, Воронеж
  • 12461

Книжный Воронеж. Что почитать ко Дню Победы

Обзор произведений воронежских писателей о Великой Отечественной войне.
Книжный Воронеж. Что почитать ко Дню Победы Книжный Воронеж. Что почитать ко Дню Победы
РИА Воронеж Текст — , фото — Дарья Снегова; Виктория Васильченко

РИА «Воронеж» продолжает рубрику о писателях и книгах, связанных со столицей Черноземья. Накануне Дня Победы мы вместе с заведующей детской библиотекой №38 (улица 9 Января, 132) Еленой Бирюковой представляем подборку из пяти произведений, в которых упоминается Воронеж до войны, во время и после. 

yzFZTKpYBvs.jpg

Все книги есть в городских и районных библиотеках, а также в свободном доступе в интернете. Прочитать их самостоятельно или с детьми – еще один способ почтить всех, кто выжил или погиб в то трагическое время.

Борис Васильев «Завтра была война»

photo_2020-05-08_18-32-20.jpg

Борис Васильев родился в 1924 году в Смоленске. Окончил девятый класс в нынешней 28-й воронежской школе. Здесь же он играл в любительских спектаклях, выпускал со своим другом рукописный журнал, здесь его застала война. В 17 лет добровольцем пошел на фронт. В 1943 году после контузии поступил на учебу в Военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск. Затем работал по специальности инженером-испытателем боевых машин. В 1954 году ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью. Его произведения отличались образностью и кинематографичностью – повести и романы Васильева экранизировали около 30 раз.

Борис Васильев написал повесть «Завтра была война» в 1984 году. В 1987 году по произведению сняли фильм. Действие происходит в 1940 году. Повесть рассказывает об учащихся 9 «Б» класса обычной советской школы. Место действия не называют, но воронежцы знают – это про нас, про 28-ю школу, про наш Дом пионеров, про Воронежский авиазавод. Девчонки и мальчишки выросли, столкнулись со взрослыми проблемами – неразделенная любовь, предательство, неравенство. Написанную на излете советского времени повесть раздирают противоречия – комсомольский энтузиазм и подростковая нежность, поэзия Серебряного века и трагедия дочери «врага народа». Герои повести уверены, что этот год – неудачный, потому что високосный. Следующим стал 1941-й.

От нашего класса у меня остались воспоминания и одна фотография. Групповой портрет с классным руководителем в центре, девочками вокруг и мальчиками по краям. Фотография поблекла, а поскольку фотограф старательно наводил на преподавателя, то края, смазанные еще при съемке, сейчас окончательно расплылись; иногда мне кажется, что расплылись они потому, что мальчики нашего класса давно отошли в небытие, так и не успев повзрослеть, и черты их растворило время.
На фотографии мы были 7 «Б». После экзаменов Искра Полякова потащила нас в фотоателье на проспекте Революции: она вообще любила проворачивать всяческие мероприятия.
– Мы сфотографируемся после седьмого, а потом после десятого, – ораторствовала она. – Представляете, как будет интересно рассматривать фотографии, когда мы станем старенькими бабушками и дедушками!
... Из сорока человек, окончивших когда-то 7-й «Б», до седых волос дожило девятнадцать. А из всех мальчиков, что смотрят на меня с фотографии, в живых осталось четверо.

«Завтра была война»

Эдуард Пашнев «Дневник человека с деревянной саблей»

photo_2020-05-08_18-18-16.jpg

Эдуард Пашнев родился в 1933 году в Воронеже, окончил ремесленное училище, работал на заводе фрезеровщиком, грузчиком и работником сцены в драматическом театре, между делом писал стихи. В 1959 году поступил, учился у поэта Льва Ошанина и знаменитого Льва Кассиля. Первый сборник стихов выпустил в 1964 году. Одна из самых значительных книг Пашнева – «Девочка и олень», посвященная жизни и творчеству юной художницы Нади Рушевой. У автора вышло более 30 книг, около 20 пьес, три киносценария. Сейчас живет в Америке, но регулярно навещает Россию, в том числе Воронеж, где состоялся как творческий человек.

