Воронежская область стала первым российским регионом, начавшим тесное сотрудничество с кубинскими медиками. Главный специалист по репродуктивному здоровью Минздрава России, директор НИИ урологии профессор Олег Аполихин представил пилотный региональный проект «Урология» в кубинском городе Матансас и на конгрессе Всемирной организации здравоохранения в Гаване. А в июне главный российский репродуктолог и его воронежские коллеги определили три района, в которых возобновляется врачебная работа с представителями сильного пола уже по новой «русско-кубинской» схеме. Это Новохоперский, Бобровский и Павловский районы. Корреспондент РИА «Воронеж» узнала, чем для российского здравоохранения интересен кубинский опыт, и какие перспективы открываются для жителей нашего региона.

Почему для нашей медицины оказался важен кубинский опыт?

Изначально это был российский опыт, основанный на традициях отечественного здравоохранения. В 1918 году русский врач Николай Семашко внедрил в молодой советской республике принципы профилактической медицины, когда болезнь легче предупредить, чем лечить и спасать человека от мучений. При этом экономятся государственные деньги на борьбу с уже запущенным недугом. Система предупреждения заболеваний опиралась с XVIII века на традиции русского земства. В 90-х годах XX века от профилактической системы Семашко в России стали отходить.

Страна постепенно перешла на американскую высокозатратную модель здравоохранения. Врачу в ней отводится роль продавца медицинских услуг, а пациент становится потребителем этих услуг – клиентом. Такой системе всегда будет выгодно, чтобы люди болели. Потому что услуги должны быть востребованы.

Куба, переняв у СССР систему Семашко, ее сохранила и развила. В многолетних условиях финансового дефицита и экономической блокады кубинское здравоохранение оказалось одним из лучших в мире, а кубинцы – одной из самых здоровых наций. На Кубе самая низкая младенческая смертность и самая высокая – до 87 лет – продолжительность жизни во всей Америке.

2015_07_21_Аполихин.png

Профессор Олег Аполихин в беседе с корреспондентом РИА «Воронеж»:
– Когда я рассказываю это коллегам в России, некоторые иронизируют: «Да просто там климат хороший, позитивное настроение, вот поэтому кубинцы живут долго». Нет, не поэтому! Климат здесь такой же, как на Гаити. Но там средняя продолжительность жизни 52 года. А здесь – 78. И на Гаити – холера, малярия, туберкулез. А здесь – жесткая система профилактики. И все здравоохранение работает не по обращаемости людей к врачу, а на выявляемости заболеваний и на определении групп риска. Основное место здесь занимает «медицина примариа», так называемая первичная медицина или, в нашем понимании – земская медицина. Ее принцип – обеспечивать здоровье нации не высоко затратными технологиями, когда уже имеешь дело с болезнью, а методами профилактики. Конечно Куба – не Россия, и не все в ее опыте нам подходит, но рациональное зерно все же есть, и было бы очень разумно его использовать. Руководители наших стран понимают, что здравоохранение – это не система заработка, а национальная безопасность страны, один из китов социального равновесия. Первый совместный российско-кубинский профилактический проект мы реализуем в Матансасе и Воронеже, объединив лучшее в здравоохранении обеих стран.

Почему «перезагрузка» российской медицины началась с Воронежской области?

Потому что именно здесь по инициативе губернатора Алексея Гордеева при поддержке Министерства здравоохранения России и федерального НИИ урологии им. Н.А. Лопаткина в 2011 году стартовал уникальный в стране проект «Урология». Он призван возродить традиции профилактической медицины на принципах доктора Семашко. По замыслу авторов проекта, его опыт будет использован в других российских регионах, и не только в сфере мужского здоровья.

Олег Аполихин:

– Этот воронежский подход, когда врачи сами идут в народ, выявляют группы риска, просчитывают начало развития патологии, о которой человек, возможно, не подозревал бы еще много лет, назначают лечение или просто корректируют его образ жизни – такой подход в мире пока новаторский. На Кубе все это делается больше интуитивно. А вот таких «армейских» порядков, с жестко структурированной системой, четко прописанным алгоритмом действий врачей, которые мы разработали в Воронеже, пока нет и на Кубе. И этот рациональный и «холодный» воронежский опыт для кубинцев с их интуитивно-эмоциональным менталитетом – очень ценный. К слову, на этом начальном этапе областной проект «Урология» стал индикатором всех ресурсов и недостатков оказания медицинской помощи в районах области. По нашим оценкам, наиболее сильным в его реализации оказался Новохоперский район.

Что до 2011 года знали воронежские мужчины о реальном состоянии своей мочеполовой системы?

