Воронежские эксперты, предприниматели и чиновники, занимающиеся развитием туристической сферы, сравнили плюсы и минусы внутреннего и внешнего туризма, оценили уровень развития инфраструктуры для гостей региона и договорились о необходимости создать новый региональный бренд. 

Поводом для круглого стола стало открытие весной 2014 года англоязычной версии сайта РИА «Воронеж» – одного из инструментов формирования интереса к Воронежской области у зарубежной аудитории.

О туристическом рынке Воронежа 


Геннадий Шаталов, председатель правления ФРОС «Region PR», учредитель и председатель Попечительского совета Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards», учредитель и президент Всероссийский туристской премии «Маршрут года»:

 – Туризм – это когда гражданин тратит деньги в нашем регионе, заработанные на другой территории. Все остальное – экскурсия. Местные жители и их гости живут в своих квартирах, кушают дома. Но если приехал человек из Тулы, пусть на один спектакль Платоновского, он заселился в отель, попил-поел в кафе, погулял, купил сувениры. Рубль, пришедший из вне, стоит полтора. 

Яна Чернышова, генеральный директор бутик-отеля «Яр»:  

– Воронеж должен ориентироваться только на иностранцев! Прекратите мыслить мелко. Я была в десятках не раскрученных городов, но при этом у них хватает здоровых амбиций. Они готовы принимать иностранных туристов. Воронежу не хватит уик-энда показать все, что у нас есть. Все, что нам нужно – это определить, сколько город хочет получать от туризма, и, исходя из этого, раскрутить регион. Нам нужно заманить туриста, чтобы он сюда захотел поехать, а не рассказывать о своих богатствах тем, кого сюда случайно занесло. А мы именно этим только и занимаемся. 

Марина Стадная, директор турагентства «Фатум»: 

– В Воронеже 220 турагентств, и только пятая часть – около 40 – «заморачивается» на внутренний туризм. Причем, мы возим группы не раз в полгода. Утром наши экскурсоводы забрали из гостиницы делегацию врачей на экскурсию по городу с обедом, на следующей неделе у нас несколько заказов для иногородних групп. Мы работаем и с иностранцами – наши экскурсоводы говорят на четырех языках. 


Любовь Коровина, директор агентства «МариНика-тур»: 

– Но в городе, действительно, мало кто работает со сборными группами. А очень часто обращаются один или два клиента. Мы занимаемся и такими экскурсиями. 

О ценах 

Марина Стадная («Фатум»): 

– Я не понимаю, почему входной билет в недавно открывшийся музей-усадьбу Веневитинова стоит 100 рублей плюс 150 рублей – сама экскурсия. Это дороже посещения Эрмитажа. А если еще за 150 рублей познакомиться с Ольденбургским замком, да еще оплатить автобус, то складывается сумма, неоправданно дорогая для туриста среднего класса.
Люди привыкли считать деньги. 

Яна Чернышова («Яр»): 

– Это копейки, а на копейках туризм не поднять. Нам нужен классный богатый турист. Во всем мире сначала привлекают платежеспособных туристов. Именно так раскрутили Турцию, и туда потом потянулся средний класс, цены сбросили. Люди хотят тратить деньги – так почему мы этого боимся? У нас все лежит под ногами, а мы не можем поднять.

О бренде Воронежской области 

Марина Лылова, директор природного архитектурно-археологического музея-заповедника «Дивногорье»: 

– Проблема формирования воронежского бренда назрела давно. Однако закрепить какой-либо единственный бренд в нашем регионе сложно, если судить по многообразию объектов и по количеству местных культурных событий. 