«Дневник человека с деревянной саблей» – воспоминания Эдуарда Пашнева. Идиллическое довоенное детство, когда папа приносил сразу по пять плиток шоколада, а мама наряжала акацию сливовыми плодами, сменяется горящими трамваями и бегством из стонущего города, смертью, голодом. Пашнев пишет точно: ребенок не дает оценку событиям, не успевает испугаться или начать горевать, но цепко, как объектив камеры, фиксирует картины 1941–1945 годов.

Самолет летел оттуда, где солнце, поэтому я смотрел, загородившись рукой от солнца. Он становился все больше и больше, и вдруг из него посыпались черные точки. Три, потом еще три и еще. Было ужасно интересно смотреть. Где-то далеко заухало, и все люди, которые шли по улице и щурились от солнца, останавливались и смотрели вверх.
Соседская коза на пустыре перестала жевать траву и начала испуганно дергать худой шеей веревку.
Мне было совсем не страшно. Я увидел другой самолет, из которого тоже посыпались точки, только тут я подумал, что они больше похожи на восклицательные знаки, падающие боком. А потом появился третий самолет, соседская коза выдернула колышек, к которому была привязана, и побежала, мотая бородой, к дороге.
Черные восклицательные знаки падали где-то далеко, и я никак не мог догадаться, что это бомбы. Я ведь никогда их до этого не видел. Мама тоже не видела, но она сразу догадалась, побежала ко мне через двор и крикнула:
– Слазь оттуда!
Но мне не хотелось слезать, и я еще немного постоял на крыше, будто не слышал. И все люди стояли на улице и во дворах и смотрели на самолеты и на разрывы зениток.
Мама стащила меня на землю, а моя сабля и щит остались лежать на крыше.

«Дневник человека с деревянной саблей»

Михаил Демиденко «Воронеж – река глубокая»

IMG_20200508_163912 (1).jpg

Михаил Демиденко родился в Воронеже в 1929 году. Великую Отечественную войну встретил в Пятигорске у бабушки 12-летним подростком. Сбежал на фронт с морской пехотой, был ранен, оказался в Пятигорске. В родной город вернулся после его освобождения. В Воронеже окончил школу, сотрудничал с местной прессой с восьмого класса, посещал литературный кружок при Доме пионеров. Еще школьником начал работать внештатным корреспондентом областного радио и газеты «Коммуна». В 1949 году после окончания школы поступил в Военную школу переводчиков восточных языков на китайское отделение. Среди преподавателей японского был Аркадий Стругацкий.

По сценариям Демиденко сняты фильмы «Ребята с Канонерского», «Мишель и Мишутка», «Прогулка, достойная мужчин». В качестве спецкора «Литературной газеты» писатель ездил в Китай, Вьетнам, Кампучию, Лаос, Монголию, Индию, Малайзию и другие страны Дальнего Востока, публикуя затем путевые очерки и одновременно накапливая впечатления и факты для художественных произведений. С 1955 года и до дня своей смерти в 2003 году жил в Санкт-Петербурге.

В 1968 году выпустил повесть «Приключения Альберта Козлова», а в 1987 году – ее расширенную до романа версию «Воронеж – река глубокая». Главный герой книги – Альберт – обобщенный образ подростка, попавшего в мясорубку оккупированного Воронежа. В книге упоминаются много исторически точных деталей, топонимы родного Воронежа. Семья Альберта живет в Доме артистов на улице Фридриха Энгельса, он попадает под авианалет в саду Пионеров, эвакуируется через Чернавский мост и Собачью Усмань, помогает провести разведчиков через брод напротив водонапорной башни на реке Воронеж, разминирует строительный институт, делит территорию с чижовскими хулиганами. А еще растет, взрослеет, теряет близких, влюбляется и ищет свое место в разрушенном войной мире.

