В пятницу, 28 марта, в Воронежском центре современного искусства прошла творческая встреча с куратором из Германии Кристиной Семёновой. Кристина окончила университет в Воронеже, но последние несколько лет она живет в Лейпциге и работает в крупном арт-центре Spinnerei, где курирует резиденцию художников LIA Leipzig International Art Programme. (Резиденция художников – это организация, которая предлагает художникам возможность развиваться творчески, работать и сотрудничать с другими художниками, писателями, музыкантами. Как правило, резиденции предоставляют художниками место для проживания и мастерские, организуют проекты и итоговые выставки).
На встрече в ВЦСИ Кристина рассказала о профессии куратора, о том, как устроена расположенная в здании старой хлопковой фабрики резиденция в Лейпциге и о своих крупных проектах, сделанных совместно с художниками из разных стран – ежегодно в Spinnerei работают 25-30 творческих деятелей со всего света.
– Меня интересуют выставки художников разных национальностей и культур и выставки, которые проходят не в традиционном «белом кубе», а в каких-то других местах, – поделилась Кристина.
Одним из таких проектов стала организованная Кристиной выставка Space Lab, в которой участвовали в том числе и несколько художников из Воронежа.
– Я отталкивалась от книги Брайана o’Догерти Inside The White Cube – в ней рассказывается о феномене модернизма, когда искусство было самоценно и никак не связано с тем, что происходит вокруг выставки. Отталкиваясь от этой мысли, я придумала выставку Space Lab: мне было интересно сделать выставку без границ, где наоборот не было бы понятно, где начинается пространство экспозиции и где оно заканчивается.
На примере этой экспозиции Кристина рассказала, как строится работа куратора и его взаимодействие с художниками, как поэтапно рождается совместный выставочный проект.
– На территории хлопковой фабрики было много разных пространств – дома, подвалы, технические помещения – все они не закрыты, но туда просто не пойдешь. И мне захотелось осмыслить эти пространства, сделать что-то связанное со спецификой этого места или вписать работу в это пространство. Я собрала разные карты территории, начиная со второй мировой: они все время менялись, и мне было очень интересно за этим наблюдать: допустим, сначала тут была кухня, потом она переместилась в другое помещение. У меня было штук 10 набросков, я ходила и осматривала места, которые могли бы стать выставочным пространством, все их отфотографировала. Оказалось, это сложно: нужно учесть много разных мелочей, на первый взгляд незначительных: есть ли в помещении розетка, можно показать видео, кому принадлежит эта территория. Но в итоге набралось много мест, больше чем художников, пошло какое-то осмысление. К каждому месту у нас прилагались исторические тексты, мы смотрели, что происходило в этих местах ранее. Например, Иван Горшков сделал «райский сад» между двумя зданиями, где всегда было такое место сбора работников фабрики. Свои проекты сделали Илья Долгов и Николай Алексеев, Кирилл Гаршин. Художница Лоренца Диас, которая в прошлом году участвовала в выставке в Воронеже, написала свою работу на стене старой кухни: когда-то на ней собирались женщины-рабочие, теперь женщины-художники. В общем, в основном художники пытались как-то найти диалог с этим местом.
При этом, как рассказала Кристина, она старается поддерживать отношения с художниками, участвующими в ее проектах («Я хочу продолжать работать с художниками, а не просто сделать проект и забыть: проект – это высказывание, должны быть общие идеи, что сказать и как сказать»). Именно поэтому после успешной совместной работы с немецкими художниками в Воронеже и воронежскими в Лейпциге у нее возникла идея создать международную резиденцию художников в Воронеже.
– Здесь в Воронеже у нас есть партнеры, есть много хороших кураторов. В прошлом году на проекте Revisiting The Space у нас было семь человек из Швейцарии и Германии, и они до сих пор говорят мне, как хотят сюда вернуться. Я считаю, это прекрасная вещь, которая могла бы случиться здесь, к Воронежу уже есть большой интерес со стороны западноевропейских художников. Для начала можно было бы хотя бы устроить так, чтобы летом приезжали 2-4 художника и тут жили.
Как рассказала Кристина, сейчас в Германии она работает над созданием центра русского современного искусства и в нем будет место, где могли бы периодически жить и работать резиденты из России. («Мне бы хотелось чтобы кто-то был здесь и кто-то там, делать какой-то культурный обмен»).
– ВЦСИ поддерживают мою инициативу, они готовы предоставить для такого обмена выставочное пространство и инфраструктуру: кураторов, информационное обеспечение – осталось найти мастерскую и немного средств на проживание, – сообщила Кристина. – В таком центре могли бы присутствовать и и визуальное искусство, и литература, и кино, и фотография.