Не так уж много. До запуска областного проекта только у двух процентов всех мужчин региона выявлялась урологическая патология. А большая часть «пропущенных» просто медленно ждали осложнений и уже экстренной помощи, в том числе операций. Теперь диспансерная группа в регионе выросла в несколько раз – это мужчины, которые находятся под постоянным наблюдением врача и в будущем избегут тяжелых диагнозов. В несколько раз сократилась доля операций на мочевом пузыре и предстательной железе.

Что предстоит сделать в Новохоперском, Бобровском и Павловском районах?

Через специальные опросники всем мужчинам от 45 до 65 лет будет предложено ответить на ряд деликатных вопросов в сфере урологии. По этим ответам специалист определит группы риска. Помимо опросников в регионе уже внедрена трехуровневая система оказания урологической помощи, открыты межрайонные центры и обеспечено полностью бесплатное лечение в соответствии с тем, что требует состояние пациента: в районной, областной больнице или даже в Москве по квотам в рамках программы на высокотехнологическую медицинскую помощь. Например, с диагнозом доброкачественная гиперплазия предстательной железы (в народе простатит) обследовано уже больше 186 тыс. жителей нашего региона, из них 72 тыс. мужчин назначена терапия, 3617 прооперировано, в том числе в НИИ урологии в Москве. Предыдущие опросники областного проекта уже доказали, что 30% всех опрошенных воронежских мужчин имеют урологическую патологию. Кому-то потребовалось всего лишь наблюдение у уролога и коррекция образа жизни. Кому-то – уже медикаментозная помощь. Операция оказалась нужна примерно четырем процентам опрошенных мужчин. Преимущество воронежского пилота – не обследовать всех мужчин «поголовно» посредством затратной и травматичной инструментальной диагностики. Опросники позволили выявить нуждающихся в помощи и прооперировать их в плановом порядке, не дожидаясь острой фазы и без осложнений.

Почему новый подход в воронежской медицине начался именно с мужского здоровья?

Потому что женскому здоровью посвящена подавляющая часть российских и международных медицинских программ. Однако, по словам Олега Аполихина, репродуктивные проблемы женщины и затем ребенка напрямую зависят от здоровья мужчины. Именно мужчина является краеугольным камнем здоровья семьи. Например, хронические инфекционные заболевания, которые влияют на вынашивание ребенка, чаще всего распространяет мужчина. Новая тенденция в нашей стране – ранний сексуальный дебют с 14-16 лет и более позднее, чем прежде, вступление в брак в 24-26 лет.

Олег Аполихин:

– Получается, что примерно десять лет с начала половой жизни и до брака люди живут в свободных отношениях, заражаются инфекциями и получают воспалительные заболевания, делают аборты, которые разрушают репродуктивное здоровье. В итоге при вступлении в брак – они уже два больных партнера, начинающих лечиться от бесплодия. Возникает необходимость в искусственных технологиях, которые не могут полностью восстановить здоровье. Государство тратит гигантские средства на программы ЭКО, чтобы хотя бы частично компенсировать урон от неразумного полового поведения молодежи. Помимо инфекций современный мужчина «отягощен» фастфудом, алкоголем, курением, стрессами. В результате развивается ожирение, проблемы с эрекцией, раздражительность, ранний инсульт и инфаркт. Между тем, чтобы остановить резкое сокращение населения, каждая фертильная, то есть способная к деторождению женщина должна иметь минимум троих детей. Это возможно при таком состоянии наших мужчин?

Поможет ли «кубинская перезагрузка» здравоохранения?

Чтобы увидеть эффект просвещения и оздоровления потребуются годы. Ведь кубинского института первичной медицины, или, по-русски – земства – в России до сих пор нет, а поликлиники, врачебные амбулатории и ФАПы имеют дело уже с «готовыми» пациентами, а не с профилактикой и выявлением групп риска. Сегодня Минздрав России работает над программой развития первичного звена здравоохранения, в которой основной упор делается именно на профилактику – как раз на то, в чем преуспела Куба. В систему критериев оценки качества работы «первичных» врачей планируется внедрить новые показатели: уменьшение на обслуживаемом участке количества осложнений заболеваний, экстренных вызовов скорой помощи, возникновения инфарктов и инсультов, запущенных форм рака. Врач может это обеспечить за счет правильно построенной профилактической работы, ведь инсульт и инфаркт – это и есть пропущенные и своевременно не скорректированные факторы риска, оставленная без внимания гипертония и многое что еще.

Министр здравоохранения России Вероника Скворцова поручила главному специалисту Минздрава по репродуктивному здоровью Олегу Аполихину подготовить проект концепции охраны репродуктивного здоровья населения во всей стране. В систему профилактики войдут поликлиники, амбулатории, ФАПы и другие государственные и муниципальные учреждения, бизнес, некоммерческий сектор. Предусматривается принятие законов, которые бы делали граждан субъектами права и принуждали к ответственности за свое здоровье

А зачем это кубинцам?

Воронежский областной проект «Урология» запустил «перезагрузку» и в кубинском здравоохранении. Оказалась, что масштабные опросы мужского населения в Новохоперском, Бобровском и Павловском районах нашей области, также будут распространены среди мужчин Матансаса.

Олег Аполихин:

– Кубинцы с их стратегией профилактики заинтересовались этим воронежским опытом. Они приедут в Воронеж и поделятся своими наработками в первичной медицине по широкому спектру заболеваний. Например, нам интересно ознакомиться с их практикой организации работы семейного врача – «боевой единицы» здравоохранения.

Прямая речь

Геннадий Кретинин, заместитель руководителя департамента здравоохранения Воронежской области:

– Для Воронежской области очень интересно и ценно, что кубинские коллеги обратили внимание на наш опыт. Мы готовы к сотрудничеству и ждем от него конкретных результатов. К концу октября мы планируем завершить кампанию по анкетированию мужского населения в пилотных районах. К этому же сроку закончится анкетирование в Манантасе. Это позволит нам сравнить информацию о состоянии здоровья российских и кубинских мужчин в возрасте от 45 лет. Эта информация – ключ к целенаправленным и обоснованным изменениям в организации работы первичного звена здравоохранения. Затем по такому же принципу начнем работать в других районах и по другим видам заболеваний. Главная цель – перевести заболеваемость из обращаемости в выявляемость. И тем самым обеспечить раннее выявление любой патологии, объяснить человеку все о состоянии его здоровья, предложить дополнительные обследования и лечение, а главное бороться с факторами риска развития заболеваний. Анкетирование уже сейчас показало, что 30 процентов мужчин не хотят никаких обследований и не желают знать о состоянии своего здоровья. То есть трое из десяти заявили, что им это не нужно вообще. Вот что настораживает. А наша задача – достучаться до каждого, убедить и в итоге помочь.

Олег Золотухин, главный внештатный уролог областного департамента здравоохранения:

– С кубинцами мы будем работать по абсолютно идентичным опросникам. И, самое главное, сможем выделить группы пациентов – кто уже нуждается в срочной помощи, а кто – только в диспансерном наблюдении и, может, в коррекции образа жизни. Главная идея – на небольших средствах, вложенных в первичное звено, получить высокие результаты по лечению и в итоге – состоянию здоровья людей. Вся эта работа в нашем регионе запущена в 2011 году, но теперь на базе трех наших районов и Матансаса начинается тотальный опрос всех мужчин от 45 лет – такой прицельный подворовой обход. И в первую очередь это почувствуют на себе те, кто нуждается в плановой или срочной операции, но на прежние наши опросники никак не реагировал. Ведь каждый мужчина после 40 лет раз в год должен прийти на профилактический прием к урологу. На деле после запуска проекта мы столкнулись с тем, что уролог идет к мужчине сам, но тот не принимает помощи врача. В Воронеже на базе 7-й городской поликлиники мы обследовали группу мужчин, которые считали себя здоровыми. Почти третья часть группы на прием вообще не пришла. А у 64 процентов пришедших мы выявили различные урологические заболевания. Все эти люди теперь должны еще наблюдаться у невролога и кардиолога. Но ведь изначально они ни на что не жаловались и считали себя здоровыми!

Игорь Есауленко, ректор Воронежского государственного медицинского университета:

– Что касается подготовки «первичных врачей, реорганизации образовательного процесса – все это при условии государственной воли мы сделаем, вопросов не будет. Перенимая кубинский опыт, мы все больше говорим о недостатках в работе нашего первичного звена, но саму личность пациента просто упускаем. Между тем, неправильно делать одну лишь медицину «козлом отпущения» всех недостатков нашей первичной профилактики. Это встречный процесс, сам пациент должен в нем участвовать и становиться партнером врача в деле своего здоровья. Поэтому на законодательном уровне уже назрела потребность в правовой ответственности пациента за состояние своего здоровья. Такой опыт существует в Финляндии, Швеции, Японии и дает прекрасные результаты. Люди ведь привыкли, что заботиться о себе – зна чит не пить, не курить и заниматься спортом. Все. И мало кто идет к врачу просто так, потому что раз в год надо пройти цикл обследований. Вот этой культуры среди людей нам очень недостает.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».