Рядом был базар. Стояли подводы с битой птицей, картошкой, огурцами. Молоко привозили на возах. Целый воз глиняных горшков с пробками из сена. В горшках топленое молоко с вкусной рыжей пенкой. Бесконечные ряды телег...
Воронеж в дни моего детства можно назвать детской республикой. По улицам дрынчали специально «детские» трамваи, увешанные флажками, были детские парикмахерские, магазины, театр, кинотеатр. Да, детство мое было счастливым!
А если у кого-нибудь из моих сверстников прорезался, как молочный зуб, хоть какой-нибудь талантишко, одаренного ребенка немедленно брали за руку, вели в Дом народного творчества, в студию Дома пионеров; его, как и сотню таких же огольцов, терпеливо выслушивали на бесконечных олимпиадах.

«Воронеж – река глубокая»

Евгений Дубровин «В ожидании козы»

IMG_20200508_163237.jpg

Евгений Дубровин родился в 1936 году в рабочем поселке Верхнеозерский сельхозтехникум Таловского района. После окончания Воронежского сельскохозяйственного института работал механиком на авторемонтном заводе в Острогожске, был главным редактором студенческой газеты, потом – ответственным секретарем многотиражной газеты педагогического института «Учитель». В 1965 году стал заместителем редактора газеты «Молодой коммунар», где редактировал юмористическую страницу «Черный кот». В 1963–1966 годах заочно учился в Литературном институте.

Первая повесть писателя – «Грибы на асфальте» – была опубликована в 1966 году, после чего рассказы Дубровина публиковались в журнале «Подъем», а затем вышли в коллективном сборнике молодых воронежских прозаиков «День рождения». С 1967 по 1971 год Евгений Дубровин вернулся редактором в «Молодой коммунар», после чего уехал в Москву, где начал работать в редакции журнала «Крокодил» в отделе экономической жизни. В 1975 году Дубровин журнал возглавил. Умер писатель в 1986 году.

Книга «В ожидании козы» увидела свет в 1968 году. Она рассказывает, как после войны в семью неожиданно возвращается отец, которого считали погибшим. Вдруг оказывается, что сыновья его, переломанные войной, стали чужими, дикими, не признающими ничей авторитет. А вокруг – голод, немецкие «приветы» – неразорвавшиеся снаряды, безработица. В поисках лучшей доли семья переезжает в деревню. Но и здесь нет спасения: та же разруха, а вместе с ней – подозрительность и опасливое отношение друг к другу. Родители мальчиков уходят покупать козу, а значит – сытость и достаток. Но коза не становится символом счастливой жизни… Страшные, натуралистичные картины послевоенного времени наслаиваются друг на друга и превращаются в беккетовский театр абсурда.

Итальянская машина – трехтонный грузовик – находилась сразу же за городом в небольшой поросшей кустарником балке.
Мы легли недалеко на пригорке и в который уже раз принялись разглядывать ярко-желтый грузовик. Он был взорван. Кузов смят в лепешку, колес не было. Сохранилась лишь кабинка. Она удивительно здорово сохранилась. Даже блестела лаком, даже фары были, только крыша кабины сплющена так, что окна превратились в щели.
Эта-то подозрительно сохранившаяся кабинка и отпугивала мальчишек нашего города. Давно уже были обысканы, ободраны, «раскурочены» все на десять километров вокруг трофейные танкетки, зенитки, грузовики, и только к «итальянке» никто не решался приближаться. Было сильное подозрение, что она заминирована немцами. А что такое мины, мальчишки знали. Прошло уже больше года, как кончилась война, но у нас недели не проходило без взрыва, хотя саперы работали на полную катушку. Целыми грузовиками возили они мины за город и там взрывали.

«В ожидании козы»

Евгений Титаренко «Четверо с базарной площади»

photo_2020-05-08_18-46-03.jpg

Евгений Титаренко родился в 1935 году в селе Веселый Яр Западно-Сибирского края. Окончил Ленинградское военно-морское подготовительное училище, затем учился в Ленинградском высшем военно-морском училище, затем матросом служил на Севере, в Заполярье. В 1959–1964 годах учился в Литературном институте в Москве. По распределению в 1965 году приехал в Воронеж. Два года работал редактором художественной литературы в Центрально-Черноземном книжном издательстве.

