РИА «Воронеж» предлагает необычную экскурсию в историю. С помощью газеты «Воронежский курьер», которая в 2015 году отметила 25-летие со дня выхода первого номера, мы вспомним, что волновало воронежцев в 90-е годы. Возможно, кому-то темы статей того времени покажутся смешными, что-то позволит понастальгировать, а отдельные материалы заставят задуматься, что теория развития истории по спирали – не пустые слова.
1991 год
1 января 1991 года «1 канал» развлекал еще советских граждан программой «Поле чудес». Ровно через час, в 13:35, впервые по центральному телевидению показали фильм «Человек с бульвара Капуцинов». В 16:00 – финал КВН-90, затем часовой выпуск диснеевских мультфильмов, а главным вечерним десертом первого дня 1991 года был долгожданный концерт «Песня года».
1992 год
Центральный материал в выпуске «Воронежского курьера» за 1992 год – поздравление редакционного коллектива. Правда, из-за политических событий, которые лихорадили страну в минувшем 91-м , чувствовалось напряжение даже в пожеланиях. Судите сами.
Борис Подгайный, в 1992 году – корреспондент, в 2016 году – главный редактор газеты «Воронежский курьер»:
«Есть мнение, что ничего радостного в нашей жизни не осталось, одни огорчения. Если судить по редакционной почте, мнение это необоснованным не назовешь. Пишут, звонят, приходят – и почти у всех какая-нибудь напасть: помогите, больше некому! Пытаешься как-то… Что может быть радостным в новом году? Очень многое. Малейший намек на какое-то изменение к лучшему – и у нас уже будет большая радость. Мы многого уже не требуем. Отвыкли мы от многого. Разумеется, чтобы самая малость всеобщей радости появилась – сделать придется порядком. Хочется верить, что сможем. Вот отдохнем за праздничным столом, порадуемся нашим маленьким, таким родным и дорогим домашним радостям… Так о радостном-то? Ну вот, например: шампанское к новогоднему столу приобрел. И не за 130, а по 60. Месяца два назад в другом городе. Повезло. Хотя какая это радость…»
Ирина Федорова, в 1992 году – обозреватель, в 2016 году – журналист в Сиэтле, США:
«Каждый день, приходя на работу, я встречаюсь в нашем полутемном коридоре с людьми, которые терпеливо ждут журналистов – того, кто выслушает и поможет. У нас нет часов приема посетителей, и к нам люди идут с утра до вечера. Идут те, кто уже отчаялся найти сочувствие и соучастие в других инстанциях. К нам идут с жалобами на самодуров-начальников, на суды и прокуратуру, на исполкомы и профсоюзы, на врачей и чекистов. Рассказывают свои долгие истории – рассказывают, ругаясь и плача. Иногда даже не очень веря в то, что газета может помочь, но просто надо выговориться, хоть перед кем-то облегчить душу. Дорогие наши читатели, дорогие мои сограждане! Простите нам за то, что мы не всесильны, и что мы просто физически не в состоянии побывать везде, где нас ждут – в «Курьере» всего 12 журналистов! И спасибо вам за то, что доверяете нам свои боли и проблемы. Потому что как бы ни было трудно, но нам вместе предстоит выкарабкиваться из того мрака, в котором мы все сидим».
Зоя Грязева, в 1992 году – заведующая отделом рекламы, в 2016 – генеральный директор «Студии "Губерния"»:
«Все мы живем в ожидании праздника. Но исчезают «красные даты» – и 1 мая, и 7 ноября уже не те. Только Новый год – праздник детства – мы ждем его с той же радостью. И в каждом новом году – ожидание чуда. Я верю в это чудо и верю, что это Чудо мы можем делать сами. Просто надо улыбнуться и подумать, что жизнь – это уже счастье. А какая она, это уже зависит от нас с вами. Может быть, попробуем: быть добрее, какой бы унылой и серой ни была наша действительность. Ведь мы с вами, каждый в отдельности, – очень добрые, хорошие, прекрасные люди. И все мы – сможем все, только нужно верить – в себя, в друзей, в близких. Желаю вам свершения чуда – свершения всех ваших мечтаний – любите, будьте любимы: добра вам и счастья!»
