Бурные обсуждения вызывают итоги приемной кампании-2015 в соцсетях. Так, декан факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики Анна Качкаева поделилась в Facebook примерами низкой эрудиции абитуриентов
Пост собрал более 700 лайков, сотню репостов и столько же комментариев.Мой любимый композитор?... (после рассказа о том, что хочет писать о музыке). Ну, если из наших, русских, то Шопен. Не русский?... Ну, он же очень давно жил, в XVII веке, я могла забыть
Ну что ж. Предварительное после собеседования по журналистике. 311 человек. География - от Ямало-Ненецкого окргуа и Алта...
Posted by Анна Качкаева on 16 Июль 2015 г.
Корреспондент РИА «Воронеж» выяснила, какие абитуриенты идут в журналистику и смежные сферы в Воронеже. Своими наблюдениями о приемной кампании-2015 поделился доцент кафедры теории и практики журналистики ВГУ Роман Жолудь, который входит в приемную комиссию с 2001 года.
О конкурсе
Летом 2015 на дневное отделение направления «Журналистика» к нам пришло поступать 89 человек. Почти столько же было в прошлом. А вот лет десять назад на творческом конкурсе могло быть до 120 человек. Но такая разница не из-за падения популярности профессии – сейчас вообще меньше абитуриентов. Демографическая «яма», говорят социологи. Но и бюджетных мест у нас сейчас меньше – 16, а не 30. А конкурс на бюджет долгие годы примерно один и тот же – чуть больше трех человек на место.
О девочках
Журфак давно стал девичьим: на 10 девчонок по статистике у нас давно не девять, а всего один парень. В чем дело, никто толком объяснить не может. Лет 20-25 назад было все наоборот: девушек приходило меньше.
О географии
Среди абитуриентов далеко не только местные и жители соседних областей. Приезжают из Сургута, Чебоксар, Свердловской области. «Я из Анадыря», – сообщает на собеседовании абитуриентка. «А вам Владивосток не ближе?» – удивляемся мы. «Нет, я хотела именно в Воронеж. Я тут один раз была, и мне очень понравился город». Что ж, это повод лететь 6,5 тыс. километров.
О деньгах
Отличительная черта последних лет – многие абитуриенты, в том числе и сильные, сразу идут на договорное обучение. Так им проще – не нужно особенно переживать при поступлении. Поэтому представление о том, что «платный» студент обязательно слабее «бюджетника», давно осталось в истории.
О выборе
Кто-то идет на журналистику целенаправленно: такие приносят с собой папки с публикациями в газетах, диски с телесюжетами. В этом году их было больше половины. Другие делают выбор в последний момент, и иногда их логику бывает трудно понять. «Если я не поступлю на журфак, пойду в лестех», – заявляет девушка, которая перед экзаменом не посмотрела даже список вопросов для собеседования. Не поступила.
О том, чему научили в школе
На творческом сочинении от будущих студентов журфака мы требуем умения работать с фактами, увлекательно их излагать и при этом не делать ошибок. И вот тут проявляется качество школьной подготовки. Вместо того, чтобы рассказать историю из своей жизни, многие пускаются в философствование – в школе учили рассуждать. А какое рассуждение может быть у вчерашнего школьника? Скорее всего, банальное и скучное. А еще в школах учат писать наукообразно. Это вместе с плохим владением литературным языком дает порой гремучую смесь. «Желая захватить мир, Гитлер помыкнул народами Европы», – это хотя бы понятно по смыслу. А вот что произошло с человеком, у которого «непроизвольно развязался язык»? А чего стоит «актуальная проблема – роль людей в жизни»! По грамотности в сочинении очень легко понимаешь цену ЕГЭ по русскому языку – и в прямом, и в переносном смысле. Приходит на экзамен девушка с 85 баллами, а в сочинении допускает десять ошибок. Что показывает тогда этот балл, как он был получен? Или, если все проходило честно, бессмысленность самого единого экзамена?
О бедной речи и незнании истории
На собеседовании проверяется, что знает абитуриент о своей будущей профессии, следит ли за новостями, читает ли прессу. Заодно можно оценить и эрудицию человека. И тут «случайных» людей выявить легче всего.
Они плохо говорят. Вообще, эта особенность, увы, с каждым годом все заметнее. Спасибо тому же ЕГЭ и прочим тестам в школьной программе.
О журналистике у ребят представление складывается по рейтинговым программам на ТВ. Они искренне считают журналистами Андрея Малахова и Леонида Якубовича, но даже о них ничего не могут рассказать.
У них узкий кругозор. Особенно это касается истории. Очень мало у кого есть стройное представление о ходе мировой и отечественной истории. Советское прошлое нашей страны сводится обычно к сталинскому времени. Хотя и о нем такие абитуриенты, как правило, знают мало. С остальной историей дело обстоит не лучше. Мы узнаем, что Крестовые походы были при Юлии Цезаре, а радио изобрели в VIII веке. И ведь людям даже не приходит в голову, что Юлий жил задолго до христианства, а в 18-м столетии еще не было электричества. То есть это даже не безграмотность, это неумение мыслить логически.
Об отдушине
А вот те, кто идет на журналистику осознанно – отдушина для экзаменатора. Они готовы спорить, отстаивая свою точку зрения на политическую ситуацию в стране и в мире, они читают и обсуждают публикации в СМИ. И хоть их взгляды уязвимы и немного наивны, видно, что люди стараются думать, сопоставлять, анализировать. Таких не испугать уточняющими вопросами на эрудицию. Вот девушка отвечает на вопрос о научно-популярной журналистике: «…В журнале «Наука и жизнь» рассказывают о научных открытиях, например, о трансурановых элементах…» «Стоп! – коварно говорю я. – А что это такое?» «Химические элементы с номером больше 92», – бодро рапортует абитуриентка. Нет, на химический факультет она параллельно не поступает. Таких бодрых и неординарных, конечно, не так много, как хотелось бы: не больше 20% от всего потока поступающих. Но они потом составят костяк курса, за ними будут тянуться остальные. А значит, набор удался.
Направление «Журналистика» - одно из немногих в российском высшем образовании, куда поступают не только по результатам ЕГЭ. Будущие журналисты должны представить в приемную комиссию публикации, написать творческое сочинение и пройти собеседование.
А ЗДЕСЬ можно проверить свои знания о современных и не очень медиа в тесте, который журналисты РИА «Воронеж» составили вместе с Романом Жолудем.