Первый предложенный к изданию роман «Обвал» – об аварии в шахте – не вышел в свет по цензурным соображениям из-за описания ЧП. Зато своего читателя нашли подростковые произведения. Евгений Титаренко известен прежде всего своим знаменитым родством – был родным братом Раисы Горбачевой. Страдал алкоголизмом, болезнью Альцгеймера, содержался в психиатрической клинике возле поселка Орловка в Хохольском районе. Умер в 2018 году.

«Четверо с базарной площади» написаны в 1983 году в жанре школьной повести. Город здесь также не называют, но по многим признакам действие разворачивается в послевоенном Воронеже. Для четверых друзей исследование руин родного города становится таинственным и увлекательным занятием. В повести нет места глубоким философским размышлениям, зато есть мальчишеский задор, отвага и жажда приключений. Воронежец найдет здесь и Алексеевский Акатов монастырь, и «Девичок», и Щепной рынок.

Бывший монастырь примыкал вплотную к городскому базару, так что в торговые дни, выходя за калитку, Генка сразу окунался в стоустую базарную толчею.
Этот бывший мужской монастырь называли чаще старой баней, так как единственное, похожее на крепость строение его, закончив в 1917 году свою религиозную карьеру, служило поочередно то казармой, то горкомхозом, одно время даже тюрьмой, а в годы войны – баней. Потом кто-то надумал снести его: полуразвалил третий, чердачный этаж, сделал проломы в толстых стенах второго и… раздумал.
Теперь в единственной келье второго этажа в левой половине бывшего монастыря жил Генка, а под ним – в единственной келье нижнего этажа – Славка, или Слива, как звали его на улице.
В город они приехали почти в самом конце войны, года полтора назад, вместе с отцами, которые у обоих работали на железной дороге.
От монастыря в распоряжении друзей остались многочисленные переходы на втором этаже и узенькая лестница на третий, от бани – искореженные обрывки водопроводных труб, проржавевшие секции радиаторов и бездействующая котельная в подвале.

«Четверо с базарной площади»

Что еще почитать о войне

photo_2020-05-08_18-18-14.jpg

Елена Бирюкова также составила для РИА «Воронеж» список произведений воронежских авторов о Великой Отечественной войне, которые можно найти в библиотеке №38.

Андрей Платонов:

«Маленький солдат», «Дерево Родины», «Размышления офицера», «Счастливый корнеплод», «Мать» («Взыскание погибших»), «Сержант Шадрин», «Возвращение», «Полотняная рубаха», «Никита», «Сухой хлеб», «Безручка», «Иван Толокно – труженик войны», «Неодушевленный враг», «Броня», «Дед-солдат», «Офицер и крестьянин» («Среди народа»), «Иван Великий», «Смерти нет!» («Оборона Семидворья»), «О советском солдате» («Три солдата»).

Василий Песков:

«Война и люди», «Он был разведчиком».

Анна Королькова:

«Сказ о Жукове: былина», «Мудрая мать», «Ленинградский бой: былина», «Былина, посвященная подвигу Матросова».

Алексей Прасолов:

«Жестокие глаголы», «Друзья».

Григорий Бакланов:

«Навеки девятнадцатилетние», «Июль 41-го года», «Друзья», «Я не был убит на войне» (повесть), «Был месяц май…», «Пядь земли», «Южнее главного удара».

Юрий Гончаров:

«Теперь – безымянные…», «В сорок первом», «Нужный человек», «Война», «Далеко от Родины», «Повесть о ровеснике», «Дезертир», «Неудача», «Трое с винтовкой», «Сто холодных ночей».

А это список воронежских поэтов, писавших о войне: Алексей Прасолов, Егор Исаев, Анатолий Жигулин, Самуил Маршак, Владимир Гордейчев.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: