Творческая встреча с художником Алехандро Рамиресом (Богота – Амстердам) прошла в Воронежском центре современного искусства во вторник, 3 марта. Разговор открыл публичную программу, приуроченную к выставке «Страна возможностей», которая откроется в ВЦСИ в конце недели

Алехандро Рамирес на творческой встрече рассказал о своем проекте «А10: воспоминания из будущего», над которым он работает в последние 18 месяцев. А10 – это название автострады, которая отделяет центр Амстердама от периферийных районов города. А проект Алехандро посвящен одному из таких районов на западе голландской столицы, заселенному, в основном, иммигрантами. Художник переехал в него в 2013 году и поселился в арт-резиденции. Осматриваясь и делая фотографии в окрестностях, он начал размышлять о проблемах среды, урбанизации и джентрификации.

Джентрификация (от англ. «gentrification») – это комплексное и последовательное изменение городской среды обитания, происходящее в результате сознательного переселения обеспеченных граждан, относящихся к т.н. «высшему» и «среднему высшему» классу, в те районы города, которые ранее были неблагополучными (гетто и промзоны) и заселенны представителями низших, маргинальных классов, либо в те районы, которые находились в состоянии упадка и представляли заброшенную территорию. Чаще всего данный процесс сопровождается новым строительством и реконструкцией старых построек.

– Почему этот микрорайон? Планы по его развитию начались в далеком 1929 году, это был хорошо продуманный проект, который являлся результатом работы многих людей, основанный на модернистских тенденциях, – объяснил Алехандро.

В своем проекте художник изучал старые планы микрорайона и анализировал, каким образом территория, спланированная когда-то «по уму», со временем превращается в район с репутацией неблагополучного, как затем заброшенные пространства отдают под арт-кластеры художникам и куда при этом перемещаются бывшие жители бывшего неблагополучного района – что стоит за всеми этими трансформациями и перемещениями.

Изначально проект был построен на документальной работе, Алехандро очень много записывал и фиксировал, но потом устал от этого и решил обратиться к вымыслу, к искусству. Так появилась работа о воображаемых антропологах из будущего.

Я стал представлять, что было бы, если бы в будущем группа исследователей начала бы реконструировать, каким было наше общество. Я воспользовался методами антропологических исследований и собрал команду, которая мне помогала. Ключевыми словами проекта стали «миграция», «джентрификация», «городское планирование». И мы со всей серьезностью подошли к этому делу. Мы отказались от документации и решили использовать художественный вымысел. Мы составили группу исследователей, которые в будущем пытаются воссоздать и начали рассказывать свою историю. Мы движемся от утопии модернизма к технологическому обществу, чтобы понять, как город обустроен сейчас. Это процесс, который затрагивает все страны, в том числе и Россию. Но как это все происходило?
Алехандро Рамирес

художник

«Нам говорят, что это единственный путь и другой привел бы к хаосу, но действительно ли это так?», – задается вопросом художник. В 1930-е годы, когда планировался новый район Амстердама, аргументирует свою мысль Алехандро, сложно было предположить, что в ближайшие десятилетия голландские колонии получат независимость и из них в метрополию хлынут сотни тысяч мигрантов.

В своих исследованиях Алехандро приводит статистику, согласно которой в Амстердаме новой застройки, инициированной частными инвесторами, со временем становится больше, чем зданий, построенных государством. Но кто владельцы этой новой недвижимости и какие социодемографические процессы катализируют они? Можно ли с помощью художников и креативного класса заставить неблагополучный район расцвести и куда в таком случае денутся его «неблагополучные» жители?

– Правительство выселяет иммигрантов все дальше за периферию, где они образуют все новые гетто. Художники, заселяющие их район, делают его лучше, но тогда этот район становится и более дорогим, и у его прежних жителей уже нет средств на квартиру в своем бывшем районе. То, что раньше было сообществом, теперь превращается в своеобразные инкубаторы, где представители креативного класса живут несколько лет, а потом сменяются. И им как мантру повторяют: «Ты художник, кочевник, тебе не нужны социальные гарантии и стабильность, просто твори». И это новая реальность, в ней художник становится моделью нового общества. Каким образом разорвать этот замкнутый круг?

Чтобы донести эти вопросы до жителей города, Алехандро и его друг Фархад – режиссер, бежавший в 2009 году из Ирана – сняли видео, в котором воспроизводят разговор неких девелоперов, рассуждающих о застройке района и о том, что будет с ним дальше. Это видео художники проектировали на окна одной из девелоперских компаний Амстердама.

– Но что насчет будущего? Как произвести научную фантастику? Как представить будущее, к которому двигаться? Из вечного сейчас мы можем предсказать лишь возможное будущее, потенциальное будущее. В то же время нам каждый день приходится сталкиваться с последствиями выборов, сделанных в прошлом, и иногда от них больно. Мне очень нравится эта цитата про ангела, который хотел бы пробудить мертвых. Эта метафора подходит к любой художественной практике. Что бы ты ни делал, ты не можешь вернуться назад. Поэтому одна из целей нашего проекта – не только обратиться в будущее, но и оглянуться назад, посмотреть, какие уроки нам может преподать прошлое, 
Алехандро Рамирес

художник

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».