Алла Холденко, в 1992 году – корреспондент, в 2016 году – главный редактор газеты «Московский комсомолец в Воронеже»:
«Наверное, под Новый год нужно желать людям то, что желаешь самому себе. Да, я желаю себе и счастья, и любви, и свободы, и, наконец, богатства… Но это как бы пожелание вообще. На всю жизнь. Но что можно сказать людям за пять минут до двенадцати или через пять минут после. Жизнь стала настолько непредсказуемой, что иной раз просто не знаешь, что для тебя завтра будет важнее и нужнее: быть ли свободным, быть ли богатым или хотя бы просто выжить… Я не знаю, что нас ждет в будущем году, но знаю, что на всякий случай нужно готовиться к худшему. Поэтому мне расхотелось желать своим читателям чего-то абстрактного и возвышенного, ведь до осуществления таких пожеланий дело дойдет не скоро. Я рискну показаться чересчур прозаичной, но я действительно хочу, чтобы хотя бы в последнюю ночь старого года и в первый день нового в ваших домах не отключили воду, отопление и свет. Чтобы у вас в праздничный вечер не сломался телевизор или магнитофон. И чтобы вы, не дай Бог, не обнаружили, что у вас кончились соль и спички. Пусть хотя бы в этот праздник все забудут о талонах, очередях и поломанной технике».
1993 год
В январском выпуске «Воронежского курьера» журналист Владимир Андреев рассказал о киноитогах ушедшего 1992 года. Кинопрокатчиков он не порадовал. По сравнению с 1991 годом посещаемость кинотеатров упала на 30%. Это было связано с повышением цен на билеты.
«Но не хлебом единым жив человек. Самые популярные фильмы все же собрали неплохое количество просмотров. Первое место по числу зрителей в Воронеже занял супер-боевик «Терминатор», его посетило более 89 тыс. зрителей. Далее фильмы распределились следующим образом: «Дикая орхидея» – 78 тыс. зрителей, «Империя чувств» – 64 тыс. зрителей, «Слияние двух лун» – 61 тыс. зрителей, «Рабыни секса» – 54 тыс. зрителей, «Действуй, Маня» – 44 тыс. зрителей, «Обнаженная в шляпе» – 35 тыс. зрителей. «Маленький гигант большого секса» собрал 37 тыс. зрителей за 14 дней проката. По этому небольшому рейтингу становится ясно, что сексуальная революция в нашем благословенном граде еще не прошла, и, честно говоря, это не так уж и плохо – значит, город жив».
1994 год
31 декабря 1993 года в 18:35 произошла аварийная остановка рабочих агрегатов городской канализационно-насосной станции. Фекальные воды, перегоняемые на Левобережные очистные сооружения, пошли из коллектора в «обработку». Машинный зал заполнился доверху за 12 минут. От станции нечистоты потекли в сторону улиц МОПРа и Нижней, подтопляя частные дома. Два дня пожарные, работники аварийных служб города восстанавливали поврежденную систему. В штатном режиме насосная станция начала работать только в 6:00 3 января.
«Не обошлось и без травм. Поскользнувшись на лестнице, упал и сильно повредился работник «Водоканалтреста». В тяжелом состоянии его отправили в БСМП. Нужно отдать должное всем тем людям, которые, пожертвовав праздничным отдыхом, делали все, чтобы свести ущерб от аварии к минимуму. Не оставили горожан без питьевой воды, не допустили попаданий фекалий в водопровод. Кем, когда и как был поврежден силовой кабель, питающий оборудование насосной станции, должно установить следствие. Но сейчас уже ясно, что мы продолжаем оставаться теми загадочными русскими, которые сами себе создают трудности, чтобы потом их героически преодолевать».
1996 год
Студент журфака ВГУ из африканской страны Мали Яя Конате вызвал настоящий ажиотаж среди воронежцев в 1996 году. В интервью корреспондентам «Курьера» экзотический «дедушка» признался, что больше всего из своей русской жизни любит блины, а ненавидит холод.
«Новый год на Родине моей мы встречаем также в ночь с 31 декабря на 1 января. К сожалению, в Мали праздник этот не такой красивый, как в России. И сказочных героев, таких, как Дед Мороз и Снегурочка, у нас нет. Приеду домой, буду показывать своей семье фотографии, где я играл роль Мороза».