В редакцию РИА «Воронеж» обратилась жительница облцентра, которая планирует переезд в дом №24а по улице Фридриха Энгельса. Девушка рассказала, что в многоэтажке завелись крысы, а с недавнего времени грызуны стали постоянными гостями непосредственно в ее будущей квартире. УК глобально разбираться с проблемой, видимо, не намерена.
Корреспондент РИА «Воронеж» выяснила, откуда могли взяться крысы в доме и что с этим делать, а также уточнила у экспертов, как быть, если обращения в инстанции не помогают.
Мусоропровод и стройка по соседству
У читательницы РИА «Воронеж» Оксаны история с крысами началась поздней осенью 2019 года.
– Квартира пока в состоянии ремонта и большую часть времени пустует. В ноябре пришла по делам и увидела крысу на кухне – пробежала мимо и скрылась в дыре, которую проделали во время ремонтных работ. Дом в этом плане неблагополучный: мусоропровод, а рядом заброшенная стройка, наверняка там тоже мусора немало. Моя семья позвонила в УК – там предупредили, что готовы травить крыс только в подвале и на чердаке, и пообещали передать заявку в СЭС. Сказали, придется подождать, когда до дома дойдет очередь, – вспомнила Оксана.
Спустя месяц ничего не изменилось – в УК повторяли: «Заявку передали, ждите». Так долго ждать было невозможно, поэтому пришлось за свой счет вызвать дератизатора-частника, который расставил ловушки в квартире. С их помощью крысу удалось ликвидировать. Мастера заделали дыру в стене, которая образовалась во время ремонта и стала «дверью» для грызунов.
Некоторое время спустя Оксана увидела на двери квартиры лист бумаги с сообщением, что по ее заявке крыс в подвале потравили в конце января – только через два месяца после обращения.
После этого можно было надеяться, что история закрыта. Но прошла еще пара месяцев, и в квартире появились следы пребывания крыс, причем было очевидно, что теперь их уже несколько.
– Они проделали новые дыры в стенах ванной и уборной, даже достали кусок плитки. Мы с друзьями купили материалы, выгнали крыс (пока мы были в квартире, грызуны шмыгали прямо мимо нас) и заделали ходы. Была уверена, что в квартире крыс больше нет. Но назавтра обнаружила, что они живут у меня на балконе. Он не застеклен и его давно никто не открывает, там всякий ремонтный мусор. Еды никакой. И это не те крысы, которые сейчас не могут пройти в заделанные дыры в ванной и туалете – эти явно залезли на балкон по стене дома из подвала. Я видела, как они спускались и поднимались по стене. А на днях мы с подругой шли под балконами и крыса рухнула сверху прямо у нас перед носом. Сбежала вниз по какой-то балке и спрыгнула... Страшно подумать, что было бы, если б на нашем месте была старушка или ребенок, – продолжила Оксана.
Ее соседка по этажу Елена отметила «невыносимый мышиный запах из мусоропровода» и добавила:
– Почти каждый день вижу возле входа в подъезд крыс. И мыши в доме водятся. Жильцы нижних этажей, я в том числе, очень хотят, чтобы мусоропровод заварили, но у людей с шестого по двенадцатый этаж таких проблем нет…
Среди жильцов многоэтажки есть и пожилые люди, которые не готовы ходить к мусорным контейнерам и пока проблем с крысами в квартире не имеют. Однако если грызуны уже обосновались в доме, то могут проникнуть и к другим.
Что сказали в УК и в управе Центрального района?
Оксана считает, что проблема с крысами вызвана бездействием управляющей компании Центрального района, и призналась, что готова обратиться в суд. Увидев крыс на балконе, она снова оставила заявку на дератизацию, после чего обратилась в редакцию РИА «Воронеж». В этот раз дело пошло куда быстрее: дератизатор появился уже на следующий день.
По словам директора УК Центрального района Эдуарда Баркина, первая заявка на травлю грызунов в доме №24а обрабатывалась долго потому, что «выпала на предновогодний период»:
– Мы передали заявку в специализированную подрядную организацию, но ее исполнение немного отсрочилось из-за праздничных дней. Вторая заявка поступила только вчера, она уже в работе.