Яна Чернышова («Яр»): 

– По закону маркетинга, мы и не можем продать все сразу, продавать нужно что-то одно. Проблема в том, что мы не знаем, что. Мы стараемся охватить и музеи, и заповедники, и фестивали. А Воронежу нужен единый образ, город должен ассоциироваться с чем-то. Как Петербург – императорский, Барселона – архитектура Гауди, нам надо найти что-то свое, уникальное. Это шикарная тема для поиска. Заказчиком здесь может быть только местная власть, которая бы к поиску бренда привлекла профессиональное сообщество, опросила горожан через СМИ и институты общественного мнения. Когда будет найдена идея, нужно включать команду высококлассных маркетологов, которые создадут концепцию продвижения Воронежа на внешний рынок. На брендинг нельзя жалеть денег. У нас маленький отель, всего 45 номеров, но он всегда заполнен. Если бы мы не вложились в раскрутку, кто бы о нас знал? 


Ирина Чернышова, заместитель начальника отдела особо охраняемых природных территорий и экологической экспертизы департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области:

– У нас очень много красивых мест, которые заслуживают внимания. Мы проводим ежегодные фестивали, которые привлекают много детей, в том числе из других регионов. В прошлом году мы провели фестиваль в Ломах Воробьевского района, в этом году – в воронежском заповеднике. В сентябре у нас пройдет очередная выставка «Воронеж – город-сад», на которую приезжают из других субъектов и даже иностранные гости. Я думаю, они тоже работают на благо узнавания города. 

Об инфраструктуре 


Марина Лылова («Дивногорье»): 

– На мой взгляд, проблема развития туризма еще и в том, что большинство воронежских музеев безнадежно устарели и нам не хватает инфраструктуры, чтобы принимать гостей. В музее-заповеднике «Дивногорье» инфраструктура по минимуму выстроена, но ее явно недостаточно. Например, мы до сих пор не можем оказывать услуги по размещению, а такая потребность есть у многих наших гостей. Сейчас завершается процедура перевода административно-хозяйственного здания в статус гостиницы. Мы сделаем отель категории «хостел» на 28 мест. Но такие масштабы гостеприимства проблему не решат. Их не хватит обеспечить тех, кто к нам приезжает без культурных событий. Не говоря уже о «Ночи в Дивногорье», которая проводится уже восьмой год. По ней нам начинают звонить из других регионов с мая. 


Марина Стадная («Фатум»): 

– Да и в гостиничной системе Воронежа логики пока мало. «Нажали» на сектор «4-5 звезд» или на хостелы, восьмиместные номера с двухъярусными кроватями, где нельзя размещать уважающих себя людей. А отелей туристического класса в городе нет. В Петербурге, например, можно найти и комфортные общежития с евроремонтом, и ведомственные, и частные гостиницы, но все – вполне доступные для любого класса туристов.
 

Светлана Родионова, заместитель директора по экологическому просвещению Воронежского государственного заповедника:

– Не нужно ждать, пока у нас появятся дешевые комфортные отели и интерактивные музеи, нужно уже сейчас заявлять о себе, продвигать, что уже есть. А улучшать можно до бесконечности.

Яна Чернышова («Яр»): 

– Инфраструктура построится сама, если в регионе начнется системный приток туристических инвестиций. Когда бизнес поймет, что к нам едут туристы – они вложат деньги и в развитие этой сферы. 

О частном капитале и роли государства 


Владимир Елецких, директор издательства «Альбом», писатель, краевед: 

– Проблему внутреннего туризма на энтузиастах не решить. В Рамоне пытались создать музей керамики. Но чтобы Рамонь стала туристический центром, в ней должно быть несколько таких музеев. Проблему внутреннего туризма надо решать сбалансированно на уровне государства. Чтобы гостей привлекали и музеи, и другие места отдыха. Я много езжу по России, и вижу, как в этом смысле «удобрены» другие города.
 
