Разговоры о системе образования часто переходят в споры. Люди привыкли ругать ЕГЭ и учителей, программы и методы преподавания. Но это не значит, что в сфере не происходит качественных изменений. Эксперты рассказали корреспонденту РИА «Воронеж», каких изменений ждать жителям Воронежской области в сфере образования.
Тенденция №1. Индивидуализация
Суть подхода в том, чтобы в центре учебного процесса стоял каждый ребенок по отдельности, а не целый класс. Модель индивидуализации объединяет все ступени обучения в уникальный для каждого отдельного школьника путь, на котором он развивается в своем темпе, в соответствии со своими возможностями и запросами.
Первый проректор Института развития образования Александр Митрофанов работает над новыми проектами в сфере образования Воронежской области. Индивидуализация – главный приоритет в деятельности его рабочей группы.
– Организационная модель любого образовательного учреждения должна стать более открытой: к ребенку нужно относиться как к обучающемуся не в тот момент, когда он приходит в школу, а когда он заходит в систему образования – в три года. Детский сад, школа, учреждения дополнительного образования, профессиональные образовательные организации не могут существовать по отдельности. Индивидуализация подразумевает модель, в которой какие-то дети могут прийти из детского сада в первый класс на год раньше, а другие на год позже: кто-то с точки зрения уровня результата первый класс освоит быстрее, а кто-то медленнее. Когда мы будем учитывать запрос и возможности каждого ребенка, то на выходе из образовательной системы все дети на своем уровне будут успешными, – утверждает Александр Митрофанов.
Эксперт отметил, что над темой индивидуализации в регионе работают давно, и вскоре проработку схемы начнут в 80 образовательных организациях:
– Мы поставили индивидуализацию образования приоритетным направлением инновационной деятельности региона на ближайшие три года. Сейчас мы заняты формированием таких моделей, для этого в 2019 году отобрали 50 школ и 30 детских садов с их инновационными проектами. Задача педагогов – найти организационно-управленческие подходы к индивидуализации образования. Мы уже экспериментировали в этой плоскости: во многих школах сейчас есть индивидуальные траектории обучения, некоторые отказались от классно-урочной модели в чистом виде, ряд школ экспериментирует с нелинейностью расписания.
Директор детского технопарка «Кванториум» Илья Коржик тоже участвует в проекте по индивидуализации и считает, что эта система позволит ребенку выбрать предметы для углубленного изучения, а впоследствии – получить желанную профессию:
– Практически все дети занимаются чем-то дополнительно, но существующая система образования этого практически не учитывает. Индивидуализация позволит реализовать запрос ребенка на повышенный уровень любого предмета, углубленное изучение какого-то направления. Мы думаем, что будет запрос от компаний, бизнеса и промышленности региона. Скорее всего, экспертная группа будет декомпозировать профессии на компетенции, а ребенок сможет увидеть, на какие профессии стоит рассчитывать исходя из своих компетенций или чему нужно научиться, чтобы получить желанную профессию.
Тенденция №2. Уход от пятибалльной системы оценок
За время своего существования пятибалльная система несколько раз трансформировалась. Теперь, по словам экспертов, она не только не соответствует современным реалиям, но и противоречит стандарту. Действующий ФГОС выделяет три блока результатов: предметные, метапредметные и личностные. Пятибалльная система дает лишь предметную оценку и не отражает реальных результатов ученика. Поэтому одна из главных тенденций образования – поиск новых методик оценивания, которые фиксируют уровень владения компетенциями и приобретенные навыки, а также способствуют внутренней рефлексии.
– Традиционная пятибалльная оценка, ЕГЭ и Всероссийские проверочные работы ориентированы на предметный результат, но оценить компетенции балльной шкалой просто невозможно. Крупные компании перестали смотреть на отметки в аттестатах и дипломах. Обществу нужны успешные, коммуникабельные, креативные люди, умеющие работать в группе. Стандарты противоречат этим подходам: с одной стороны, школа должна ориентироваться на то, чтобы дети успешно сдали ЕГЭ, с другой, обществу нужны совершенно другие люди. Всегда можно получить какое-то знание, но если у тебя с детства не сформированы общие компетенции, тебе будет трудно добиться успеха, – уверен Александр Митрофанов.
Специалист отметил, что в Воронежской области уже есть школы, которые отказываются от оценок и ищут новые подходы:
– В Воронежской области есть школы, которые уже не ставят отметки, но в целом учебные учреждения очень осторожно пользуются своим правом изменить систему оценивания, сделать ее комплексной, хотя законом это не запрещено. Наверное, тут нужен договор на федеральном и региональном уровне – мы должны посмотреть на другие компоненты оценивания. Ребенок и родители должны видеть, какие навыки прирастают, а какие нет. Количество баллов в системе оценивания не имеет никакой роли – пять их или сто. Родители должны отказаться требовать балльность отметки – проблема внешней оценки и отсутствия самооценки ребенка тормозит достижение успешности.
Преподаватель информатики и робототехники Александр Рухлин также поддерживает переход на новую форму оценивания знаний:
– Мне кажется логичным уход от оценок. Не будет такого, что ты ставишь четверку одному ученику, потому что он немного не дотягивает до пятерки, и другому ученику, который с тройки еле переполз. У них одинаковая оценка, но разный уровень знаний. Новая система позволит реально оценивать знания конкретного ученика.
Тенденция №3. Меньше теории, больше практики
Зарубежная система образования давно делает акцент на практических занятиях – многие школы базируются именно на этом принципе и разрабатывают разнообразные практические модули. В России и в частности в Воронежской области изменения тоже назрели. Привычная классно-урочная модель, когда учитель говорит большую часть урока, изживает себя. Современному ребенку гораздо проще самому найти нужную информацию и изучить ее, а задача преподавателя – заинтересовать и вовремя помочь. На практике ребенок применяет свои знания и соотносит их с реальным миром, приобретая необходимые навыки.
Александр Митрофанов рассказал, как отрабатывают переход к практической модели в Центрах образования цифрового и гуманитарного профилей «Точки роста», которые базируются в школах региона:
– В декабре 2019 года мы провели серию семинаров по проекту «Современная школа» по «Точкам роста». Школы получили оборудование, федеральный проектный офис активно проводил курсы. Мне было интересно посмотреть, как люди с этим работают. В одной школе мы увидели, что на новое пространство наложили классно-урочную модель и проводят лекции, а в другой – интересные практические занятия. У нас есть идея фиксировать такие уроки на видео и показывать учителям как пример – нам важно вычленить людей, которые смогут делиться опытом.
Александр Рухлин уверен, что практические занятия намного эффективнее лекционных, и дети в таких условиях запоминают информацию намного лучше:
– На своих уроках я стараюсь делать упор на практику – ученику не нужно знать определения, ему достаточно понимать, что это такое. Можно устраивать интерактивные уроки: когда дети сами пытаются разобраться в информации, они лучше запоминают. Очень важно объяснять ученикам, чем им пригодятся знания в будущем. Например, очень классно на уроках математики решать экономические задачи – это реально можно использовать в жизни. Когда дети заинтересованы, они сами ищут дополнительную информацию.
Илья Коржик убежден, что особое внимание нужно уделять культуре труда, которую развивают практические занятия:
– В образовательной терминологии есть определения софт-компетенций и хард-компетенций. Софт-компетенции – это мыслительные процессы, а хард-компетенции – физические: добежать, что-то сделать руками. Но есть еще и знания – их нельзя отнести ни к тем, ни к другим. В новой российской системе образования всегда был и есть перекос на знания и софт-компетенции, и очень плохо, что мы забыли про умение что-то делать руками. Изменилась культура потребления – нам легче выкинуть устройство и купить новое, чем отремонтировать его самому, хотя это несложно. Это нужно понимать и выстраивать систему образования, которая будет воспитывать другую культуру. Мы со своей командой при разработке нового ФГОСа по технологии уделяем большое внимание культуре труда.
Тенденция №4. Ранняя педагогическая практика и онлайн-оценка педагогов
С уходом от классно-урочной модели педагогу придется одновременно владеть навыками психолога, организатора, уметь работать в команде. В процессе обучения будущих преподавателей уже есть новшества: практику вводят не на последних курсах, а уже на первом.
Для учителей с большим стажем работы тоже появятся новые возможности – сейчас апробируют работу онлайн-центра оценки квалификации, где педагог может завести личный кабинет и протестироваться, получить итог по личным профессиональным нехваткам и рекомендации от тьюторов.
– Мне кажется, что время просто учителя ушло, пришло время в широком смысле педагога-универсала, который может решать сразу много задач, – поделился Александр Митрофанов. – Если ребенку здесь и сейчас нужна психологическая поддержка, мы должны на это ориентироваться. Педагог должен владеть предметом, но в первую очередь владеть разными технологиями и быстро перестраиваться под возникающие задачи. Сегодня в образовании тренд на хороших технологов, и я не думаю, что владение предметом является приоритетным. Иногда встречаются отличные преподаватели, которые отлично владеют предметом, но у них вообще не клеится взаимодействие с классом. И наоборот, педагог может уступать в знаниях, но знает психологию детей и умеет организовать процесс, с помощью которого дети будут заниматься сами – в таком случае дети могут быть более успешными.
Александр Митрофанов напомнил, что три года назад в Воронежской области стартовал региональный проект по внедрению практикоориентированной модели подготовки специалистов Губернского педагогического колледжа:
– Мы работаем над задачей перевести процесс подготовки студентов-педагогов в практический формат. Раньше студент впервые попадал в школу на третьем курсе, редко – на втором. Многие из студентов только тогда осознавали, что выбрали не ту профессию или их готовили не так. Мы поняли, что нужно привести студента в школу еще на первом курсе хотя бы в качестве наблюдателя и участника. Часть студентов начала отсеиваться в первом полугодии и не теряла время, а оставшиеся активно погружались в работу. У нас один из самых крупных в стране центров профмастерства – восемь объектов по проекту «Учитель будущего» – больше, чем у остальных регионов. Он работает для синхронизирования системы по подготовке молодых педагогов и переподготовке действующих, чтобы учитель мог быстро получить необходимую помощь и переориентировался с точки зрения психологии. Центр профмастерства должен сконцентрировать лучшие силы Воронежской области, к нему будут привязаны стажировочные площадки из числа инновационных площадок. Одна из институций проекта «Учитель будущего» – центр оценки квалификации. Мы рассчитываем на то, что какая-то часть учителей пойдет туда и начнет по-другому относиться к выстраиванию образовательного процесса.
Тенденция №5. Новые пространства вместо привычных классов
По словам экспертов, привычные классы с рядами парт уже нельзя назвать хорошим планировочным решением – в альтернативных пространствах с мультифункциональным оборудованием, где можно проводить интересные практические занятия, дети занимаются с большим интересом.
В Воронеже уже применяют новые подходы к обустройству при строительстве образовательных учреждений и перепланировке действующих.
– Мы стараемся применять новые объемно-планировочные решения: создавать открытые пространства, зоны проектной деятельности, коворкинги, трансформируемые аудитории. Это делается для того, чтобы мотивировать педагогов и детей к другим формам организации образовательной деятельности, – рассказал Александр Митрофанов. – Уже есть результаты: в Бобровском образовательном центре отличные планировочные и технологические решения, какие-то элементы есть на базе инновационных площадок. В школе мы можем обойтись без классических парт – это могут быть трансформируемые столы разных форм и собираться в два или три, в квадрат или круг. В одном помещении можно одновременно заниматься информатикой, прототипированием и конструированием. Мы ищем решения для создания рабочих зон, где дети собираются не классом на урок, а по несколько человек – по интересам. В Аннинском лицее была маленькая библиотека, ее вынесли в рекреацию, поставили пуфы, сделали подиум. Теперь там проектируют, показывают презентации.