они ровесники, а значит, были в одной группе, но совершенно друг друга не запомнили. Познакомились, только когда оба поступили в один и тот же вуз.
Главное – общение
Существует ли профилактика речевых нарушений? По мнению заведующей логопедическим детским садом Марины Шереметовой, маме не стоит спешить на работу вскоре после рождения ребенка. В идеале – быть с ним рядом первые три года жизни. В это время формируется речевое, умственное, психическое развитие малыша.
– Мама должна постоянно общаться с ребенком, не отмахиваться от его вопросов, а отвечать подробно, описывая окружающий мир. Если малыш увидел в небе самолет, это повод рассказать, что самолет летает высоко и быстро, возит много людей. Многое находится в руках мамы. Поэтому мы всегда спрашиваем, как развивался ребенок, как проходила беременность и роды, как родители общаются с ребенком, – рассказала Марина Шереметова.
После весенней самоизоляции педагоги отметили у своих воспитанников регресс, хотя с ними не прекращались дистанционные занятия. Но для детей полгода изоляции – огромный срок, и после карантина пришлось социализироваться заново. Если родители регулярно занимались с ребенком дома, ухудшений почти не было заметно. Но многие были заняты работой, и уделять детям достаточно времени не получалось, а это сразу отражалось на речи.
Сейчас в корпусах логопедического детсада идет ремонт. Когда он завершится, добавятся ясли, куда будут принимать малышей с полутора до трех лет. В детском саду будет уже 18 групп, и помощь смогут получить больше детей.
Справка РИА «Воронеж»
Специализированный логопедический детский сад создали в Воронеже в 1960 году. Сначала это был ясли-сад – всего одна группа, потом открыли две круглосуточные группы. Некоторых малышей с нарушениями речи привозили из районов области, поэтому группы были круглосуточные. Ребята целую неделю жили в детском саду, занимаясь по программе, и лишь на выходные их забирали родители.
Потребности в услугах логопедов росли, и детсад постепенно расширялся. Чтобы ребенок мог сюда поступить, родители меняли место жительства, переезжали в Воронеж из районов области.
В разные годы учреждение называлось по-разному: «Логопедический детский сад №90», «Ясли-сад №92 специального назначения», «Детский сад компенсирующего вида №109 для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Год назад администрация Воронежа передала детсаду дошкольное отделение гимназии имени Академика Басова при ВГУ, и он получил название «Детский сад комбинированного вида №109». Шесть из 14-ти групп посещают дети без речевых нарушений, но они даже на прогулках не пересекаются с ребятами, у которых такие нарушения имеются. А вот праздники иногда бывают совместные: например, конкурс чтецов, на котором дети из логопедических групп слышат грамотную речь своих сверстников и это помогает им расширять собственные границы.
В результате работы педагогического коллектива выпускники логопедических групп, как и дети без нарушений речи, нередко зачисляются в гимназии и лицеи, только их подготовка требует гораздо больше усилий.