Мы продолжаем рубрику о книгах и писателях, связанных со столицей Черноземья. Новый материал посвящен альтернативе книжным магазинам – букинистическим развалам и людям, которые коллекционируют книги и продают их. Где, у кого и за сколько можно приобрести подержанные издания, узнала журналист РИА «Воронеж».
Бейджики и типовые столы
В выходной день на улице Карла Маркса у столов с подержанными книгами, предназначенными для продажи, собрались члены региональной общественной организации книголюбов «Букинист». В клубе около 20 человек.
– У нас все официально – документы есть от администрации, бейджик у каждого букиниста. Торгуем с одинаковых столов, – рассказал Владимир Балабаев.
Владимир Владимирович – президент этого своеобразного букинистического клуба. Помимо этого, он продолжает работать в Воронежском государственном техническом университете ведущим инженером на кафедре физики. Продавать книги начал в конце 1990-х.
– Весной 1998 года не заплатили зарплату и отправили в отпуск без отпускных. Лето, у меня жена и двое детей, которых надо кормить. Попытался найти работу на заводе, хоть грузчиком. Уже почти наняли, но начальство потребовало трудовую книжку, которую я принести не мог – мне же в сентябре на занятия. Что делать? Гляжу, на Пушкинской народ выкладывает свои книги. Решил на время отпуска продавать свои, которые собирал. Потом стал перекупать книги для продажи у других людей, – вспомнил букинист.
Когда главой Воронежа стал Александр Ковалев, он решил организовать в облцентре «Новый Арбат» – по аналогии с московским. Сотрудники администрации предложили книголюбам продавать книги на пешеходной улице Карла Маркса. В мэрии хотели собрать на «Арбате» букинистов, художников, музыкантов. Так книжные развалы появились у гимназии имени Басова. Но когда Ковалев покинул пост, букинистов стали теснить – началась реставрация улицы Карла Маркса, там клали плитку.
Когда вернулись на привычное место, возникла новая проблема: для переноски столов и книг книголюбы использовали местную рабочую силу – алкоголиков, которым были нужны деньги. Книги хранили в подвалах, арендуемых в ближайших домах. Жильцы начали жаловаться, что в дома заходят пьяницы, и тогда мэрия запретила букинистам торговать книгами в этом месте.
– Я сказал ребятам: давайте восстановимся, но чтобы никакого алкоголя. На этих условиях нам позволили вернуться и выделили место в Никитинском сквере. У каждого бейджик с печатью организации, все столы однообразные. А алкоголь я стал исключать, – рассказал Владимир Балабаев.
Книгами ведущий инженер ВГТУ торгует только по выходным. В принципе, он мог бы уже не заниматься этим, так как есть и зарплата, и пенсия. Но говорит, что здесь хорошие люди, а главное, общение – букинисты обсуждают книги, отдыхают душой. По словам Владимира Балабаева, «Букинист» – в большей степени клуб по интересам, чем средство выживания. Ведь книги тяжелые и выходить с ними на развалы – большой труд. А продаются они не за высокую цену.
Книжка за рубль
Цены на книги букинисты ставят из соображений спроса. Выше спрос на книгу – выше и цена. Книжки здесь долго не стоят, каждый день их стоимость снижается. Многие продавцы сбивают цены на плохо продающиеся книги после обеда.
– Книжки стоимостью до 5–6 рублей ставлю в стопку и кладу ценник «1 рубль». Вот, например, «Анжелика». Если к концу дня ее не заберут, отправится в библиотеку или на макулатуру. Или «Чингисхан» Василия Яна – отличная книга, но не пользуется спросом. Причина в том, что это воронежское издание, тираж почти 200 тыс. экземпляров. Она есть у каждого пятого воронежца, а у кого нет, тот может у соседа взять. А ведь есть еще и центральные издательства. В 1987 году книга стоила 1 рубль 80 копеек и сейчас продается за рубль, – отметил Владимир Балабаев.
Букинист также добавил, что цена не зависит от года выпуска, даже если издание крайне редкое:
– Как-то мне попался «Чапаев», издание 1947 года. Редкая книга, поставил на нее повыше цену. Но так как я каждый день снижаю стоимость, она ушла за бесценок. Иногда то, на что делаешь ставку, не идет, а то, на что не ставишь, уходит с лету.
На развалах можно найти два тома «Анны Карениной» 1950 года издания за 150 рублей, современного «Коллекционера» Фаулза за 40 рублей, два романа Генриха Манна за 100 рублей, энциклопедии «Страны и народы» по 35 рублей за книгу. Но на первый том из серии про Гарри Поттера стоит ценник 500 рублей. Продают старые книги воронежских писателей – например, детские повести Юрия Третьякова, которые с 1980-х годов переиздавались лишь раз издательством «Речь», у букинистов можно купить по 150 рублей за книгу.