Марина Лылова («Дивногорье»): 

– Для туристов необходимо создавать условия приема, в которых им бы было комфортно – это и гостевые дома, и кафе, и, извините за прозаичность, современные чистые туалеты. Но областной бюджет не может профинансировать создание всей необходимой инфраструктуры объектов туристического показа, инвесторы тоже не спешат вкладывать деньги. Бизнес хочет прийти на землю, которая сразу бы стала их собственностью, при этом самим быть свободными от жестких обязательств, которые на объектах культурного наследия все же существуют. Заявки на развитие туристической инфраструктуры музея-заповедника мы подаем регулярно в различные целевые федеральные программы. Но финансирование по этим программам предполагает обязательное региональное софинансирование. Ни федералы, ни инвесторы на нулевые условия не пойдет. И здесь, на мой взгляд, инициатором должна быть не только областная власть, но и местное бизнес сообщество, и сам турсектор в бизнесе.

Екатерина Буйволова, советник департамента культуры и архивного дела Воронежской области: 

– В Воронежской области утверждена государственная программа «Развитие культуры и туризма на 2014-2020 годы», включающая в себя подпрограмму «Развитие туризма и рекреации в Воронежской области». В 2014 году объем финансирования на подпрограмму 2,9 млн рублей из областного бюджета. В основном, эти средства пойдут на мероприятия, направленные на продвижение региона. На протяжении четырех лет, в рамках отраслевых программ региональное правительство во взаимодействии с Торгово-промышленной палатой Воронежской области и представителями местного турбизнеса реализовывали мероприятия по продвижению региона, в том числе, участие в профильных международных и межрегиональных мероприятиях, которые проходили в Москве и регионах. А также осуществляли сопровождение туристско-информационного портала Воронежской области www.tourist36.ru. 

Геннадий Шаталов («Region PR»): 

– У нас каждый сам по себе. Мы один из немногих регионов, где нет координирующего органа государственного Туристского информационного центра, который аккумулирует всю информацию. Как это ни прискорбно, но Воронежа пока нет на туркарте России. Одно из крупнейших событий региона – Платоновский фестиваль – не отработал с точки зрения туризма, стал фестивалем для воронежцев. Хотя другие регионы хорошо раскручиваются даже на туре выходного дня. Тольятти стал центром событийного туризма, здесь проводятся уникальные выставки яхт и катеров. На второй фестиваль бань, который будет в середине июля в Суздале, уже все билеты продали. Мы же о своих гораздо более глобальных событиях просто никому не рассказываем. У нас давно не проводятся туристические форумы. В ноябре мы, наконец, организовали здесь финал первой Всероссийской туристической премии «Маршрут года», куда пригласили все местные турагентства. 


Екатерина Быкова, руководитель предприятия «Территория уникальных развлечений Сити-парка «Град»: 

– Для того чтобы комплексно реализовывать направление развития туризма, необходимо создать в регионе современную платформу, которая будет притягивать туристов и станет для них удобной базой.Точкой отсчета может стать Сити-парк «Град», откуда могут формироваться экскурсионные маршруты на другие объекты области. С открытия, с октября 2011 года, Воронежский океанариум принял около 800 тысяч только иногородних туристов. Причем, многие приехали именно ради посещения этого уникального объекта – в Воронеже третий океанариум в России. Они открыли для себя наш город именно здесь. Здесь же туристы посещают и круглогодичный крупнейший в Европе крытый Парк аттракционов. Сити-парк «Град» обладает развитой транспортной инфраструктурой, широкой сетью кафе и ресторанов, рядом несколько гостиничных комплексов разного уровня для размещения гостей. Все это позволит сделать пребывание туристов в нашей области максимально комфортным. Нам нужна единая программа продвижения региона с выработанными рабочими маршрутами. Сити-парк готов стать платформой для развития этого направления. 

Итоги 

Участники круглого стола решили от имени всех заинтересованных в развитии регионального туризма обратиться с письмом в областной департамент культуры и архивного дела, в котором сформулировать свои предложения. В частности, активисты предлагают создать туристско-информационный центр, единый координирующий орган, и разработать бренд-бук города, обсудить его с профессиональным сообществом, работающим в сфере внутреннего туризма. 

Официальный партнер – Бутик-отель «Яр», информационный партнер – компания HeadHunter.
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».