РИА «Воронеж» предлагает необычную экскурсию в историю. С помощью газеты «Воронежский курьер», которая в 2015 году отметила 25-летие со дня выхода первого номера, мы вспомним, что волновало воронежцев в 90-е годы. Возможно, кому-то темы статей того времени покажутся смешными, что-то вызовет ностальгию, а отдельные материалы заставят задуматься о том, что теория развития истории по спирали – непустые слова.
1992
О краже со взломом в воронежском горисполкоме (сейчас мэрия Воронежа) сообщила читателям «Воронежского курьера» журналист Елена Сконникова. ЧП случилось в ночь на 8 января, после того, как закончились народные гуляния на площади Ленина. Неизвестные люди проникли в здание горисполкома через чердак. Пришедшая в 05:45 уборщица увидела распахнутые двери, разбитые стекла и вызвала полицию. Злоумышленники вскрыли несколько служебных кабинетов, взломали сейфы – их разбили кувалдами, украли личные вещи сотрудников горисполкома: шапки, туфли и другие предметы.
«Ночью в здании оставался только дежурный по горисполкому. Он находился в отдельном кабинете. В результате следственного эксперимента удалось выяснить, что из своего кабинета дежурный не мог слышать ничего. Тем, кто может что-нибудь сообщить об этом происшествии, обещано крупное денежное вознаграждение».
1993
О женщине-дворнике Лилии Рябчиковой, которая в свободное время подрабатывала натурщицей в воронежском художественном училище, рассказала журналист Светлана Тарасова. В интервью женщина заметила, что знала много натурщиц, которые бросали подработку, увидев свои портреты. Лилию изображение ее внешности ни разу не смущало, никогда не было обиды. Натурщикам в 1994 году платили мало. За 45 минут «обнаженки» в холодном помещении выдавали по 30 рублей, за это же время позирования, но в полный рост – 24 рубля, а за голову 21 рубль. Для сравнения, в ноябре 1992 года буханка хлеба стоила около 20 рублей, килограмм сливочного масла – от 300 рублей.
«В день я имею по 4-5 часов, но только потому, что работаю здесь давно и расписание у меня стабильное. В месяц выходит где-то 2,5 тыс. рублей. Но я не жалуюсь. Я люблю эту работу. Эта профессия чем-то сродни актерству. Вот садишься на стул, тебе придают какую-то позу и при этом рассказывают об образе, который ты представляешь».
Натурщица призналась, что легко обнажается перед студентами-художниками, но только перед ними. Позировать перед фотообъективом она никогда не будет. Единственное исключение Лилия сделала для фотокорреспондента «Воронежского курьера» Андрея Архипова. По словам натурщицы, она не видит в позировании для студентов художественного училища эротики, пошлости и похоти. Для нее позирование – это искусство.
Фото — Андрей Архипов
О том, что училищу нужны натурщики, Лилия узнала из объявления в газете. В то время подходил к окончанию ее декретный отпуск, возвращаться на завод ей не хотелось, так как не с кем было на целый день оставить ребенка. Так Лилия стала натурщицей.
– Это был один из моих первых репортажей в «Курьере». До этой съемки у меня было мнение, что натурщики – это всегда красивые, молодые люди. А когда мы пришли в училище, увидели не очень молодую, не очень красивую женщину. Да к тому же она почти час сидела обнаженной в холодной комнате, где мне, одетой, даже прохладно было, – вспоминает автор материала Светлана Тарасова.
Стереотип, что натурщики должны быть с идеальными телами, разбили педагоги художественного училища. Они рассказали, что молоденькие стройные натурщицы похожи друг на друга, а человек в возрасте более интересен для художника.
«То ли дело человек за пятьдесят, особенно если он жилистый, костистый, с рельефными, пусть даже обвислыми мышцами. В этом возрасте тело и лицо человека начинают говорить о нем больше, чем он может это сделать сам».
1994
В первый месяц 1994 года в Воронеж приезжала Алла Пугачева. Концерт примадонны проходил в спортивном комплексе «Юбилейный». По мнению автора статьи о визите певицы Татьяны Быба, Пугачева сильно рисковала, выбрав «самый гигантский и неприспособленный для концертов зал в Воронеже».