В основном к букинистам приходят пенсионеры, привыкшие читать бумажные издания, школьники, молодые мамы. Бывают и забавные случаи.
– Как-то женщина искала книгу «Орущие в кустах», то есть «Поющие в терновнике». А однажды мама с сыном уверяла меня, что Пушкин не писал прозу. Бывало, спрашивали Лескова с ударением на первый слог… Мы все не могли понять, о каком писателе речь, – рассказал Владимир Владимирович.
Кто продает книги?
Семинарист
У Игоря есть основная работа, а столы с книгами на улице Карла Маркса он выставляет по субботам. Здесь преимущественно святоотеческая литература, книги на религиозную тематику и исторические романы – то, что интересно ему самому.
– В свое время я учился в семинарии. Если люди хотят почитать что-то на религиозную тему, то приходят ко мне, так как знают, что у меня хорошая подборка. Цену обычно ставлю из расчета, что могу сделать скидку, – рассказал Игорь.
Дома у мужчины обширная библиотека с книгами разных жанров – в основном дорогие сердцу издания. Старался не копить много книг, дарил друзьям и знакомым. А на букинистических развалах ничего не задерживается и не залеживается. Игорь признался, что денег здесь не заработаешь, а клуб «Букинист» для него – хобби.
Экономист
Елена Ивановна работает с книгами с середины 1990-х. Женщина жила с пожилой бабушкой и маленьким ребенком в частном доме в центре Воронежа. Жили нелегко – приходилось топить печь и носить воду. У Елены Ивановны торговое образование, но на работу ее не брали – мало опыта. Так она отправилась продавать книжки. Это и по сей день остается ее основным заработком, другого места работы у нее нет.
– Мне было так удивительно, когда у меня приобрели книгу. На первые 100 рублей купила молока, конфет. Стала продавать свою библиотеку, но начала с не очень хороших книг – с любовных романов. Потом подкладывала более качественные, да и люди продавали мне книги для перепродажи, – рассказала Елена Ивановна.
На ее столе разнообразная литература – от «Анны Карениной» Льва Толстого до бульварных романов и технических справочников.
– Сейчас больше берут детективы и книги по рыбалке. Если идут за классикой, то не за Пушкиным. Легко продать, допустим, «Идиота» и «Братьев Карамазовых» Достоевского, «Мастера и Маргариту» Булгакова. За ними приходят люди в возрасте. «Анну Каренину» спрашивают, когда пройдет премьера фильма по роману, – рассказала Елена Ивановна.
Коллекционер из Москвы
У Петра Донкарева в коллекции больше 10 тыс. книг. Для него книжные развалы начались не как хобби, а как возможность заработать деньги. Да и сейчас продажа книг – его основной заработок.
Прежде Петр жил в Москве. Книги начал собирать с 1990-х годов, когда они стали более или менее доступны по цене. В Воронеж мужчина приехал по семейным обстоятельствам. Работы не нашлось – так любовь к книгам переросла в основной заработок. Именно поэтому в отличие от многих членов клуба Петр раскладывает столы на улице Карла Маркса и в будние дни.
По его словам, в «Букинисте» он всего семь лет.
– Я не шел к этому целенаправленно, так вышло. Отчасти от любви к книгам… Покупал в свое время для себя, коллекционировал, но так получилось, что пришлось продавать. Поначалу продам книгу и прямо болею – тяжело расставался. А потом потихонечку сформировался другой взгляд на это все, – вспомнил Петр.
Основная масса предлагаемых книг – из личной библиотеки коллекционера. Если и перекупает что-то у других, то далеко не все.
– Думаю, вы обратили внимание, что у меня книги другого качества, не какой-то хлам, – отмечает он.
На столах Петра – качественная классическая литература, серьезные авторы – от Шекспира до Арчибальда Кронина. В его коллекции есть и редкие, и старые книги. Но букинист уверен, что они ценны не для всех:
– Что касается книг, здесь мир неисчерпаем, и чем больше узнаешь в этой сфере, тем больше ощущение, что меньше знаешь. Бывает, придет человек, увидит банальную книжку и скажет: «Я ее искал всю жизнь». А она тут лежит за 20 рублей. Для каждого человека понятие ценности индивидуально.
В выходные вокруг книжных развалов всегда люди – смотрят книги, интересуются ценами, общаются. Но Петр уверен, что о существовании книжных развалов знают всего около 5% воронежцев. А книжками интересуются и того меньше – не более 4%.