Эдуард Баркин подтвердил, что УК обрабатывает от грызунов только места общего пользования и не имеет права тратить средства по строке «Содержание и текущий ремонт» на работы в квартирах.
– Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, показанием к организации таких мероприятий в зданиях служит обнаружение грызунов либо наличие свежих следов их жизнедеятельности. Дератизация – это целый комплекс работ, который включает в том числе заделывание дыр. Истребление грызунов мы проводим при их обнаружении.
Директор УК добавил, что в случае с домом 24а «усилия управляющей компании сходят на нет». В первую очередь он сослался на несанкционированную свалку возле дома, которую, по его словам, убрали лишь недавно:
– Свалка была на муниципальной земле недалеко от дома, в котловане ранее снесенного здания, и там обитали крысы. Именно оттуда грызуны могли попасть в этот дом. Мы неоднократно сообщали в управу района о необходимости расчистки территории – наконец нас услышали, свалку недавно убрали.
Вторая причина – наличие в многоэтажке мусоропровода, который является местом притяжения грызунов. Мусоропровод является общедомовым имуществом, так что заварить его без согласия жильцов УК не имеет права, пояснил Эдуард Баркин. Принять решение на общем собрании должны более половины собственников квартир в доме. Впрочем, не очень понятно, как это стыкуется с идеей внедрения раздельного сбора мусора, который с мусоропроводами уж точно невозможен.
В пресс-службе управы района заверили, что около упомянутого дома нет несанкционированной свалки уже давно:
– Возле дома №24а на Фридриха Энгельса два земельных участка, огороженных металлическим забором. На одном участке был котлован, который в 2018 году засыпали грунтом, мусора сейчас там нет. Это земля неразграниченного пользования. Второй котлован – на противоположной стороне от дома – стоит на кадастровом учете. Там велась стройка, которая была приостановлена. Выход сотрудников управы района на место подтвердил, что там мусора тоже нет – только вырытый забетонированный котлован, который после дождей наполнен водой. Из-за двухметрового металлического забора туда было бы проблематично забросить мусор даже человеку высокого роста.
– Кстати, обращений по поводу несанкционированной свалки в этом и прошлом году к нам не поступало. Отсутствие свалки, на которую ссылается УК, подтверждает фотофиксация на обоих участках. Можем предположить, что крысы в доме только из-за мусоропровода. И этот вопрос должна решать непосредственно УК, – отметила пресс-секретарь управы Марина Фирсова.
Получается замкнутый круг: УК ссылается на управу, управа – на УК.
«Травят на деньги собственников»
Проблемы с грызунами есть и в других домах Центрального района. Жительница хрущевки на улице Ушинского Анастасия сообщила журналисту РИА «Воронеж», что в ее квартире живут мыши. Мусоропровода в доме нет, как и несанкционированных свалок поблизости.
– У меня двое детей до четырех лет. Прошлой осенью в квартире завелись мыши. Мышеловки не помогали. Каждое утро я начинала с уборки дома с «Белизной». Грызуны бегали по столам, оставляли фекалии. Наш дом не принадлежит к управляющей компании, у нас жилищно-строительный кооператив. Председатель на мою жалобу ответил, что в подвале мышей нет, они как-то напрямую к нам в квартиру лезут. Ближе к зиме мы завели кота, на время это помогло. Но в мае мыши вернулись. Кот ловит их, а они все равно приходят, бегают на верхних шкафчиках кухонного гарнитура, – пожаловалась Анастасия.
Эксперт общественной организации «Жилконтроль» Людмила Евстратова объяснила схему действий для жильцов, которые заметили грызунов в многоквартирных домах:
– В первую очередь нужно обратиться в управляющую компанию, которая должна потравить крыс и мышей. УК примет заявку в обработку и обязана ответить на нее в течение 10 дней. Когда начнут травить – зависит от того, сколько денег на доме, ведь УК травит грызунов за деньги собственников. Если дератизации не произошло, стоит написать жалобу в Роспотребнадзор. Не хотите ждать – можно потравить самостоятельно, купив «Крысиную смерть».