«Заломила фантастическую цену на билеты. После срывов концертов других эстрадных “звезд” по причине несоответствия цены на билеты, возможностей обедневшего населения и завышенного представления певцов и певиц о собственной популярности жест “звезды” № 1 был весьма рискованным. Но она не прогадала. Как не прогадали и те, кто все-таки решил тряхнуть кошельками ради встречи с той, что уже второй десяток лет будоражит зрительское воображение».
Концерт поклонников порадовал. К зрителям певица вышла в коротком черном платье-распашонке с большим серебристым сердцем на груди, в ботфортах и кепке. Пугачева спела свои хиты и новые песни. Поклонники приняли их на "ура". Концерт в Воронеже проходил накануне свадьбы Пугачевой и Киркорова, поэтому зрители, глядя на любимую певицу, бурно обсуждали ее будущий брак с молодым болгарином.
– Это сейчас мы уже привыкли к ее молодым мужьям, а тогда для многих было шоком, что 45-летняя женщина собралась замуж за 27-летнего мужчину, – рассказывает журналист Татьяна Быба. – Очень хорошо помню, какая была давка была возле «Юбилейного» в день ее концерта. Я такой толпы еще ни разу в жизни не видела. Было даже страшно, что тебя в толпе затопчут. Зрителей пропускали в одном месте только. Тщательно проверяли людей, смотрели билеты, чтобы не поддельными были. В итоге концерт задержался на час. Но как только Пугачева вышла на сцену, все забыли обо всех неприятных организационных моментах. Она артист высочайшего класса, сразу смогла расположить к себе зал. Поразила своим профессионализмом – как она ведет себя на сцене, как общается со зрителями.
После концерта многие поклонники остались, чтобы проводить Аллу Пугачеву. Каждый надеялся, если не получить автограф, то хотя бы вблизи посмотреть на любимую певицу.
– Рассмотреть ее не получилось. Пугачева вышла в черном пальто, в шляпе и черных очках. Спрятала лицо максимально. А вот рост замаскировать сложно, хоть она и была на каблуках, но все равно стало понятно, какая она маленькая в жизни. На сцене и на телеэкране Пугачева не кажется маленькой, а в жизни она, как дюймовочка, – вспоминает Татьяна Быба.
1996
Трогательную историю о спасении новорожденных медвежат рассказал на страницах «Воронежского курьера» журналист Владимир Тихомиров. Случай произошел в филиале госцирковой компании, фургончики которого в январе 1994 года стояли в Первомайском саду. Медведица Даша родила двух малышей, но по непонятным причинам не приняла потомство.
«По суровым законам природы непризнанные дети должны умереть. Почему Дашка решила убить свое потомство – неизвестно. Малышей у Дашки отбивали всем зооцирком. Это ведь не кошка – подошел и взял котят. Пока кто-то отвлекал разъяренную медведицу на себя, другие с помощью щеток и швабр пытались достать из кучи опилок окровавленные пищащие комочки. Клетка ходила ходуном и трещала по швам. Но медвежат все-таки отбили».
Медвежонку-девочке повезло, с ней все было хорошо. А мальчику серьезно досталось от матери – медведица подрала ему спину и разодрала заднюю лапу. Малыша сразу повезли в ветеринарную клинику. Врач, который всю жизнь лечил только кошек и собак, сначала даже боялся прикоснуться к новорожденному медвежонку, но в итоге зашил и обработал раны. Правда, детеныша это не спасло, он умер на следующий день.
«А Настю взял к себе на воспитание Виктор Юрченко, заведующий секцией животных зооцирка. Он и стал для медвежонка и “мамой” и “папой”. Выходить медвежонка – сложная задача. В природе медведи впадают в спячку, в это время у них рождается потомство. До весны медвежата находятся под боком матери, питаются ее молоком и с приходом тепла вместе со старшими выбираются из берлоги.
Но так бывает в природе, а что делать с отверженным медвежонком в городских условиях? Насте устроили искусственную берлогу в жилом вагончике. Мы увидели лежащего в картонной коробке на ватной подушке медвежонка, накрытого сверху полотенцем. Сама коробка стояла на табуретке возле старенького электрообогревателя, а сверху была приделана еще и мощная лампа. Кормят Настю каждые полтора-два часа из самодельной соски-пипетки. За неимением жирного материнского молока Виктор Григорьевич готовит Насте детское питание “Беби”. Она вяло протестует, отбиваясь лапами с острыми, как у кошки, коготками. Сам Виктор Юрьевич днюет и ночует здесь же в вагончике, рядом с Настиной “берлогой”».