, Воронеж
  • 9727

Куклы не выдержали бы такой психологии. В Воронеже театр «Шут» представил спектакль о войне

«Детский дневник войны» будет идти на «малышкиной сцене».
Куклы не выдержали бы такой психологии. В Воронеже театр «Шут» представил спектакль о войне Куклы не выдержали бы такой психологии. В Воронеже театр «Шут» представил спектакль о войне
РИА Воронеж Текст — , фото — Андрей Архипов

Премьера спектакля «Детский дневник войны» состоялась в Воронежском государственном театре кукол «Шут» имени Вольховского в воскресенье, 13 октября. Новый спектакль для аудитории 5+ будет идти на «малышкиной сцене» – самой камерной площадке «Шута», рассчитанной на 24 зрителя.

После постановки «Князь Владимир Красное Солнышко» «Детский дневник войны» стал вторым спектаклем Театра кукол из цикла «Великая история». В его основу легли дневники и воспоминания детей, живших во время Великой Отечественной войны. Из сборника дневников «Детская книга войны», собранного известным советским писателем Даниилом Граниным, создатели спектакля взяли записи детей, живших в блокадном Ленинграде. Их дополнили воспоминаниями воронежцев, которые были детьми во время оккупации нашего города.

Детская книга войны_05.JPG

– Детям сегодня мало рассказывают о жизни во время войны. И все, что они видят о войне, – только в формате стрелялок и «танчиков». Нам же кажется очень важным такая передача знаний от поколения к поколению. Мы чувствуем большой зрительский интерес к этой теме, родители хотят приводить детей на такие спектакли, – объяснила режиссер постановки, арт-директор театра «Шут» Светлана Дремачева. – Воронежская часть возникла в спектакле во вторую очередь. Сначала мы хотели осветить только блокаду Ленинграда – это событие поистине беспримерно, ни один город мира не пережил такого. Но когда стали работать, то поняли, что у Воронежа, который находился на передовой во время войны и не позволил немцам пройти к Ставрополью и другим богатым регионам, который не был сдан и был разрушен на 95%, – тоже героическая история. Мы живем в этом городе, мы его любим. К нам приходят дети, для которых улицы Феоктистова, Дурова и Мира – знакомые места, по которым они ходят. Они должны знать, что пережили эти дома.

Детская книга войны_57.JPG

Отрывки из дневниковых записей выбрали с точки зрения этапности: одни рассказывают о начале войны, другие – о тяжелом времени, проведенном в оккупации, третьи – о чувствах, вызванных победой. В детских воспоминаниях с неподдельной искренностью сквозят разнообразные чувства. Мальчишки радуются тому, что началась война, воспринимая ее поначалу как часть их собственной игры. Потом эмоции меняются – например, на томящую жалость от невозможности поделиться едой с младшей сестрой. Появляется страх – перед фашистами, которые выгоняют жильцов дома на улицу и заставляют маленькую девочку играть для них на скрипке. Ужасный отпечаток накладывает увиденный взрыв моста. Поводом для радости оказывается увеличение дневной порции хлеба со 125 до 200 г.

Но на победе спектакль не кончается. Некоторое время в конце артисты выделили на то, чтобы признаться в своих чувствах, вызванных текстами, которые позволили им по-другому взглянуть на военные события. Взрослые зрители в зале тоже активно вытирали слезы. А вот дети младшего школьного возраста не выглядели расстроенными. Некоторые из них переспрашивали у родителей, что значит то или иное слово и почему взрослые актеры изображали детей.

Детская книга войны_55.JPG

Дневниковые записи 15-летних подростков не стали никак переписывать. Наличие в текстах незнакомых современному ребенку слов и устаревших книжных речевых оборотов арт-директор театра объяснила тем, что спектакль «Детская книга войны» – часть проекта «Театр из книжки для малыша и малышки». Литературный первоисточник постановок проекта не редактируется.

– Мне кажется, наша беда в том, что мы разговариваем с детьми на каком-то примитивном языке. Если мы свой язык упростим, то и они упростятся. Но если они не поймут слово «налет» или выражение «пядь за пядью», они могут переспросить у родителей. Я категорически против упрощения языка. «Игноры» и «лайки» они знают уже чуть ли не с года, – сказала Светлана Дремачева.

Визуальное оформление спектакля в блеклых серо-бежевых тонах создала художница Елена Белых. Роли детей, зачитывающих свои дневники, исполняют живые актеры. А теневые и планшетные куклы, словно ожившие иллюстрации, визуализируют сцены войны, голода и захваченного города глазами детей.

Детская книга войны_16.JPG

– Я отталкивалась от эстетики музейного стенда и от идеи того, что все документы о войне хранятся сегодня в музеях. Пыталась развить мысль о том, как живет память, поэтому использовала отдельные предметы, которые подсвечиваются сквозь зеркальный фон, как обрывочные воспоминания. Главные «герои» спектакля – живые переживания людей, и мы решили отдать эти роли именно актерам. Кукол же мы сделали элементами детства, связующим звеном памяти. Куклы не выдержали бы такой психологии, эти роли подвластны только людям, – рассказала Елена Белых.

Авторскую музыку к спектаклю написал постоянный композитор «Шута», заслуженный деятель искусств Воронежской области Александр Балаян. В постановке заняты артисты Владислав Ефанов, Анна Лужецкая, Дарья Сарычева, Григорий Вахрушев и Сергей Шамамян. Продолжительность спектакля – 40 минут без антракта. Следующие показы премьерной постановки запланированы на декабрь 2019 года.

Фото: 1 из 47

Фото — Андрей Архипов

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: