Благодаря популяризации науки и воплощающимся в жизнь фантастическим идеям Илона Маска интерес к освоению космоса и развитию инфраструктуры планеты и земных городов появляется не только в таких местах, как «Сколково» или Иннополис, а и у воронежских бизнесменов. О топовых региональных проектах и об их перспективах – в материале РИА «Воронеж».
Доставка на МКС. Недорого
Инвестиционный проект завода композитных материалов под Воронежем достаточно быстро перерос из простого предприятия по производству технических ламинатов и фольгированных диэлектриков в композитный кластер, который возьмет на себя основную нагрузку по производству частного космического корабля.
В сентябре 2019 года стало известно, что «прописанное» в подмосковном Королеве ООО «Международные транспортные космические системы» (МТКС) планирует создать транспортный корабль «Арго» для доставки грузов на Международную космическую станцию. Особенности этого корабля в «многоразовости» и низкой стоимости запуска, которая должна составить 11,5 млн долларов, что значительно дешевле, чем у существующих российских кораблей.
Инициаторами реализации проекта стали бывшие сотрудники S7 Space – Николай Брюханов, Сергей Сопов и Дмитрий Кахно. Уже тогда Воронеж рассматривался как один из вариантов для запуска производства. Как рассказал партнер проекта – местный бизнесмен Андрей Благов, большая часть работ над «Арго» (порядка 60%) будет выполнена на воронежском предприятии, входящем в композитный кластер – ООО «Аэрокосмические композитные технологии» (АКТ) займется сборкой корпусов. Запуск производства запланирован на 2023 год.
– В настоящее время проект находится на стадии переговоров – это затянется, скорее всего, месяца на два. Занимаемся определением параметров производства, после чего начнется проектирование завода, – пояснил Андрей Благов.
По разным данным, в общей сложности проект может потребовать от 3 до 5 млрд рублей инвестиций.
Такси по городу
Воронежский стартап Scienex в 2020 году начал работу над прототипом аэромобиля, которые в последствии сможет работать в сфере перевозки людей и грузов. Основная «фишка» Flyter – в аэродинамической форме, которая безопасна для окружающей инфраструктуры и человека: предполагается, что корпус будет обтекаемым за счет отсутствия внешних винтов. Сам аппарат будет достаточно компактным – в Scienex отмечают, что аэромобиль по размерам будет сопоставим с микроавтобусом. Максимальная скорость полета будущего Flyter должна составить 120 км/ч, дальность – 150 км на высоте до 1,5 тыс. м.
Как рассказал глава компании Евгений Тырнов, сейчас Scienex делает свой первый полноразмерный прототип – аэромобиль запланированного размера и примерно с нужными характеристиками, но чуть упрощенный. Главным конструктором стал доктор технических наук, заведующий кафедрой самолетостроения ВГТУ Владимир Корольков. Летом планируется начать летные испытания.
Пока проект финансируется за счет собственных средств компании. В 10-летней перспективе Flyter потребует огромных инвестиций – счет будет идти на сотни миллионов долларов.
В качестве потенциального рынка реализации Scienex рассматривает Азию: Китай, Японию, Индию и другие страны. Это обусловлено потребностями региона – наличие мегаполисов с транспортными проблемами, а также с тем, что там есть базис для инфраструктуры и регулирования. В России, по мнению создателей, пока обстановка и инфраструктура неблагоприятные.
– Уже много лет я шел к тому, чтобы строить глобальный проект, большой и технологичный, меняющий что-то, возможно даже мир. Это придает мне драйва, это интересно и на это хочется потратить жизнь. Постоянно на протяжении нескольких лет я на собственном бизнесе учился реализации различных проектов. Идея аэротакси пришла ко мне достаточно спонтанно, я начал ее крутить в голове и понял, что это то, что я искал, то с чего можно построить глобальную компанию, которую я хотел, и поэтому решил заняться этим, – рассказал Евгений Тырнов.
Такой же, только зеленый
Еще один проект воронежских инженеров менее футуристичный, и скорее для души, нежели для общественной пользы. В декабре 2019 года блогер Валентин Петухов, специализирующийся на обзорах новой техники и технологий под ником Wylsacom, заявил о создании своего Cybertrack.
Автомобиль создавался по аналогии с тем, который в ноябре 2019 года презентовал Илон Маск – в массовом доступе машины пока нет. Известный блогер не стал дожидаться появления кибертрака, и решил сделать свой – этим занялась воронежская компания Constrictor Motorsport. Как рассказал руководитель компании Станислав Петракеев, Wylsacom сами вышли на него через сайт объявлений и заказали авто. Почему выбор пал именно на Воронеж – неизвестно.
Сейчас работы находятся на завершающей стадии. Из общего у автомобилей будет только внешний вид: воронежский Cybertrack изготавливается на основе Toyota Tundra с бензиновым 5,7-литровым мотором V8, в то время как Tesla делает электромобиль. Воронежский аналог будет уступать оригиналу и по мощности, но не значительно.
– Мы несколько выбились из графика, но уже вышли на финишную прямую. После автомобиль отправится к своему хозяину в Москву. Естественно, для езды по дорогам общего пользования он не предназначен – это шоукар. Для его создания потребовалось несколько миллионов рублей, – пояснил Станислав Петракеев.
Идеальное и реальное
Конечно, последний проект гораздо проще, чем первые два, но их объединяет одно: все это – очень дорогие игрушки, только в случае с кибертраком финансовые затраты ложатся непосредственно на заказчика, а в остальных – на кредиторов и инвесторов.
– Эти проекты выходят на непростой и зарегулированный рынок, поэтому их жизнеспособность зависит в очень большой степени от настойчивости и удачи их основателей и команды, – считает руководитель проекта по созданию фотобиореактора для выработки кислорода в космосе «435 nanometers» Александр Шаенко.
– Радует, то что на воронежской земле рядом с гигантами авиационной и космической индустрии, построенными во времена СССР, рождаются новые нестандартные проекты космического масштаба. Одно плохо – российские регуляторы не успевают за техническим прогрессом. Результат – Россия, в силу относительной дешевизны трудовых ресурсов, становится лишь лабораторий идей для стран с более прогрессивными регуляторными механизмами, – считает заместитель директора по стратегическому развитию авиакомпании «Геликс» Вадим Балдин. – Будем надеяться на то, что период детских болезней воронежских технологических компаний пройдет и игрушки воронежских инженеров станут такой же реальностью, как Ту-144 или Ил-86, которые воплощались в металле на воронежской земле.